skip to Main Content

Семинар 42 (18.12.19, ср — 11Л) — что-то будет

Семинар 41 (17.12.19, вт): Повторение. Подготовка к экзамену

zac1-05           Экзамен за 1-й семестр 11 Л                         Вар.ХХХ

(Это не домашка, а демо-версия. Делать в тетради не обязательно, надо посмотреть и выяснить, что непонятно)

1. При образовании 1 моль паров воды из водорода и кислорода выделяется 242 кДж, при образовании из кислорода 1 моль озона затрачивается 145 кДж. Определите энтальпию реакции:

Н2(г) + 1/3 О3(г) = Н2О(г)                                           (1 балл)

2. Температурный коэффициент реакции равен 2,5. Скорость реакции при 20oС — V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 12V1 ?                                        (1 балл)

3. (Хф-пр-98; ВКНМ-98; Хф-за-99) Смешали по три моля веществ А, В, С. После установления равновесия А + В = 2С в системе обнаружили 5 молей вещества С. Рассчитайте константу равновесия. Определите равновесный состав смеси (в мольных %), полученной смешением веществ А, В, С в мольном соотношении 3:2:1 при той же температуре.                                                                                    (2 балла)

4. (Хф-з-93, Почв.92) Электролиз 470 г 8%-ного раствора нитрата меди (II) продолжали до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 19,6 г. Вычислите массовые доли соединений в растворе, полученном после окончания электролиза, и массы веществ, выделившихся на инертных электродах.                                 (2 балла)

5. В литровую колбу поместили 6 г уксусной кислоты и 4,0 г едкого натра, затем довели объем раствора до 1 л. Определите рН получившегося раствора. Укажите, какие допущения сделаны при расчетах. Кдис (CH3COOH) = 1,8*10–5             (3 балла)

6. Какая реакция пойдет в кислой среде: окисление Cl- до Cl2 азотной кислотой, которая восстановится до NO , или окисление NO2 до азотной кислоты хлором? Напишите уравнение реакции, возможной из соотношения стандартных потенциалов.                                               (2 балла)

7. (Бф-05) В каком минимальном объеме воды можно растворить 0,12 г сульфита кальция, если произведение растворимости CaSO3 составляет 3,2*10-7 моль22 ?       (1 балл)

Семинар 40 (13.12.19, пт): Абитуриентские задачи по сере

tsab-s              Домашнее задание на тему «Сера»

  1. (Ф-мед-98) Взаимодействие простых веществ «А» и «В» при высоких температурах приводит к образованию ядовитой жидкости «С». При сгорании одного моля «С» в атмосфере кислорода образуется один моль газообразного кислотного оксида «D» и два моля газообразного кислотного оксида «Е». Соединение «Е» обесцвечивает кислый раствор перманганата калия. Приведите формулы веществ «А» — «Е» и напишите уравнения всех реакций.
  2. (Почв.-98) Предскажите физические и химические свойства селенита калия. Напишите уравнения трех реакций, в которые должно вступать это соединение. Ответ мотивируйте.
  3. (Бф-97) Предложите способ получения:
    а) натрия из сульфита натрия;
    б) серебра из сульфида серебра.
    Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их проведения.
  4. (Ф-мед-97) При пропускании оксида серы (IV) серез раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5,0%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

Семинар 39 (11.12.19, ср — 11Л): Доклады

КАЖДЫЙ учащийся должен приготовить сообщение на тему «А что я знаю интересненького по химии» на 3 мин. (не более!) Можно с презентацией, можно с наглядными пособиями, можно без ничего. Оценивается химия, интересность и качество доклада.

Лекция 13 (11.12.19, ср): Сера. Подгруппы серы

Семинар 38 (10.12.19, вт): Кислородные соединения галогенов. Решение абитуриентских задач

Семинар 37 (6.12.19, пт): Сравнение свойств веществ

Семинар 36 (3.12.19, вт): Галогены и галогеноводороды. Решение абитуриентских задач

tsab-hal                      Домашнее задание на тему «Галогены»

1.(Хф-98) Какое вещество может вступить в окислительно-восстановительную реакцию с FeCl3 и в обменную реакцию с AgNO3 ? Напишите уравнения обеих реакций.

