skip to Main Content

15 лекция (19.05.20, вт): Встреча с руководством химфака

https://us04web.zoom.us/j/9033658422

31 семинар (19.05.20, вт): Задачи ДВИ

Прислать решения ДО начала семинара. На семинаре будет разбор.

  1. Напишите электронную конфигурацию атома титана и иона Те2– (1 балл)
  2. Напишите уравнение реакции, в которой при гидрировании оптически активного вещества образуется оптически неактивное вещество. (1 балл)
  3. В некоторой окислительно-восстановительной реакции одновременно образовались катион и анион с одной и той же электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p6. Напишите уравнение реакции.   (1 балл)
  4. Ацетилсалициловая кислота (ацетат 2-гидроксибензойной кислоты, или аспирин) используется в качестве противовоспалительного средства. Приведите структурную формулу аспирина. (1 балл)
  5. Смешали 200 мл раствора гидроксида цезия (концентрация 0,5 моль/л) и 300 мл раствора перхлората калия (концентрация 0,005 моль/л). Определите, будет ли выпадать осадок перхлората цезия. Произведение растворимости перхлората цезия ПР(СsClO4)=4.0*10-3 моль22 (1 балл)
  6. В вашем распоряжении имеются иод и водные растворы сульфида бария, карбоната натрия и фтороводорода. Напишите уравнения всех возможных реакций, протекающих попарно между указанными веществами. (2 балла)
  7. Какие вещества вступили в реакцию и при каких условиях, если в результате образовались следующие вещества (указаны все продукты без коэффициентов):
    а) MnSO4 + O2 + K2SO4 + H2O
    б) Cl2 + NO + H2O
    Напишите полные уравнения реакций   (2 балла)
  8. Имеются водные растворы фосфата и гидрофосфата калия с концентрациями 0,05 моль/л. В каком из растворов рН будет больше? Дайте обоснованный ответ, подтвердите ответ расчетом. (KI (H3PO4) = 7,1*10-3    ; KII (H3PO4) = 6,2*10-8 )    (3 балла).
  9. После нагревания 11.06 г перманганата калия образовалось 10.42 г твердой смеси. Какой максимальный объем хлора (н.у.) можно получить при действии на образовавшуюся смесь 36.5%-ной соляной кислоты (плотность 1.18 г/мл). Какой объем кислоты при этом расходуется? (4 балла)
  10. Эквимолярная смесь a-аминокислоты (гомолога глицина) и одноатомного спирта, имеющего в своем составе три первичных атома углерода, (масса смеси 14.9 г) реагирует с металлическим натрием. Масса выделившегося при этом водорода в 132 раза меньше массы углекислого газа, полученного при полном сгорании исходной смеси. Напишите структурные формулы исходных веществ и определите массовые доли компонентов в исходной смеси.      (4 балла)

30 семинар (15.05.20, пт – 11Н): Тренинг ЕГЭ (часть С)

Решаем задачи 30 и далее из Zadanie_KhI11_24032020, вариант 1

14 лекция (12.05.20, вт): Разбор тренинга и особенности ЕГЭ

29 семинар (12.05.20, вт): Тренинг ЕГЭ (часть С)

Решаем в течение времени семинара ТОЛЬКО задачи 30 и далее из Zadanie_KhI11_24032020, вариант 2, присылаем строго до конца семинара (11Н – до 10.40, 11Л – до 12.30)
Видеоконференции не будет, все вопросы — в ВК Н.И. Морозовой и А.С. Сигееву.

14 практикум (11Л – 30.04.20, чт): Зачет по курсовым

ДО 9.00 каждый, кто должен или хочет сдать зачет по курсовой, присылает Н.И.Морозовой тезисы и презентацию строго в требуемом формате (можно продублировать и другим преподавателям). С 9.00 начинаются доклады. Либо вы заранее устанавливаете очередь и ДО 9.00 присылаете список выступлений по порядку, либо действуем по алфавиту, не разбираясь с вашими обстоятельствами. Время на доклад – 3 мин, далее вопросы.

