skip to Main Content

Турнир младших физиков и Турнир юных физиков — это тоже творческая работа!

Как школьнику выполнить научно-исследовательскую работу?

Как подготовиться к научной конференции?

Как попасть на российскую и зарубежную конференцию высокого уровня?

Примеры исследовательских проектов, выполненных учащимися 10-11 классов СУНЦ МГУ.

Выполняя научное исследование, Вы приобретаете навыки самостоятельного творчества, которые, по нашему убеждению, будут Вам полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Дело в том, что современная школа «загружает» Вас большим объёмом изучаемого материала, который подаётся механически, при этом упор делается на память, а не на осмысление материала. Однако в современном мире крайне важно обладать навыками самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения. Вот почему выпускники лучших школ страны, таких как СУНЦ МГУ, становятся не только учёными, но и политиками, бизнесменами, банкирами. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.

Выполняя исследовательскую работу, Вы сможете найти себе дело по душе, понять, какое Вам понадобится образование в дальнейшем. Проведя исследование, Вы сможете принять участие в научной конференции школьников у нас в стране или за рубежом, познакомиться и подружиться со своими талантливыми сверстниками и побывать в интересных местах.

Как выполнить исследование?

Перед началом исследования определитесь с тем, что Вы хотели бы изучить, то есть с областью исследования (физика, математика, и т.д.). Оцените имеющиеся у Вас ресурсы: кто будет Вашим руководителем и где Вы будете находить нужную Вам информацию (доступ к книгам, Интернету), каким оборудованием и вычислительной техникой Вы располагаете. После чего Вам необходимо выбрать тему исследования. Чем нужно руководствоваться при выборе темы? Выбор темы — это прерогатива руководителя работы, Вам её могут просто предложить. Соглашайтесь, руководитель обычно понимает, что из какой темы получится за то время, которым Вы располагаете. Но не поленитесь внимательно посмотреть примеры работ школьников, которые имеются на сайтах школьных конференций и на этом сайте: узнав, что смогли сделать Ваши ровесники, Вы лучше поймёте, что будет по силам Вам.

Если Вы только начинаете исследование и в Вашем распоряжении нет близко расположенного университета, а есть только родная школа, Вам придётся в большей степени рассчитывать на свои силы и, если понадобится, наши консультации.  Помните, что задача школьника — отнюдь не потрясти основы науки своим открытием (это Вы сделаете, окончив школу, университет и много поработав), а приобрести необходимые навыки, которые Вам так помогут в будущей профессиональной деятельности.

Если Вы уже выполняете работу, то Вам нужно обратить особое внимание на две вещи. Во-первых, работа должна быть методически грамотной, а результаты — правильно обработанными (ну, например, если у Вас результаты представлены в виде графиков, то на них обязательно должны быть нанесены погрешности). Здесь Вам неоценимую помощь окажет Ваш руководитель. Вы также можете обращаться к нам с любыми вопросами. Во-вторых, Вам нужно выбрать конференцию, на которой Вы сможете представить Ваши результаты научному жюри и Вашим сверстникам, а также узнать, что их интересует в науке. Конференций проводится много и очень разного уровня. Постарайтесь быть честны перед самим собой и выступить не на той конференции, где раздают красивые дипломы всем подряд, а на той, где Вы сможете получить реальную оценку Вашей работы и, что важнее, доброжелательные замечания и рекомендации на будущее. Примеры работ наших учащихся Вы можете посмотреть перейдя по ссылкам в верхней части страницы.

Чем хорошая работа отличается от плохой?

Только одним — тем, что автор хорошей работы является Хозяином своей работы. Это означает, что он хорошо понимает суть проведённого исследования. Для того, чтобы понять, являетесь ли Вы Хозяином своей работы, попробуйте ответить на вопросы:

  1. Что из результатов Вашей работы было получено лично Вами?
  2. Чем отличается Ваш метод исследования от других методов?
  3. Как устроен прибор, которым Вы пользовались?
  4. Что обозначают величины, входящие в используемые Вами формулы?
  5. На каких фундаментальных законах базируется Ваша теория?

Работа однозначно плоха, если:

  1. Она является рефератом, то есть Вы просто пересказываете то, что прочитали в какой-то книге или нашли в Интернете;
  2. Вы добросовестно ходили в какую-то лабораторию, и Ваш руководитель дал Вам пересказать что-то из его работ, при этом Вы не всё там понимаете.

Глубоким заблуждением, распространённым среди школьников, является мнение, что «настоящая» работа — это та, где много сложных формул, малопонятных определений. Или что она должна быть выполнена «на самом краю современной науки». Как правило, лучших мест удостаиваются те школьные работы, где установки собраны «на коленке» и как раз там, куда брезгует войти «взрослая» наука. Но при этом автор и является тем самым Хозяином.

И не стесняйтесь побеспокоить нас, если у Вас возникнут конкретные вопросы.

Что должно быть в Вашей работе?

Выполнив работу, напишите тезисы (не более 1 страницы), в которых обязательно должно быть чётко и ясно отражено следующее:

  1. Постановка задачи. Цель выполнения работы.
  2. Состояние дел в данной области до Вашего исследования (или ссылки на литературу).
  3. Метод исследования. Используемые подходы.
  4. Перечень основных полученных результатов.
  5. Выводы к работе, её перспективы.

Если Вы не можете чётко ответить на какой-то из этих вопросов, Вам необходимо поразмышлять на эту тему. Написав по абзацу на каждый пункт, Вы получите ТЕЗИСЫ своей работы и можете выбрать конференцию, на которой представите результаты.

Где можно представить результаты своей работы и как это сделать?

Каждая конференция имеет свои требования по срокам представления заявок и оформлению материала, с которыми Вы можете ознакомиться на соответствующем сайте.

Перейти к содержимому