2.(Хф-98) Какое вещество может вступить в окислительно-восстановительную реакцию с HNO2 и в обменную реакцию с Pb(NO3)2 ? Напишите уравнения обеих реакций.

3.(ВКНМ-98) Какие два вещества вступили в реакцию, если при этом образовались следующие вещества (указаны все продукты реакции без коэффициентов):
а) H3PO4 + HCl + Br2
б) H3PO4 + HCl + HBr
Напишите уравнения реакций и укажите условия их протекания.

Семинар 35 (29.11.19, пт): Предсказание свойств веществ

Лекция 12 (27.11.19, ср): Галогены (2). Кислородные соединения

Семинар 34 (27.11.19, ср — 11Л): Перекристаллизация

Берем в библиотеке книжку: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 72 с. ИЛИ смотрим ее электронную версию на сайте. Читаем разделы «Введение» и «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду», он же «Перекристаллизация» (с.3-13). Повторяем также материал по перекристаллизации по книге Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. М.: Изд-во Мос.Ун-та, 2004

Семинар 33 (26.11.19, вт): Решение абитуриентских задач на водород и кислород

tsab-h-o                        Домашнее задание «Водород, кислород»

  1. Закончите уравнения, любым способом расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель:
    Al + NaOH + H2O =
    SrH2 + H2O =
  2. Для реакции:        Rb + O2 =
    укажите степень окисления и валентность кислорода в образующемся продукте. Какова природа химической связи в нем?
  3. Как можно химическим способом различить пероксид и надпероксид калия (K2O2 и KO2)? Напишите уравнения реакций.
  4. (Бф-04) Смесь водорода и азота имеет плотность по водороду 4,25. К 40 л этой смеси добавили 20 л азота. Рассчитайте плотность по водороду конечной смеси.

Семинар 32 (22.11.19, пт): Комплексы

Лекция 11 (20.11.19, ср): Галогены (1). Простые вещества, галогеноводороды, галогениды

Семинар 31 (19.11.19, вт): КОЛЛОКВИУМ «Растворы»

Вариант   Доступный (демо-версия)

  1. Вычислите массу сульфата калия, содержащегося в насыщенном при 15oС растворе массой 250 г, если растворимость соли при этой температуре 101 г/л воды.
  2. Вычислите рН 2,4%-ного раствора гидроксида лития
  3. Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора слабой кислоты. Перечислите вводимые при этом допущения.
  4. Как вычислить рН раствора соли сильной кислоты и слабого основания, если известны только Кдисс. основания и концентрация соли? Приведите схему расчета. Перечислите все допущения, при которых можно пользоваться приведенными Вами формулами.
  5. Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора, образованного слабой кислотой и ее солью с сильным основанием (буферного). Перечислите вводимые при этом допущения.
  6. Приведите пример полного необратимого гидролиза. Можно ли утверждать, что соединение не существует, если для него в таблице растворимости вместо “Р”, “Н” или “М” стоит прочерк?
  7. Как и насколько может измениться ЭДС батареек, если их цинковую оболочку заменить кальциевой (остальное содержимое не менять)?
  8. Вычислите объем газа (н.у.), выделившегося при электролизе раствора избытка хлорной меди  при пропускании тока силой I = 5 А в течение 30 мин.

Семинар 30 (15.11.19, пт): Решение абитуриентских задач на электролиз

electrol                       Домашние задачи “Электролиз”

  1. (Хф-з-93, Почв.92) Электролиз 470 г 8%-ного раствора нитрата меди (II) продолжали до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 19,6 г. Вычислите массовые доли соединений в растворе, полученном после окончания электролиза, и массы веществ, выделившихся на инертных электродах.
  2. (Хф-пр-94) Электролиз 5%-го водного раствора сульфата меди (II) продолжали до тех пор, пока массовая доля растворенного вещества не стала равна 7%. На одном графике изобразите зависимость от времени количества всех веществ, выделяющихся на инертных электродах. На другом графике (с тем же масштабом времени) изобразите зависимость массы раствора от времени. Объясните качественные особенности приведенных графиков.
  3. (Хф-пр-98) При электролизе водного раствора калиевой соли одноосновной карбоновой кислоты на аноде выделилась смесь газов с плотностью по гелию 12,17. Назовите неизвестную соль и напишите уравнение реакции электролиза.