13 лекция (28.04.20, вт): Металлургия

Через платформу zoom

28 семинар (28.04.20, вт): Тренинг ЕГЭ (тестовая часть)

Решаем ТОЛЬКО тестовую часть из Zadanie_KhI11_24032020, вариант 1, заносим ответы в бланк и присылаем до 12.45.
Видеоконференции не будет, все вопросы – в ВК Н.И. Морозовой и А.С. Сигееву.

27 семинар (11Н – 24.04.20, пт): Качественные реакции в органике

Презентация: идентификация органики

TSTAB_21      Конкурсные задачи “Органика – 2”  вар.1

  1. (Химф-91) Соль А, водный раствор которой образует с нитратом серебра белый творожистый осадок, при действии щелочи и легком нагревании выделяет газ В с плотностью по этану 1,5. При сгорании газа В образуются два газа, не поддерживающих горения, один из которых – С – вызывает помутнение известковой воды. Что из себя представляют вещества А, В, С? Приведите их формулы, а также уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании.                   (2 балла)
  2. (Биоф-90) Соединение А – белое кристаллическое вещество, окрашивающее пламя в фиолетовый цвет, хорошо растворимое в воде. При пропускании газа В через водный раствор вещества А образуется осадок вещества С, обладающего характерным запахом и хорошо растворимого в щелочи. Что из себя представляют вещества А, В, С? Приведите их формулы, а также уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (3 балла)
  3. (КМЕ) При межмолекулярной дегидратации смеси двух одноатомных спиртов выделилось 10,8 г воды и образовалось 36 г смеси трех органических соединений в равных молярных количествах, принадлежащих к одному и тому же классу (выход 100%). Каково строение исходных спиртов? (3 балла)

13 практикум (11Л – 23.04.20, чт): Зачет по билетам

В 9.00 каждый получит билет по электронной почте. Ответ на него должен прийти не позже 9.45 (ответным электронным письмом).

После 9.45 возможно общение с преподавателями.

12 лекция (21.04.20, вт): Химическая промышленность

Через платформу zoom

26 семинар (21.04.20, вт): Задачи на качественный анализ 

  1. В трех пробирках находятся соли: сульфат алюминия, сульфат меди, хлорид магния. Как с помощью химических реакций можно различить, где какая соль находится? Напишите уравнения реакций.
  2. В атмосфере бурого газа А сгорает простое вещество В, при этом образуются два газообразных вещества – сложное и простое С. Оба эти вещества входят в состав воздуха. Простое вещество вступает в реакцию соединения с магнием. Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите уравнения реакций.
  3. При взаимодействии сложного вещества А с избытком магния при нагревании образуются два вещества, один из которых – В – под действием соляной кислоты выделяет ядовитый газ С. При сжигании газа С образуются исходное вещество А и вода. Назовите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций.

25 семинар (11Н – 17.04.20, пт): Повторение органики

tsab034o           Повторение органической химии         Вариант  Ю

  1. (Хф03) Напишите структурные формулы двух межклассовых изомеров, соответствующих формуле C3H6O2 . (1 балл)
  2. (ФББ04) Приведите пример межклассовой изомерии для карбоновых кислот.  (1 балл)
  3. (Фмед04) Приведите структурную формулу простейшего алкина, который может существовать в виде двух оптических изомеров. Назовите это соединение. (2 балла)
  4. (Бф03-пр) В молекуле алкана содержится 7 первичных и 3 четвертичных атома углерода. Найдите число третичных атомов углерода. (1 балл)
  5. (Фм03) В четырех пробирках находятся следующие вещества: 2-гидроксипропановая кислота, пропеновая кислота, толуол, бензол. Предложите химический способ определения каждого вещества, напишите уравнения соответствующих реакций.       (3 балла)
  6. (Хф04) Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме превращений: CO2 ← A ← C2H3O2Na → B → Cl2. Укажите условия проведения реакций.  (4 балла)
  7. (Фмед04) Сравните кислотность n-метилфенола и n-хлорфенола. Ответ обоснуйте.        (2 балла)
  8. (Поч04) Напишите два уравнения реакций с участием бромоводорода, одна из которых является реакцией нуклеофильного замещения (SN) , а вторая – электрофильного присоединения (AE). (2 балла)

12 практикум (11Л – 16.04.20, чт): Подготовка к зачету

Еще раз о том, как будет проходить зачет (для ВСЕХ). Что надо, чтобы сдать его хорошо.

