skip to Main Content

23 семинар (11Н — 10.04.20): Повторение органической химии

ДЗ:

tsab02or                     Органические цепочки – 2002                В1-2002-1

Напишите уравнения химических реакций, соответствующие следующей схеме превращений:

C9H12 → C3H6O → C3H6Cl2 → C3H4 → C9H12 → C9H6O6 → C9H15N3O6

В уравнениях укажите структурные формулы веществ и условия протекания реакций.

Основная работа: Вариант ХА-2005-1

11 практикум (11Л — 9.04.20, чт): Сдача работ

Будет проводиться через платформу zoom.

Домашнее задание тут.

10 лекция (7.04.20, вт): Побочная подгруппа V, IV и III групп

Лекция будет проводиться через платформу zoom.

22 семинар (7.04.20, вт): Повторение органической химии — кислородсодержащие соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 22-25) и другой доступной литературе.

  Домашнее задание на тему «Кислоты-1»

  1. (Хф-90) Приведите не менее трех способов получения альфа-бромпропионовой кислоты. Укажите необходимые условия проведения синтеза (агрегатное состояние веществ, растворитель, катализатор, температура, давление)
  2. (Химф-90) На основании теории строения органических соединений предскажите химические свойства пентен-2-овой кислоты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
  3. (Биол-94, Хф-пр-95) Для полного гидролиза 7,4 г смеси двух сложных эфиров потребовалось 70 г 8%-ного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 6,48 г осадка. Определите строение сложных эфиров и их содержание в исходной смеси (в мольных%).

Основная работа:  TSTAB_02     Конкурсные задачи на тему «Кислоты-2»  Вар. 1

  1. (Биол-91) Соединение А — легкокипящая жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуются два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений — В — лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди (II) в вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов. Приведите возможные формулы веществ А, В, С. Напишите уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (3 балла)
  2. (Химф-90) Образец вещества массой 1,8 г в реакции с избытком калия при комнатной температуре дает 489 мл водорода (измерено при 298 К и 101,3 кПа). При сожжении 67,5 мг того же вещества получили 99 мг оксида углерода (IV) и 40,5 мг воды. При полном испарении образца этого вещества массой 2,25 г его пары занимают объем 0,97 л при 473 К и давлении 101,3 кПа. Определите формулу вещества и приведите возможные структурные формулы всех его изомеров, отвечающих условиям задачи.     ( 5 баллов)

Прислать до 12.00.

21 семинар (11Н — 3.04.20, пт): Повторение. Решение разных задач

ДЗ:

  1. При нагревании раствора соли «А» образуется осадок «В». Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли «А». При действии кислоты на соль «А» выделяется газ «С», обесцвечивающий раствор перманганата калия. Что из себя представляют вещества «А»,»В», и «С»? Напишите уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (2 балла)
  2. Разделите химическим способом смесь газов, состоящую из оксида серы (IV), метиламина и кислорода, на индивидуальные компоненты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. (2 балла)
  3. Напишите уравнения химических реакций, которые происходят при: а) прокаливании нитрата серебра; б) прокаливании гидрокарбоната калия; в) взаимодействии бутина-1 с водой. Обоснуйте, какие из перечисленных процессов являются окислительно-восстановительными.  (3 балла)

Основная работа:

  1. Никелевую пластинку массой 25,9 г опустили в 555 г раствора сульфата железа (III) с массовой долей соли 0,1. После некоторого выдерживания пластинки в растворе ее вынули, при этом оказалось, что массовая доля сульфата железа (III) стала равной массовой доле образовавшейся соли никеля (II). Определите массу пластинки после того, как ее вынули из раствора.                                 (4 балла).
  2. При прокаливании смеси массой 41 г, состоящей из ацетата натрия и избытка гидроксида натрия, выделился газ, прореагировавший при освещении с хлором. В результате последней реакции образовалось 11,95 г трихлорметана (хлороформа). Выход хлороформа составил 40% от теоретического. Найдите массовые доли веществ в исходной смеси.                                   (4 балла)

Прислать решения до 12.00.