Для отсутствующих: electrol Конкурсные задачи

Лекция 10 (13.11.19, ср): Водород, кислород

Семинар 29 (13.11.19, ср — 11Л): Электродный потенциал. Уравнение Нернста

Коренев Ю.М., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть V. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Макс Пресс, 2011  Глава 2, параграфы 2.2 — 2.4

Для отсутствующих: EDS

Семинар 28 (12.11.19, вт): Гальванический элемент, аккумуляторы

Коренев Ю.М., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть V. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Макс Пресс, 2011  Глава 2, параграфы 2.1 — 2.2

Для отсутствующих 11Л: accum

Семинар 27 (8.11.19, пт): Электролиз растворов и расплавов

Коренев Ю.М., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть V. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Макс Пресс, 2011  Глава 2, параграфы 2.5 — 2.6

Для отсутствующих: Electr

Лекция 9 (6.11.19, ср): Комплексные соединения

Семинар 26 (6.11.19, ср — 11Л): Гидролиз. Работа со справочниками. Титрование

Семинар 25 (5.11.19, вт): Решение абитуриентских задач на рН, ПР

solu-ab3                       Растворы, равновесия, рН, ПР                Домашнее

  1. (ФББ04) Чему равна массовая доля азотной кислоты в водном растворе, в котором содержится одинаковое число атомов водорода и кислорода?
  2. (ФФМ04) К 200 мл 0,15 М раствора HCl прилили 100 мл раствора NaOH с концентрацией 0,1 М. Определите рН полученного раствора. Какой объем раствора NaOH нужно было прилить для того, чтобы значение рН составило 12?
  3. (Бф04) Рассчитайте степень диссоциации сероводородной кислоты по первой ступени:
    а) в 0,1 М растворе H2S ;
    б) в 0,1 М растворе H2S, содержащем 1 М HСl.
    Константа диссоциации H2S по первой ступени К1 = 1*10–7 .
  4. (Поч04) Расположите в порядке возрастания рН 0,1 М растворы следующих веществ: HCl, NaOH, K2CO3, AlCl3, NaNO3.
  5. (Хф04) Произведение растворимости Ag2SO3 при 250С составляет 1,5*10–14 моль33 . Рассчитайте концентрацию соли (моль/л) в насыщенном водном растворе.

Для отсутствующих: solu-ab3

28.10.19-4.11.19  КАНИКУЛЫ!

Опубликовано предварительное расписание XIV Всероссийской Интернет-олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее!» — олимпиады 1 (высшего) уровня из перечня РСОШ по четырем предметам: «химия, физика, математика, биология». До начала Олимпиады 2019/2020 осталось совсем чуть-чуть: первые конкурсы будут открыты 31 октября.

Регистрация участников на текущую олимпиаду возможна в течение всего срока приема работ на конкурсы — до 24 января 2019 года. Всех приглашают регистрироваться, а также подписываться на официальные страницы Олимпиады в социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram.

Семинар 24 (25.10.19, пт): Уравнивание ОВР

Продолжаем увлекательное чтение главы 1 книжки Коренев Ю.М., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть V. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Макс Пресс, 2011, теперь с начала: глава 1.

Домашнее задание «Степень окисления»: Определите степени окисления всех атомов в C10Cl18, SnH4, (CH3)2CН-COOH, CH3-CH(OH)-CH2-CH=CH-CH=O.

Для отсутствующих в 11Л и для ВСЕХ в 11Н: ОВР

Лекция 8 (23.10.19, ср): Электрохимия

Читаем книжку Коренев Ю.М., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть V. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Макс Пресс, 2011. Глава 2.