Видеоконференция в 9.00 – о зачете по билетам, который состоится 23.04
Видеоконференция в 10.45 – о зачете по курсовой, который состоится 30.04

Работы в это время сдать НЕЛЬЗЯ, все слушают про зачет. Для тех, кто в танке и намерен проигнорировать зачет, якобы не зная, как и когда он будет – номер не пройдет. В том числе для тех, кто на сборах – в дни зачета по расписанию сборов занятий нет.

11 лекция (14.04.20, вт): Качественный анализ (повторение)

Лекция будет проводиться через платформу zoom

24 семинар (14.04.20, вт): Повторение органической химии – азотсодержащие органические соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 26-27) и другой доступной литературе.

pepti-gl           Домашнее задание на тему “производные кислот”

  1. (ВКНМ-96, Бф-93, ФМ-93, Хф-пр-94) При частичном гидролизе некоторого пептида А, имеющего молекулярную массу 293 г/моль и содержащего 14,3% азота по массе, получено два пептида, В и С. Образец пептида В массой 0,472 г может при нагревании вступить в реакцию с 18 мл 0,222 М раствора HCl. Образец пептида С массой 0,666 г полностью реагирует при нагревании с 14,7 мл 1,6%-ного раствора NaOH (плотность 1,022 г/мл). Установите возможную структурную формулу пептида А. Напишите уравнения реакций.
  2. (Хф-96, Бф-91) Твердый животный жир (триглицерид) массой 13,32 г полностью растворили при нагревании с 38 мл 25%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,18). Избыток щелочи нейтрализовали 40,2 мл 12%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,06). При последующем избыточном подкислении раствора выделяется 10,8 г нерастворимого в воде вещества. Установите возможные формулы жира.

Основная работа:        tsab98or            Повторение органической химии (весна)                        Вар.2

  1. (Хф-98) Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме:

C8H14 –> C3H6O2 –> C3H5O2Cl –> C3H10O2N2

В уравнениях укажите структурные формулы веществ и условия протекания реакций (3 балла).

  1. (Биол-98) Напишите уравнения реакций (с указанием условий проведения), соответствующие следующей последовательности превращений:

C7H8 –> C7H5O2K –> C7H5O4N –> C6H5O2N –> C6H7N

В уравнениях укажите структурные формулы реагентов и продуктов реакций (4 балла).

23 семинар (11Н – 10.04.20, пт): Повторение органической химии

ДЗ:

tsab02or                     Органические цепочки – 2002                В1-2002-1

Напишите уравнения химических реакций, соответствующие следующей схеме превращений:

C9H12 → C3H6O → C3H6Cl2 → C3H4 → C9H12 → C9H6O6 → C9H15N3O6

В уравнениях укажите структурные формулы веществ и условия протекания реакций.

Основная работа: Вариант ХА-2005-1

11 практикум (11Л – 9.04.20, чт): Сдача работ

Будет проводиться через платформу zoom.

Домашнее задание тут. Ответы на вопросы прислать преподавателю.

10 лекция (7.04.20, вт): Побочная подгруппа V, IV и III групп

Лекция будет проводиться через платформу zoom.

22 семинар (7.04.20, вт): Повторение органической химии – кислородсодержащие соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 22-25) и другой доступной литературе.

