skip to Main Content

Информация о спецкурсах постоянно добавляется и обновляется. Для оперативного получения самой свежей информации пользуйтесь страницей кафедры физики ВКонтакте.

“Задачи повышенной трудности по физике для учащихся одногодичного потока” (доцент С.П. Крюков). Спецкурс является дополнением к основному курсу физики в одногодичном потоке. На спецкурсе разбираются помеченные звёздочкой (не обязательные для решения) задачи из домашних заданий, а также рассматриваются новые задачи, по уровню порой приближающиеся к олимпиадным. Название курса до определённой степени условно, ибо значительное время отводится ответам на вопросы учащихся по текущим темам, а также разбору трудно усваиваемых вопросов.

“Анализ размерностей и теория подобия” (доцент Е.И. Могилевский, пока по средам с 17-00 в формате ZOOM-конференций, ссылки разосланы по почтам всех классов, первое занятие 23 сентября). Спецкурс читается в первом семестре учебного года и ориентирован в основном на учащихся 10-х классов. В рамках спецкурса излагается материал, полезный при решении многих задач: дается строгое обоснование способу получения ответа «по размерности» без решения сложных дифференциальных уравнений, рассматриваются пути, позволяющие обоснованно упрощать постановки задач, планировать эксперименты. Результаты получаются аккуратно с математической точки зрения, большая часть необходимого математического аппарата излагается на лекциях. Рассматриваются два раздела, которые практически не изучаются в рамках общего курса – течения вязкой жидкости и теплопроводность. Излагаемые методы применяются для решения задач из этих и других разделов физики. Запись первого занятия можно посмотреть здесь.

“Олимпиадный физический практикум” Двухгодичный спецкурс, одинаково полезный учащимся и 10-х, и 11-х классов, поскольку реализует индивидуальные программы обучения. Первое занятие для 10 классов – 9 сентября. Подать заявки на участие (для согласования других дней проведения занятий) можно с помощью google формы: https://forms.gle/XZ8NKaRpXw4juaSu7

“Олимпиадный семинар для 10 класса” (доцент К.В. Парфенов, по средам в 18-00 пока в формате ZOOM-конференций, ссылки будут разосланы по почтам всех классов, первое занятие 30 сентября). Занятия по подготовке к региональному и финальному этапам Всероссийской олимпиады школьников 2021 года по программе 10 класса. В программе: изучение новых разделов из программы 10 класса (молекулярная физика, электростатика, постоянный ток), разбор методики решения задач уровня регионального и финального этапа по всем темам программы ВОШ.

“Математика и физика” (доцент К.В. Парфенов, по вторникам в 17-00 пока в формате ZOOM-конференций, ссылки разосланы по почтам всех классов, первое занятие 15 сентября). Спецкурс для 10 и 11 классов посвящен использованию «необычных» математических методов для решения сложных олимпиадных задач и изучения некоторых разделов современной теоретической физики. Подробная программа спецкурса приведена на его странице. Запись вводного занятия 15 сентября можно посмотреть здесь.

 

“Астрономия” (ассистент А.С. Иванов, по субботам в 16-00 пока в формате ZOOM-конференций, ссылки разосланы по почтам всех классов, первое занятие 12 сентября). Спецкурс рассчитан на учащихся как 10-х, так и 11-х классов. Лекции будут посвящены самым интересным проблемам современной астрономии и физики. Вы узнаете, что такое темная материя и темная энергия. Что было со вселенной 15 миллиардов лет назад. Как рождаются звезды и как происходят взрывы сверхновых. Мы обсудим, как лучше всего лететь на Марс и какие проблемы для этого предстоит решить. Попутно мы затронем фантастические фильмы и сериалы про путешествия в космосе, а также идеи, которые в них представлены. И обязательно освоим материал, необходимый для астрономической задачи в ЕГЭ по физике. Запись вводного занятия 12 сентября можно посмотреть здесь и здесь (две части)

“Отдельные главы курса физики на примерах задач физических олимпиад” (ст. преподаватель П.А. Крюков, по субботам в 15-00, занятие 19 сентября состоится в формате ZOOM-конференции, ссылки разосланы по почтам всех классов). Годовой спецкурс ориентирован в основном на учащихся 10-х классов, но может быть полезен и учащимся 11-х классов. В его рамках на примерах задач физических олимпиад будут рассматриваться как темы, уже пройденные к 10-му классу, так и новые, относящиеся к программе следующих семестров. Цель курса — закрепить  существующие навыки, а также освоить новые эффективные методы решения  задач, главным образом, олимпиадного уровня. На многочисленных примерах  осваиваются элементы теории, которые часто изучаются не очень глубоко в рамках обычного курса физики. Для участников желательно хорошее знание базового углублённого курса и некоторый олимпиадный опыт. Программа спецкурса на 1 семестр. Материалы спецкурса можно посмотреть здесь.

 

“Турниры научных боёв” (ст. преподаватель К.Д. Сладков К.Д, лаборант М.А. Сивцов, по субботам в 17-00 пока в формате ZOOM-конференций, ссылки будут разосланы по почтам всех классов, первое занятие 26 сентября). Годовой спецкурс рассчитан на учащихся как 10-х, так и 11-х классов. Он направлен на подготовку команды учащихся на турнир юных физиков, однако спецкурс будет полезен также химикам и биологам, планирующим участие в ТЮБ и МХТ. Ученики пройдут путь от первого чтения заданий турнира до готового выступления на турнире (через умение вести научную дискуссию,  читать научные статьи, задавать правильные вопросы). Спецкурсы по подготовке к турниру есть в МФТИ и Ecole Polytechnique, пусть и на родине турниров будет.

 

“Решение олимпиадных задач по физике от школьных олимпиад до Всероссийских” (доцент  С. Д. Варламов, по четвергам с 17-00 до 18-30 пока в формате ZOOM-конференций, ссылки будут разосланы по почтам всех классов, первое занятие 01 октября). Спецкурс рассчитан на учащихся как 10-х, так и 11-х классов. Решение физических задач нужно для более глубокого понимания физических законов и их проявления в самых разных ситуациях. Для этой цели олимпиадные задачи подходят как нельзя лучше. В них, пользуясь кратким условием, нужно представить себе физическую модель, наиболее подходящую для рассматриваемой ситуации, написать уравнения, связывающие заданные и неизвестные физические величины, характеризующие рассматриваемое явление или процесс. И в итоге решить полученные уравнения чтобы найти ответ на поставленный вопрос. В этом деле очень полезны экспериментальные задачи, в которых нужно так воспользоваться предложенным оборудованием, чтобы получить возможно более точный ответ на поставленный вопрос, когда не приведена инструкция по выполнению всех действий, нужных для получения той самой  информации, без которой ответ получить невозможно. Спортивные соревнования (олимпиады) и олимпиады по физике схожи в том, что высокий результат можно получить только в результате серьёзной тренировки и систематических занятий. А отличаются тем, что спортивная форма с возрастом или по причине прекращения тренировок пропадает, а знания по физике, полученные при подготовке к олимпиаде, останутся на всю жизнь, даже если и не участвовать в олимпиаде 🙂