Семинар 23 (23.10.19, ср — 11Л): Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

Для отсутствующих: TST1104a Диссоциация Вариант 1

Семинар 22 (22.10.19, вт): Решение абитуриентских задач на концентрации растворов

solu-ab1   Домашнее задание по теме “Растворы-1″

  1. (Хф-з-94) Произведение растворимости вещества AB3 в 300 раз меньше произведения растворимости вещества CD. Можно ли утверждать, что первое вещество хуже растворимо в воде, чем второе? Ответ мотивируйте, и укажите границы его применимости.
  2. (Хф-по-92) Хлорид калия можно получить осторожным растворением гидрокарбоната калия в точно рассчитанном количестве 25%-ной соляной кислоты и последующим охлаждением образующегося раствора. Вычислите выход соли (в % от теоретического), выпадающей в виде кристаллов при охлаждении раствора, если массовая доля соли в насыщенном растворе после охлаждения равна 26%.
  3. (Хф-по-98) Какую массу CaCl2*6H2O необходимо добавить к 47,0 мл 25,0%-ного раствора Na2CO3 (плотность = 1,08 г/мл), чтобы получить раствор, в котором массовая доля Na2CO3 равна 10,0%?

Для отсутствующих: solu-ab1-11

Семинар 21 (18.10.19, пт): Лабораторная работа «Теплота гидратации»

Для отсутствующих: Therm-1

Лекция 7 (16.10.19, ср): Равновесия в растворах электролитов. Гидролиз

Читаем книжку Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. М.: Изд-во Мос.Ун-та, 2004 до конца

Семинар 20 (16.10.19, ср — 11Л): Фазовые диаграммы двухкомпонентных систем

Молимся об апгрейде мозга

Семинар 19 (15.10.19, вт): Коллоквиум на тему «Химическая термодинамика и кинетика»

Возможны задачи типа:

1. На основании приведенных данных рассчитайте константу равновесия в равновесной смеси при стандартных условиях:     Н2 (г) + Э(тв) = Н2Э(газ)
.          ΔfНо , кДж/моль    Sо , Дж/моль*К
Н2        0                                 130,5
Э           0                                 31,9
Н2Э     -20,9                          205,6
2. Приведите расчетную формулу для вычисления константы равновесия на основе табличных данных  для реакции     2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(г) + 2SO2(г)    при стандартных условиях и при 1000°С, пренебрегая температурной зависимостью энтальпий образования веществ и их энтропий.
3. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе   2 NO(г) + Cl2(г) = 2 NOCl(г)  составляли: оксид азота (II) 0,02 моль/л; хлор 0,03 моль/л; хлористый нитрозил 0,01 моль/л. Каким будет направление процесса при быстром смешении реагентов в концентрациях, равных для всех веществ 0,01 моль/л при той же температуре?
4. При температурах 800 и 600 К константы равновесия реакции    CH4(г) + 2 O2(г)  = CO2(г) + 2 H2O(г)    равны соответственно 1*10 52 и 5*10 69 . Экзо- или эндотермическая эта реакция?
5. Вычислите константу равновесия термической диссоциации молекул хлора при 1000К.  Степень термической диссоциации при 1000 К    3,5*10-4
6. Для какой из реакций модуль изменения энтропии может быть более значительным:   BaCO3 = BaO + CO2    или  BaCl2 + Na2CO3 = 2 NaCl + BaCO3
7. При изучении кинетики реакции А + В + 2Д = Г обнаружено, что скорость при увеличении концентрации А в 2 раза возрастает в 4 раза, не зависит от концентрации В и возрастает в 3 раза при увеличении концентрации Д в 3 раза. Напишите кинетическое уравнение реакции (выражающее зависимость скорости от концентраций). Почему показатели степеней в кинетическом уравнении не совпадают с коэффициентами в уравнении реакции?
8. Для реакции     [Mn(H2O)6]2+ + SO42–  =  [Mn(H2O)5SO4] + H2O   получены следующие значения скорости при заданных концентрациях:
C([Mn(H2O)6]2+), моль/л     C(SO42–), моль/л    r, моль/(л•c)
0,1                                                  0,05                             3,98•105
0,05                                               0,1                                1,99•105
0,02                                               0,05                             0,796•105
а) Определите вид кинетического уравнения.
b) Вычислите константу скорости реакции.
9. При 37°С реакция заканчивается за 150 с, а при 57°С – за 37,5 с. Приведите необходимую расчетную формулу (с подставленными численными значениями) и вычислите энергию активации.
10. В реакции C(тв) + 2 H2(г) = CH4(г) давление водорода увеличили в два раза. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если считать ее элементарной? Затем в том же реакторе увеличили в два раза массу углерода С. Как и почему может измениться скорость реакции в этом случае?
11. Температурный коэффициент реакции равен 2. Скорость реакции при 20°С – V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 8 V1 ?