  Домашнее задание на тему “Кислоты-1”

  1. (Хф-90) Приведите не менее трех способов получения альфа-бромпропионовой кислоты. Укажите необходимые условия проведения синтеза (агрегатное состояние веществ, растворитель, катализатор, температура, давление)
  2. (Химф-90) На основании теории строения органических соединений предскажите химические свойства пентен-2-овой кислоты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
  3. (Биол-94, Хф-пр-95) Для полного гидролиза 7,4 г смеси двух сложных эфиров потребовалось 70 г 8%-ного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 6,48 г осадка. Определите строение сложных эфиров и их содержание в исходной смеси (в мольных%).

Основная работа:  TSTAB_02     Конкурсные задачи на тему “Кислоты-2”  Вар. 1

  1. (Биол-91) Соединение А – легкокипящая жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуются два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений – В – лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди (II) в вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов. Приведите возможные формулы веществ А, В, С. Напишите уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (3 балла)
  2. (Химф-90) Образец вещества массой 1,8 г в реакции с избытком калия при комнатной температуре дает 489 мл водорода (измерено при 298 К и 101,3 кПа). При сожжении 67,5 мг того же вещества получили 99 мг оксида углерода (IV) и 40,5 мг воды. При полном испарении образца этого вещества массой 2,25 г его пары занимают объем 0,97 л при 473 К и давлении 101,3 кПа. Определите формулу вещества и приведите возможные структурные формулы всех его изомеров, отвечающих условиям задачи.     ( 5 баллов)

Прислать до 12.00.

21 семинар (11Н – 3.04.20, пт): Повторение. Решение разных задач

ДЗ:

  1. При нагревании раствора соли “А” образуется осадок “В”. Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли “А”. При действии кислоты на соль “А” выделяется газ “С”, обесцвечивающий раствор перманганата калия. Что из себя представляют вещества “А”,”В”, и “С”? Напишите уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (2 балла)
  2. Разделите химическим способом смесь газов, состоящую из оксида серы (IV), метиламина и кислорода, на индивидуальные компоненты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. (2 балла)
  3. Напишите уравнения химических реакций, которые происходят при: а) прокаливании нитрата серебра; б) прокаливании гидрокарбоната калия; в) взаимодействии бутина-1 с водой. Обоснуйте, какие из перечисленных процессов являются окислительно-восстановительными.  (3 балла)

Основная работа:

  1. Никелевую пластинку массой 25,9 г опустили в 555 г раствора сульфата железа (III) с массовой долей соли 0,1. После некоторого выдерживания пластинки в растворе ее вынули, при этом оказалось, что массовая доля сульфата железа (III) стала равной массовой доле образовавшейся соли никеля (II). Определите массу пластинки после того, как ее вынули из раствора.                                 (4 балла).
  2. При прокаливании смеси массой 41 г, состоящей из ацетата натрия и избытка гидроксида натрия, выделился газ, прореагировавший при освещении с хлором. В результате последней реакции образовалось 11,95 г трихлорметана (хлороформа). Выход хлороформа составил 40% от теоретического. Найдите массовые доли веществ в исходной смеси.                                   (4 балла)

Прислать решения до 12.00.

10 практикум (11Л – 2.04.20, чт): Сдача работ

Будет проводиться через платформу zoom. Ближе к делу все получат ссылку на видеоконференции по сдаче определенных демонстрационных экспериментов и синтезов и время, когда необходимо войти в конференцию. Неучастие приравнивается к поражению. Работы в журнале сфотографировать и прислать преподавателю ДО сдачи.

Группа Н.И.Морозовой:
Тема: сдача демонстраций по сере
Время: 2 апр 2020 09:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/320754382
Тема: сдача демонстраций по азоту
Время: 2 апр 2020 09:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/547138973
Тема: сдача демонстраций по углероду-кремнию
Время: 2 апр 2020 10:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/330359763
Тема: сдача синтезов
Время: 2 апр 2020 11:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/343193172

Группа М.А.Лукьяновой:
Тема: сера
Время: 2 апр 2020 09:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/232496423
Тема: азот, фосфор
Время: 2 апр 2020 09:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/324186846
Тема: углерод, кремний
Время: 2 апр 2020 10:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/917047538
Тема: долги и всё остальное
Время: 2 апр 2020 10:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/406289810

20 семинар (31.03.20, вт): Повторение органической химии – углеводороды

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 17-21) и другой доступной литературе.

