Развлекайтесь с пользой в интернете:
periodictable.ru
periodicvideos.com
www.catalogmineralov.ru
seilnacht.com
таблица Менделеева
chemogenesis (таблицы Менделеева)
thoisoi (видео)
Семинар 33 (чт 21.11): КОЛЛОКВИУМ «Растворы»
Вариант Доступный (демо-версия, в реальном варианте 4 вопроса)
- Вычислите массу сульфата калия, содержащегося в насыщенном при 15oС растворе массой 250 г, если растворимость соли при этой температуре 101 г/л воды.
- Вычислите рН 2,4%-ного раствора гидроксида лития
- Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора слабой кислоты. Перечислите вводимые при этом допущения.
- Как вычислить рН раствора соли сильной кислоты и слабого основания, если известны только Кдисс. основания и концентрация соли? Приведите схему расчета. Перечислите все допущения, при которых можно пользоваться приведенными Вами формулами.
- Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора, образованного слабой кислотой и ее солью с сильным основанием (буферного). Перечислите вводимые при этом допущения.
- Приведите пример полного необратимого гидролиза. Можно ли утверждать, что соединение не существует, если для него в таблице растворимости вместо “Р”, “Н” или “М” стоит прочерк?
- Как и насколько может измениться ЭДС батареек, если их цинковую оболочку заменить кальциевой (остальное содержимое не менять)?
- Вычислите объем газа (н.у.), выделившегося при электролизе раствора избытка хлорной меди при пропускании тока силой I = 5 А в течение 30 мин.
Семинар 30 (чт 14.11): Комплексы
Семинар 29 (11Л — ср 13.11, 11Х — сб 16.11): Электродный потенциал. Уравнение Нернста
Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Разделы 10.1-10.4
Семинар 28 (11ХМН — вт 12.11, 11Л — ср 13.11): Решение абитуриентских задач на электролиз
Лекция 9 (сб 9.11): Комплексные соединения
Семинар 27 (чт 7.11): Уравнивание ОВР
Семинар 26 (11Л — ср 6.11, 11Х — сб 9.11): СЮРПРИЗ
Семинар 25 (11ХМН — вт 5.11, 11Л — ср 6.11): Электролиз растворов и расплавов
КАНИКУЛЫ!!!
Есть немного времени подготовить к 20-23 ноября докладик!
Кто готов защитить курсовую — 5 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются тезисы), «Защита работ».
Кто выбрал тему курсовой — доклад по целям, задачам, актуальности и литературе на 3 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются эссе).
Кто не выбрал тему курсовой — делает сообщение на тему «А что я знаю интересненького по химии» на 3 мин. Либо доклад с презентацией, либо видеоролик.
Лекция 8 (сб 26.10): Электрохимия
Семинар 24 (чт 24.10): Гидролиз, буферные растворы
Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Повторяем часть VII
Семинар 23 (11Л — ср 23.10, 11Х — сб 26.10): Фазовые диаграммы двухкомпонентных систем
Семинар 22 (11ХМН — вт 22.10, 11Л — ср 23.10): Нюансы рН, ПР. Решение абитуриентских задач
Лекция 7 (сб 19.10): Равновесия в растворах электролитов. Гидролиз
Семинар 20 (11Л — ср 16.10, 11Х — сб 19.10): Фазовые диаграммы однокомпонентных систем
Читаем книжку Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Параграф 6.6
Семинар 19 (11ХМН — вт 15.10, 11Л — ср 16.10): Решение абитуриентских задач на концентрации растворов
Читаем книжку Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть VI
Лекция 6 (сб 12.10): Смеси и Растворы
Семинар 21 (чт 17.10): Коллоквиум на тему «Химическая термодинамика и кинетика»
Возможны задачи типа:
- На основании приведенных данных рассчитайте константу равновесия в равновесной смеси при стандартных условиях:
Н2 (г) + Э(тв) = Н2Э(газ)
. ΔfНо , кДж/моль Sо , Дж/моль*К
Н2 0 130,5
Э 0 31,9
Н2Э -20,9 205,6
2. Приведите расчетную формулу для вычисления константы равновесия на основе табличных данных для реакции
2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(г) + 2SO2(г)
при стандартных условиях и при 1000°С, пренебрегая температурной зависимостью энтальпий образования веществ и их энтропий.
3. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе
2 NO(г) + Cl2(г) = 2 NOCl(г)
составляли: оксид азота (II) 0,02 моль/л; хлор 0,03 моль/л; хлористый нитрозил 0,01 моль/л. Каким будет направление процесса при быстром смешении реагентов в концентрациях, равных для всех веществ 0,01 моль/л при той же температуре?
4. При температурах 800 и 600 К константы равновесия реакции
CH4(г) + 2 O2(г) = CO2(г) + 2 H2O(г)
равны соответственно 1*10 52 и 5*10 69 . Экзо- или эндотермическая эта реакция?
6. Для какой из реакций модуль изменения энтропии может быть более значительным:
BaCO3 = BaO + CO2 или BaCl2 + Na2CO3 = 2 NaCl + BaCO3 ?
7. При изучении кинетики реакции
А + В + 2Д = Г
обнаружено, что скорость при увеличении концентрации А в 2 раза возрастает в 4 раза, не зависит от концентрации В и возрастает в 3 раза при увеличении концентрации Д в 3 раза. Напишите кинетическое уравнение реакции (выражающее зависимость скорости от концентраций). Почему показатели степеней в кинетическом уравнении не совпадают с коэффициентами в уравнении реакции?
8. Для реакции
[Mn(H2O)6]2+ + SO42– = [Mn(H2O)5SO4] + H2O
получены следующие значения скорости при заданных концентрациях:
C([Mn(H2O)6]2+), моль/л C(SO42–), моль/л r, моль/(л•c)
0,1 0,05 3,98•105
0,05 0,1 1,99•105
0,02 0,05 0,796•105
а) Определите вид кинетического уравнения.
b) Вычислите константу скорости реакции.
9. При 37°С реакция заканчивается за 150 с, а при 57°С – за 37,5 с. Приведите необходимую расчетную формулу (с подставленными численными значениями) и вычислите энергию активации.
10. В реакции
C(тв) + 2 H2(г) = CH4(г)
давление водорода увеличили в два раза. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если считать ее элементарной? Затем в том же реакторе увеличили в два раза массу углерода С. Как и почему может измениться скорость реакции в этом случае?
11. Температурный коэффициент реакции равен 2. Скорость реакции при 20°С – V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 8 V1 ?
Семинар 18 (чт 10.10): Решение абитуриентских задач по кинетике
Семинар 17 (11Л — ср 9.10, 11Х — сб 12.10): Решение олимпиадных задач по кинетике
Семинар 16 (11ХМН — вт 8.10, 11Л — ср 9.10): Химическая кинетика. Реакции 1 порядка
Лекция 5 (сб 5.10): Катализ
Семинар 14 (11Л — ср 2.10, 11Х — сб 5.10): Решение олимпиадных задач по термохимии и равновесию
Семинар 13 (11ХМН — вт 1.10, 11Л — ср 2.10): Решение абитуриентских задач по равновесию
Лекция 4 (сб 28.09): Хим. кинетика. Уравнение скорости и Уравнение Аррениуса
Коренев и др. Общая химия, часть 5.
Семинар 12 (чт 26.09): Энтропия. Связь константы равновесия и энергии Гиббса
Семинар 11 (11Л — ср 25.09, 11Х — сб 28.09): Сравнение свойств веществ
Семинар 10 (11ХМН — вт 24.09, 11Л — ср 25.09): Основные понятия термохимии
Лекция 3 (сб 21.09): Химическая термодинамика. Энергетика процессов и Химическое равновесие
Читаем книжку Коренев и др. Общая химия, часть 4. Также полезно почитать книгу Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграф 5) и другие пособия.