10 практикум (11Л — 2.04.20, чт): Сдача работ

Будет проводиться через платформу zoom. Ближе к делу все получат ссылку на видеоконференции по сдаче определенных демонстрационных экспериментов и синтезов и время, когда необходимо войти в конференцию. Неучастие приравнивается к поражению. Работы в журнале сфотографировать и прислать преподавателю ДО сдачи.

Группа Н.И.Морозовой:
Тема: сдача демонстраций по сере
Время: 2 апр 2020 09:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/320754382
Тема: сдача демонстраций по азоту
Время: 2 апр 2020 09:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/547138973
Тема: сдача демонстраций по углероду-кремнию
Время: 2 апр 2020 10:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/330359763
Тема: сдача синтезов
Время: 2 апр 2020 11:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/343193172

Группа М.А.Лукьяновой:
Тема: сера
Время: 2 апр 2020 09:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/232496423
Тема: азот, фосфор
Время: 2 апр 2020 09:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/324186846
Тема: углерод, кремний
Время: 2 апр 2020 10:00 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/917047538
Тема: долги и всё остальное
Время: 2 апр 2020 10:30 AM Москва Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/406289810

20 семинар (31.03.20, вт): Повторение органической химии — углеводороды

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 17-21) и другой доступной литературе.

ДЗ:

Определите брутто-формулу углеводорода, который имеет молекулярную массу меньше 180 и содержит 86,96% углерода по массе. Предложите возможные варианты строения этого углеводорода, если известно, что он имеет в своей структуре только вторичные и третичные атомы углерода и два одинаковых цикла.

Основная работа: hyd-car1      «Повторение органической химии.  Углеводороды»

0. Напишите структурные формулы веществ A — E в следующей  цепочке превращений. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре

  1. Напишите структурные формулы и названия трех ароматических соединений состава C8H9Cl.
  2. Установите строение углеводорода состава C8H6, если известно, что он обесцвечивает бромную воду и подкисленный водный раствор перманганата калия, причем в последней реакции из раствора можно выделить кислоту состава C7H6O2. Напишите уравнения описанных реакций.
  3. Напишите уравнения реакций этилбензола со следующими реагентами:
    а) Br2, (свет); б) Br2, (FeBr3);  в) H2, (Pt, t); г) KMnO4(H+, 100oC)

ДЗ и основная работа должны быть сданы не позже 12.00, присылать 11Л — на svireppka@yandex.ru, 11Н — на sigeev@gmail.com

9 лекция (31.03.20, вт): Побочная подгруппа VIII группы, Побочные подгруппы VII и VI групп

Лекция будет проводиться через платформу zoom (заранее зарегистрируйтесь на https://us04web.zoom.us , инструкции на https://support.zoom.us/hc/ru

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

18 семинар (17.03.20, вт): Переходные металлы

ДЗ:

  1. Как доказать, что в системе «свободный металл — ион металла в водном растворе» медь активнее серебра? Опишите и приведите уравнение реакции.
  2. В раствор сульфата меди (II) внесли железный гвоздь массой 5,0 г. Через некоторое время гвоздь вынули, высушили и взвесили. Его масса стала равна 5,16 г. Сколько г железа перешло в раствор? Приведите уравнение реакции.

Для отсутствующих (т.е. для ВСЕХ!): tsab-me2

17 семинар (11Н — 13.03.20, пт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Термодинамика»

Для отсутствующих: Therm-1

9 практикум (11Л — 12.03.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме «Углерод, кремний»

Читаем  практикум по неорганической химии, главу углерод, кремний (стр.53-54 в книжке). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

8 лекция (10.03.20, вт): Переходные металлы, Побочные подгруппы I и II групп

16 семинар 10.03.20, вт): Алюминий и другие амфотерные металлы. Решение задач

ДЗ: Какой металл нравится вам больше всего? Напишите о нем хвалебную песнь или положительную характеристику (кому что ближе) с обоснованием, почему он вам нравится больше остальных.

Объем до 1 тетрадной страницы. Более длинные опусы будем читать лишь в том случае, если они представляют собой увлекательное художественное произведение.

Выбор любимого металла не оценивается. Хоть дармштадтий (хотя мы сомневаемся, что вы сможете написать о нем страницу; да-да, борцы с системой могут принять вызов). Оценивается обоснование. За качество текста возможны бонусы.