ДЗ:

Определите брутто-формулу углеводорода, который имеет молекулярную массу меньше 180 и содержит 86,96% углерода по массе. Предложите возможные варианты строения этого углеводорода, если известно, что он имеет в своей структуре только вторичные и третичные атомы углерода и два одинаковых цикла.

Основная работа: hyd-car1      “Повторение органической химии.  Углеводороды”

0. Напишите структурные формулы веществ A – E в следующей  цепочке превращений. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре

  1. Напишите структурные формулы и названия трех ароматических соединений состава C8H9Cl.
  2. Установите строение углеводорода состава C8H6, если известно, что он обесцвечивает бромную воду и подкисленный водный раствор перманганата калия, причем в последней реакции из раствора можно выделить кислоту состава C7H6O2. Напишите уравнения описанных реакций.
  3. Напишите уравнения реакций этилбензола со следующими реагентами:
    а) Br2, (свет); б) Br2, (FeBr3);  в) H2, (Pt, t); г) KMnO4(H+, 100oC)

ДЗ и основная работа должны быть сданы не позже 12.00, присылать 11Л – на svireppka@yandex.ru, 11Н – на sigeev@gmail.com

9 лекция (31.03.20, вт): Побочная подгруппа VIII группы, Побочные подгруппы VII и VI групп

Лекция будет проводиться через платформу zoom (заранее зарегистрируйтесь на https://us04web.zoom.us , инструкции на https://support.zoom.us/hc/ru

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

18 семинар (17.03.20, вт): Переходные металлы

ДЗ:

  1. Как доказать, что в системе “свободный металл – ион металла в водном растворе” медь активнее серебра? Опишите и приведите уравнение реакции.
  2. В раствор сульфата меди (II) внесли железный гвоздь массой 5,0 г. Через некоторое время гвоздь вынули, высушили и взвесили. Его масса стала равна 5,16 г. Сколько г железа перешло в раствор? Приведите уравнение реакции.

Для отсутствующих (т.е. для ВСЕХ!): tsab-me2

17 семинар (11Н – 13.03.20, пт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Термодинамика»

Для отсутствующих: Therm-1

9 практикум (11Л – 12.03.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме “Углерод, кремний”

Читаем  практикум по неорганической химии, главу углерод, кремний (стр.53-54 в книжке). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

8 лекция (10.03.20, вт): Переходные металлы, Побочные подгруппы I и II групп

16 семинар 10.03.20, вт): Алюминий и другие амфотерные металлы. Решение задач

ДЗ: Какой металл нравится вам больше всего? Напишите о нем хвалебную песнь или положительную характеристику (кому что ближе) с обоснованием, почему он вам нравится больше остальных.

Объем до 1 тетрадной страницы. Более длинные опусы будем читать лишь в том случае, если они представляют собой увлекательное художественное произведение.

Выбор любимого металла не оценивается. Хоть дармштадтий (хотя мы сомневаемся, что вы сможете написать о нем страницу; да-да, борцы с системой могут принять вызов). Оценивается обоснование. За качество текста возможны бонусы.

Для отсутствующих: TSAB-ME-Al-Zn

15 семинар (11Н – 6.03.20, пт): Повторение физической химии. Лабораторная работа “Электролитическая диссоциация”

Для отсутствующих: TST1104a Диссоциация Вариант 1

8 практикум (11Л – 5.03.20, чт): Синтезы и сдача работ

Группа Лукьяновой: Егорова – SOCl2, Корнилаев – нитрозилгидросульфат, Крюкова – N2O3, Осинцева – сульфиды, Остапович – KIO3, Шалиевская – NOCl, Криворучко – ацетат хрома (II)

Группа Алешина: Горбатюк – Sb2S3, Леднева – дитионат, Москаленко – N2O4, Соловей – SOCl2, Титенкова – хлориды серы, Черняк – POCl3, Сивачев – N2O3