Семинар 15 (чт 3.10): КОЛЛОКВИУМ на тему «Строение атома и химическая связь»
Коллоквиум предполагает беседу с преподавателем по мотивам заданий. Вспоминаем всю свою жизнь и учим молитвы. А особенно части 2-3 голубой книжки Коренев и др. Общая химия
Демо-версия заданий коллоквиума:
- Каковы все допустимые значения квантового числа _ при а) _; б) _; в) _ ? Как обозначают эти орбитали?
2. Запишите электронную конфигурацию атомов(ионов): __; _3+; _2+
3. Объясните, почему при переходе от _ к _ в естественном ряду элементов стабильная электронная конфигурация изменяется от __ к __, а не __.
4. Какое пространственное строение имеют следующие молекулы (назовите фигуру, попытайтесь ее нарисовать): __; __; __. Укажите тип молекулы по Гиллеспи (ABmEn) и тип ее гибридизации.
5. Нарисуйте энергетические диаграммы молекул элементов второго периода: __; __ . Укажите магнитные свойства, кратность связи, молекулу (ион) с наибольшей и наименьшей энергиями диссоциации.
Семинар 9 (чт 19.09): Метод молекулярных орбиталей (решение задач)
Повторяем параграф 3.3 голубой книжки Коренев и др. Общая химия
Домашняя работа «Метод ВС и метод МО»
Семинар 8 (11Л — ср 18.09, 11Х — сб 21.09): Решение олимпиадных задач на строение атома и химическую связь
Семинар 7 (11ХМН — вт 17.09, 11Л — ср 18.09): Метод валентных связей (решение задач)
Повторяем параграф 3.2 голубой книжки Коренев и др. Общая химия
Лекция 2 (сб 14.09): Метод валентных связей и Метод молекулярных орбиталей
Читаем главу 3 голубой книжки Коренев и др. Общая химия до конца.
Семинар 6 (чт 12.09): Строение атома и электронные конфигурации. Ядерные реакции
Повторяем часть 2 голубой книжки Коренев и др. Общая химия
Семинар 5 (11Л — ср 11.09, 11Х — сб 14.09): Предсказание свойств веществ
Семинар 4 (11ХМН — вт 10.09, 11Л — ср 11.09): Решение абитуриентских задач на строение атома и химическую связь
Повторяем голубую книжку Коренев и др. Общая химия и соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 2-4) и другой доступной литературе.
Домашняя работа (ДО НАЧАЛА семинара решение необходимо загрузить на сайт)
Самостоятельная работа (для отсутствующих — вариант 4)
Лекция 1 (сб 7.09): Виды химической связи. Строение вещества
Читаем часть 3 голубой книжки Коренев и др. Общая химия, параграф 3.1.
Семинар 3 (чт 5.09): ЛЕКЦИЯ!!! Строение атома
Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая химия (голубая книжка). Читаем часть 2.
Не забудьте освежить в памяти требования к учащемуся на лекции.
Материалы лекции (будут доступны после лекции)
Домашнее задание к лекции (надо загрузить ДО НАЧАЛА лекции)
Семинар 2 (11Л — ср 4.09, 11Х — сб 7.09): Решение задач на определение состава вещества
Материалы семинара и самостоятельная работа
Семинар 1 (11ХМН — вт 3.09, 11Л — ср 4.09): Основные понятия и законы химии
Собираемся с мыслями, берем себя в руки. Читаем часть 1 голубой книжки Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая химия. Книжку взять в библиотеке, скачать с сайта pdf или смотреть онлайн.
Материалы семинара (будут доступны после семинара)
Изучаем требования к учащемуся на семинарах, требования к учащемуся на лекции. Незнание правил не освобождает от ответственности.