Для отсутствующих: TSAB-ME-Al-Zn

15 семинар (11Н — 6.03.20, пт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

Для отсутствующих: TST1104a Диссоциация Вариант 1

8 практикум (11Л — 5.03.20, чт): Синтезы и сдача работ

Группа Лукьяновой: Егорова — SOCl2, Корнилаев — нитрозилгидросульфат, Крюкова — N2O3, Осинцева — сульфиды, Остапович — KIO3, Шалиевская — NOCl, Криворучко — ацетат хрома (II)

Группа Алешина: Горбатюк — Sb2S3, Леднева — дитионат, Москаленко — N2O4, Соловей — SOCl2, Титенкова — хлориды серы, Черняк — POCl3, Сивачев — N2O3

Группа Морозовой: Евко — NOAlCl4 (по аналогии с (NO)2SnCl6), Костин — Sb2S3, Лаптева — POCl3, Манкиров — нитрозилгидросульфат, Павлова — NOCl, Никонов — N2O3

7 лекция (3.03.20, вт): Алюминий

14 семинар (3.03.20, вт): Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

ДЗ:

(Химф.-93) В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие сульфат бария, сульфат натрия, нитрат бария; порошки железа и меди, а также разбавленная соляная и концентрированная серная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок. Определите, в какой склянке находится каждое из веществ. Опишите порядок проведения опытов, уравнения реакций и признаки, по которым вы отличили вещества.

Для отсутствующих: tsab-me

13 семинар (11Н — 27.02.20, пт): Лабораторная работа «Фосфаты»

Для отсутствующих:

  1. Сколько г ортофосфорной кислоты получится при сжигании 1,12 л фосфина (н.у.) и растворении продуктов горения в воде? Напишите уравнения реакций.
  2. Как различаются аллотропные модификации фосфора по строению?
  3. Уравняйте с помощью электронного баланса:

P + HNO3 + H2O = H3PO4 + NO

7 практикум (11Л — 26.02.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме «Азот, фосфор»

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот, фосфор  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

Это последнее занятие февраля. Должны быть сданы все работы за январь.

6 лекция (25.02.20, вт): Металлы 1-2 групп

12 семинар (25.02.20, вт): Коллоквиум на тему «Неметаллы»

Коллоквиум «НЕМЕТАЛЛЫ»                  Вариант Х

  1. У какого из двух галогенов – F или At – больше сродство к электрону? Дайте объяснение.
  2. Расположите кислоты в порядке увеличения силы: ________ (привести формулы)
  3. Избыток оксида азота (IV) прореагировал с раствором, содержащим ____________. Какие вещества находятся после этого в растворе? Напишите все возможные формулы веществ и одну из реакций их образования.
  4. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующих схему превращений: ________________
  5. Раствор ___________ приливают по каплям в ____________. Напишите уравнения реакций.

11 семинар (11Н — 21.02.20, пт): Лабораторная работа «Фосфор, углерод, кремний»

Для отсутствующих:

  1. Уравняйте реакцию электронным балансом: Fe3O4 + C = Fe + CO2
  2. Допишите и уравняйте реакцию электронно-ионным балансом: P + HNO3 = HPO3 + NO2 + …
  3. При полном термическом разложении 9,85 г чистого карбоната двухвалентного металла выделилось 1,12 л газа (н.у.). Напишите уравнение реакции, определите металл.
  4. При окислении избытком кислорода 1,12 л газа А получено 4,5 г воды и 12,0 г твердого остатка, растворимого при комнатной температуре только в плавиковой кислоте. Определите А, напишите уравнения реакций.