Группа Морозовой: Евко – NOAlCl4 (по аналогии с (NO)2SnCl6), Костин – Sb2S3, Лаптева – POCl3, Манкиров – нитрозилгидросульфат, Павлова – NOCl, Никонов – N2O3

7 лекция (3.03.20, вт): Алюминий

14 семинар (3.03.20, вт): Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

ДЗ:

(Химф.-93) В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие сульфат бария, сульфат натрия, нитрат бария; порошки железа и меди, а также разбавленная соляная и концентрированная серная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок. Определите, в какой склянке находится каждое из веществ. Опишите порядок проведения опытов, уравнения реакций и признаки, по которым вы отличили вещества.

Для отсутствующих: tsab-me

13 семинар (11Н – 27.02.20, пт): Лабораторная работа «Фосфаты»

Для отсутствующих:

  1. Сколько г ортофосфорной кислоты получится при сжигании 1,12 л фосфина (н.у.) и растворении продуктов горения в воде? Напишите уравнения реакций.
  2. Как различаются аллотропные модификации фосфора по строению?
  3. Уравняйте с помощью электронного баланса:

P + HNO3 + H2O = H3PO4 + NO

7 практикум (11Л – 26.02.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме “Азот, фосфор”

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот, фосфор  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

Это последнее занятие февраля. Должны быть сданы все работы за январь.

6 лекция (25.02.20, вт): Металлы 1-2 групп

12 семинар (25.02.20, вт): Коллоквиум на тему “Неметаллы”

Коллоквиум «НЕМЕТАЛЛЫ»                  Вариант Х

  1. У какого из двух галогенов – F или At – больше сродство к электрону? Дайте объяснение.
  2. Расположите кислоты в порядке увеличения силы: ________ (привести формулы)
  3. Избыток оксида азота (IV) прореагировал с раствором, содержащим ____________. Какие вещества находятся после этого в растворе? Напишите все возможные формулы веществ и одну из реакций их образования.
  4. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующих схему превращений: ________________
  5. Раствор ___________ приливают по каплям в ____________. Напишите уравнения реакций.

11 семинар (11Н – 21.02.20, пт): Лабораторная работа “Фосфор, углерод, кремний”

Для отсутствующих:

  1. Уравняйте реакцию электронным балансом: Fe3O4 + C = Fe + CO2
  2. Допишите и уравняйте реакцию электронно-ионным балансом: P + HNO3 = HPO3 + NO2 + …
  3. При полном термическом разложении 9,85 г чистого карбоната двухвалентного металла выделилось 1,12 л газа (н.у.). Напишите уравнение реакции, определите металл.
  4. При окислении избытком кислорода 1,12 л газа А получено 4,5 г воды и 12,0 г твердого остатка, растворимого при комнатной температуре только в плавиковой кислоте. Определите А, напишите уравнения реакций.

6 практикум (11Л – 20.02.20, чт): Синтезы и сдача работ

Группа Алешина: Антипин – KICl4, Горбатюк – SnCl4, Леднева – K2MnCl6, Москаленко – PbS, Соловей – KIO3, Титенкова – иодиды олова, Черняк – иод, Сивачев – ICl3

Группа Лукьяновой: Егорова – K2MnCl6, Корнилаев – CrO2Cl2, Криворучко – SOCl2, Крюкова – ICl3, Обидин – KClO3, Осинцева – KICl4, Остапович – KIO3, Шалиевская – CuCl (способ 2)

Группа Морозовой: Евко – AlCl3, Костин – Sb2S3, Лаптева – CrCl2 (два способа), Манкиров – иод, Никифорова – ICl3, Павлова – SnCl4, Тагирова – K2MnCl6, Никонов – S моноклинная

5 лекция (18.02.20, вт): Кремний

10 семинар (18.02.20, вт): Полупроводники. Решение качественных задач

Для отсутствующих: diod  вариант 2

  1. Примесь каких элементов придает кристаллу кремния электронную проводимость? 1) С, 2) Al, 3) Ga, 4) Ge, 5) As, 6) P.
  2. Что нужно добавить к кристаллу сверхчистого селенида цинка, чтобы получить полупроводник с дырочной проводимостью? 1) Se, 2) Zn, 3) Te, 4) As, 5) P, 6) Cd.
  3. С какими элементами может образовывать полупроводниковые кристаллы сурьма (5+)? Укажите 2 элемента.
  4. В полупроводниковый кристалл арсенида галлия с электронной проводимостью впаяли медный проводник. Получится ли диод из данного изделия? Ответ обоснуйте.

9 семинар (11Н – 14.02.20, пт): Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

Для отсутствующих: tsab-p

5 практикум (11Л – 13.02.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме “Сера”

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

Активизируемся и сдаем несданные работы. Если вам не хватает времени на практикуме, договаривайтесь с преподавателем о сдаче после уроков.

Каждый должен переговорить с преподавателем и получить синтез на 20.02.20.

4 лекция (11.02.20, вт): Углерод

8 семинар (11.02.20, вт): Подгруппа углерода. Решение задач

Домашнее задание                     Tsab-carbon

Задача 1.  (Лом-2010). Фуллерены привлекают к себе большое внимание из-за необычных химических и физических свойств. Фуллерен С60 не проводит электрический ток, но при его соиспарении с калием образуется продукт внедрения металла в кристаллическую решетку фуллерена. Этот продукт – интеркалят – является полупроводником при комнатной температуре и сверхпроводником при 17 К. Определите его молекулярную формулу, если известно, что он содержит 14.0% калия по массе. При соиспарении фуллерена с рубидием и цезием образуется соединение, которое имеет структуру, аналогичную структуре калиевого интеркалята, и обладает сверхпроводящими свойствами уже при 34 К. Определите его молекулярную формулу, если известно, что оно содержит 67.2% углерода по массе.

Задача 2. (ПВГ2010) При 1000оС и общем давлении 30 атм в равновесной смеси

СО2 г + Ств = 2СОг

содержится 17% СО2 по объему. А) При каком общем давлении в равновесной смеси будет содержаться 25% СО2? Б) Сколько процентов СО2 будет содержаться в равновесной смеси при общем давлении 20 атм? В) Как изменится содержание СО2, если к равновесной смеси, содержащейся в замкнутом сосуде, добавить N2, чтобы парциальное давление N2 составило 10 атм? Газы считайте идеальными.

Для отсутствующих: Tsab-csi

4 практикум (11Л – 6.02.20, чт): Несложные синтезы

В 46 каб. СУНЦ.

Вместо лекции (4.02.20, вт): Тренинг ЕГЭ

7 семинар (4.02.20, вт): Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

Для отсутствующих: tsab-p

6 семинар (11Н – 31.01.20, пт): Лабораторная работа «Азот»

Для отсутствующих:             n-terror                                 Вариант О

  1. Соединение азота с металлом содержит 22,6% азота по массе. Определите формулу этого соединения.
  2. Напишите уравнение реакции разложения HgNO3 при нагревании.
  3. Избыток оксида азота (IV) прореагировал с раствором, содержащим в 1 л 1 моль гидроксида калия и 0,1 моль гидроксида бария. Какие вещества находятся после этого в растворе? Напишите все возможные формулы веществ и одну из реакций их образования.

3 практикум (11Л – 30.01.20, чт): Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы “Водород, кислород”

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент “Водород, кислород” должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п. Отсутствие на практикуме 23.01 не является оправданием неготовности сдать тему.

3 лекция (28.01.20, вт): Подгруппа углерода

5 семинар (28.01.20, вт): Решение абитуриентских задач на азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему “Азот-1”

(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

Для отсутствующих: tsab-n1

4 семинар (11Н – 24.02.20, пт): Лабораторная работа «Сера»

Для отсутствующих:            S-Terror                     var.J

  1. Расположите кислоты в порядке увеличения силы: бромная, селеновая. (привести формулы)
  2. Допишите и уравняйте: H2SO4(к) + KCl =
  3. Что лучше растворимо в воде – сероводород или бромоводород? Почему?
  4. Приведите 2 примера окрашенных соединений серы, укажите окраску.