6 практикум (11Л — 20.02.20, чт): Синтезы и сдача работ

Группа Алешина: Антипин — KICl4, Горбатюк — SnCl4, Леднева — K2MnCl6, Москаленко — PbS, Соловей — KIO3, Титенкова — иодиды олова, Черняк — иод, Сивачев — ICl3

Группа Лукьяновой: Егорова — K2MnCl6, Корнилаев — CrO2Cl2, Криворучко — SOCl2, Крюкова — ICl3, Обидин — KClO3, Осинцева — KICl4, Остапович — KIO3, Шалиевская — CuCl (способ 2)

Группа Морозовой: Евко — AlCl3, Костин — Sb2S3, Лаптева — CrCl2 (два способа), Манкиров — иод, Никифорова — ICl3, Павлова — SnCl4, Тагирова — K2MnCl6, Никонов — S моноклинная

5 лекция (18.02.20, вт): Кремний

10 семинар (18.02.20, вт): Полупроводники. Решение качественных задач

Для отсутствующих: diod  вариант 2

  1. Примесь каких элементов придает кристаллу кремния электронную проводимость? 1) С, 2) Al, 3) Ga, 4) Ge, 5) As, 6) P.
  2. Что нужно добавить к кристаллу сверхчистого селенида цинка, чтобы получить полупроводник с дырочной проводимостью? 1) Se, 2) Zn, 3) Te, 4) As, 5) P, 6) Cd.
  3. С какими элементами может образовывать полупроводниковые кристаллы сурьма (5+)? Укажите 2 элемента.
  4. В полупроводниковый кристалл арсенида галлия с электронной проводимостью впаяли медный проводник. Получится ли диод из данного изделия? Ответ обоснуйте.

9 семинар (11Н — 14.02.20, пт): Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

Для отсутствующих: tsab-p

5 практикум (11Л — 13.02.20, чт): Демонстрационный эксперимент по теме «Сера»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

Активизируемся и сдаем несданные работы. Если вам не хватает времени на практикуме, договаривайтесь с преподавателем о сдаче после уроков.

Каждый должен переговорить с преподавателем и получить синтез на 20.02.20.

4 лекция (11.02.20, вт): Углерод

8 семинар (11.02.20, вт): Подгруппа углерода. Решение задач

Домашнее задание                     Tsab-carbon

Задача 1.  (Лом-2010). Фуллерены привлекают к себе большое внимание из-за необычных химических и физических свойств. Фуллерен С60 не проводит электрический ток, но при его соиспарении с калием образуется продукт внедрения металла в кристаллическую решетку фуллерена. Этот продукт — интеркалят — является полупроводником при комнатной температуре и сверхпроводником при 17 К. Определите его молекулярную формулу, если известно, что он содержит 14.0% калия по массе. При соиспарении фуллерена с рубидием и цезием образуется соединение, которое имеет структуру, аналогичную структуре калиевого интеркалята, и обладает сверхпроводящими свойствами уже при 34 К. Определите его молекулярную формулу, если известно, что оно содержит 67.2% углерода по массе.

Задача 2. (ПВГ2010) При 1000оС и общем давлении 30 атм в равновесной смеси

СО2 г + Ств = 2СОг

содержится 17% СО2 по объему. А) При каком общем давлении в равновесной смеси будет содержаться 25% СО2? Б) Сколько процентов СО2 будет содержаться в равновесной смеси при общем давлении 20 атм? В) Как изменится содержание СО2, если к равновесной смеси, содержащейся в замкнутом сосуде, добавить N2, чтобы парциальное давление N2 составило 10 атм? Газы считайте идеальными.

Для отсутствующих: Tsab-csi

4 практикум (11Л — 6.02.20, чт): Несложные синтезы

В 46 каб. СУНЦ.

Вместо лекции (4.02.20, вт): Тренинг ЕГЭ

7 семинар (4.02.20, вт): Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

Для отсутствующих: tsab-p

6 семинар (11Н — 31.01.20, пт): Лабораторная работа «Азот»

Для отсутствующих:             n-terror                                 Вариант О

  1. Соединение азота с металлом содержит 22,6% азота по массе. Определите формулу этого соединения.
  2. Напишите уравнение реакции разложения HgNO3 при нагревании.
  3. Избыток оксида азота (IV) прореагировал с раствором, содержащим в 1 л 1 моль гидроксида калия и 0,1 моль гидроксида бария. Какие вещества находятся после этого в растворе? Напишите все возможные формулы веществ и одну из реакций их образования.

3 практикум (11Л — 30.01.20, чт): Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы «Водород, кислород»

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород» должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п. Отсутствие на практикуме 23.01 не является оправданием неготовности сдать тему.

3 лекция (28.01.20, вт): Подгруппа углерода

5 семинар (28.01.20, вт): Решение абитуриентских задач на азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему «Азот-1»

(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

Для отсутствующих: tsab-n1

4 семинар (11Н — 24.02.20, пт): Лабораторная работа «Сера»

Для отсутствующих:            S-Terror                     var.J

  1. Расположите кислоты в порядке увеличения силы: бромная, селеновая. (привести формулы)
  2. Допишите и уравняйте: H2SO4(к) + KCl =
  3. Что лучше растворимо в воде — сероводород или бромоводород? Почему?
  4. Приведите 2 примера окрашенных соединений серы, укажите окраску.

2 практикум (11Л — 23.01.20, чт): Доделывание перекристаллизации, определение воды в кристаллогидрате. Занятие 2. Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород, Н2О2»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду и Водород, кислород (в бумажной версии стр.13-18).

В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента. КАЖДЫЙ может быть назначен демонстратором — готовьтесь!

2 лекция (21.01.20, вт): Азот, фосфор

3 семинар (21.01.20, вт): Некорректные задачи

tsab-inc                      Некорректные конкурсные задачи (ДЗ)

Задания для конкурсных вступительных экзаменов готовятся обычно в условиях «повышенной секретности». При этом отсутствует многократная перепроверка условий и авторских решений, и даже достаточно квалифицированные преподаватели могут совершать ошибки, которые достаются затем абитуриентам.

Особенно сложным случаем является встреча достаточно подготовленного абитуриента с некорректной задачей. Если задача расчетная и используется полуавтоматическая предварительная проверка, заведомо химически правильное решение может быть оценено в «0» баллов, поскольку получена совершенно другая цифра ответа.

Поэтому мы предлагаем в данной ситуации сначала удовлетворить составителя задания тем решением, которое он считает правильным, а затем уже приводить свои комментарии и критику наряду с исправлением условия и решения.

Для предлагаемых ниже задач приведите сначала «решение для проверяющего», затем правильное решение. Если корректно решить задачу нельзя, объясните причины.

Задача 4.(ММА-90)        К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.

Задача 5 (ММА-91)         К 90,1 мл 12%-ного раствора нитрата аммония (пл.1,11) прибавили 75 г 25%-ного раствора КОН. Раствор выпарили, остаток прокалили. Вычислите массы веществ в остатке после прокаливания.

Для отсутствующих: TSAB-INC

2 семинар (11Н — 17.01.20, пт): Лабораторная работа «Галогены»

Для отсутствующих вместо лабы:

Hal-terr                                              Вариант К

  1. У какого из двух галогенов – Br или Cl – больше сродство к электрону? Дайте объяснение.
  2. В баллоне содержится 80 кг жидкого хлора. Какой объем займет этот хлор при н.у.?
  3. Как из Br2 получить НBr? Приведите 2 способа, напишите уравнения реакций.

1 практикум (11Л — 16.01.20, чт): Перекристаллизация

Повторяем книжку Коренева про растворы: Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. В особенности те части, где говорится о перекристаллизации! Берем в библиотеке книжку по практикуму или читаем в интернете: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии. А именно — введение и главу «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду«, в том числе «Определение состава кристаллогидрата» (в бумажной версии с.3-13), готовим лабораторный журнал.

Обратите внимание на требования к учащемуся на практикуме.

Занятия будут проходить на химфаке в помещении практикума: 3 этаж, северо-восток, комната 382. Начало в 9.00 (отъезд от СУНЦ 8.30, москвичи приезжают на химфак сами), окончание в 12.00. На занятии иметь: лабораторный журнал с подготовленной работой, книжку по практикуму или ее электронную версию, халат, очки, перчатки, ручку, мозг. В журнале должны присутствовать расчеты, графики и ответы на вопросы (расчеты проводились на семинаре в декабре; если они оказались неверны, то в ваших интересах заранее их исправить!).

До конца занятия ВСЕ должны согласовать со СВОИМ преподавателем тему своей индивидуальной работы по галогенам И ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить Н.И.Морозовой, не откладывая.

1 лекция (14.01.20, вт): V группа

1 семинар (14.01.20, вт): Анкетирование. Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу

Игры начинаются в сентябре…

хим шахматы