2 практикум (11Л – 23.01.20, чт): Доделывание перекристаллизации, определение воды в кристаллогидрате. Занятие 2. Демонстрационный эксперимент “Водород, кислород, Н2О2”

Читаем практикум по неорганической химии, главу Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду и Водород, кислород (в бумажной версии стр.13-18).

В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента. КАЖДЫЙ может быть назначен демонстратором – готовьтесь!

2 лекция (21.01.20, вт): Азот, фосфор

3 семинар (21.01.20, вт): Некорректные задачи

tsab-inc                      Некорректные конкурсные задачи (ДЗ)

Задания для конкурсных вступительных экзаменов готовятся обычно в условиях “повышенной секретности”. При этом отсутствует многократная перепроверка условий и авторских решений, и даже достаточно квалифицированные преподаватели могут совершать ошибки, которые достаются затем абитуриентам.

Особенно сложным случаем является встреча достаточно подготовленного абитуриента с некорректной задачей. Если задача расчетная и используется полуавтоматическая предварительная проверка, заведомо химически правильное решение может быть оценено в “0” баллов, поскольку получена совершенно другая цифра ответа.

Поэтому мы предлагаем в данной ситуации сначала удовлетворить составителя задания тем решением, которое он считает правильным, а затем уже приводить свои комментарии и критику наряду с исправлением условия и решения.

Для предлагаемых ниже задач приведите сначала “решение для проверяющего”, затем правильное решение. Если корректно решить задачу нельзя, объясните причины.

Задача 4.(ММА-90)        К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.

Задача 5 (ММА-91)         К 90,1 мл 12%-ного раствора нитрата аммония (пл.1,11) прибавили 75 г 25%-ного раствора КОН. Раствор выпарили, остаток прокалили. Вычислите массы веществ в остатке после прокаливания.

Для отсутствующих: TSAB-INC

2 семинар (11Н – 17.01.20, пт): Лабораторная работа «Галогены»

Для отсутствующих вместо лабы:

Hal-terr                                              Вариант К

  1. У какого из двух галогенов – Br или Cl – больше сродство к электрону? Дайте объяснение.
  2. В баллоне содержится 80 кг жидкого хлора. Какой объем займет этот хлор при н.у.?
  3. Как из Br2 получить НBr? Приведите 2 способа, напишите уравнения реакций.

1 практикум (11Л – 16.01.20, чт): Перекристаллизация

Повторяем книжку Коренева про растворы: Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. В особенности те части, где говорится о перекристаллизации! Берем в библиотеке книжку по практикуму или читаем в интернете: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии. А именно – введение и главу “Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду“, в том числе “Определение состава кристаллогидрата” (в бумажной версии с.3-13), готовим лабораторный журнал.

Обратите внимание на требования к учащемуся на практикуме.

Занятия будут проходить на химфаке в помещении практикума: 3 этаж, северо-восток, комната 382. Начало в 9.00 (отъезд от СУНЦ 8.30, москвичи приезжают на химфак сами), окончание в 12.00. На занятии иметь: лабораторный журнал с подготовленной работой, книжку по практикуму или ее электронную версию, халат, очки, перчатки, ручку, мозг. В журнале должны присутствовать расчеты, графики и ответы на вопросы (расчеты проводились на семинаре в декабре; если они оказались неверны, то в ваших интересах заранее их исправить!).

До конца занятия ВСЕ должны согласовать со СВОИМ преподавателем тему своей индивидуальной работы по галогенам И ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить Н.И.Морозовой, не откладывая.

1 лекция (14.01.20, вт): V группа

1 семинар (14.01.20, вт): Анкетирование. Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу

Игры начинаются в сентябре…

хим шахматы