Семинар 18 (12.10.19, пт): Фазовые диаграммы однокомпонентных систем

Читаем книжку Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. С.3-25

Для отсутствующих:    Вариант Rb

Нарисуйте фазовую диаграмму углекислого газа в координатах р – Т, указав на шкале деления р = 1 атм, Т = 273 К. Укажите фазовый состав в каждой области диаграммы. Напишите фазовые равновесия для каждой линии и тройной точки.

Семинар 17 (10.10.19 ср — 11Л): Решение олимпиадных задач по кинетике

Лекция 6 (10.10.19, ср): Смеси и Растворы

Семинар 16 (9.10.19, вт): Решение абитуриентских задач по кинетике

Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III, глава 2

с.51 №5; с.74 №9, 10; с.85 №7

Для отсутствующих: Kinet-ab10

Семинар 15 (4.10.19, пт): Химическая кинетика. Реакции 1 порядка

Для отсутствующих: kin-C

Семинар 14 (2.10.19, ср — 11Л): Решение олимпиадных задач по термохимии и равновесию

Лекция 5 (2.10.19, ср): Катализ

Семинар 13 (1.10.19, вт): Решение абитуриентских задач по равновесию

ravn-do            Домашнее задание на тему “Равновесие”

  1. (Хф-по-97) Один моль аммиака поместили в сосуд объемом 20 л и нагрели до 600oC. Давление в сосуде оказалось равным 435 кПа. Рассчитайте степень разложения аммиака.
  2. (Х-пр-93) Уксусную кислоту массой 25 г растворяют в воде, и объем раствора доводят до 1 л. Определите концентрацию ионов H+в полученном растворе, если константа диссоциации уксусной кислоты равна 1,8*10-5. Изменением концентрации кислоты при диссоциации пренебречь.
  3. (Хф-93; Хф-за-94; Хф-пр-94; ВКНМ-96) Имеется смесь азота и водорода, которая на 5% легче гелия. После пропускания смеси над нагретым катализатором образовался аммиак, в результате чего смесь стала тяжелее гелия при тех же условиях. Рассчитайте область допустимых значений для выхода реакции.
  4. (Хф-пр-98; ВКНМ-98; Хф-за-99) Смешали по три моля веществ А, В, С. После установления равновесия А + В = 2С в системе обнаружили 5 молей вещества С. Рассчитайте константу равновесия. Определите равновесный состав смеси (в мольных %), полученной смешением веществ А, В, С в мольном соотношении 3:2:1 при той же температуре.
  5. На основании известных термодинамических параметров процесса:

реакция  N2 + O2  =   2 NO
ΔfHo          0       0        +91 кДж/моль
So           +192  +205    +210 Дж/моль*К

определите, возможна ли прямая реакция при стандартных условиях.  Вычислите, начиная с какой температуры пойдет реакция.

Для отсутствующих: ravn-do6

Семинар 12 (27.09.19, пт): Энтропия. Связь константы равновесия и энергии Гиббса

therm-2t         Домашние задачи по термохимии

  1. (Хф-97) Теплота сгорания пропанола-1 составляет 1887 кДж/моль, теплота сгорания пропанола-2 равна 1872 кДж/моль. Какое из этих соединений будет преобладать в равновесной смеси, образующейся при нагревании пропанола-2 в присутствии изомеризующего катализатора при 450 градусах Цельсия? Напишите уравнение процесса и ответ подтвердите расчетом.
  2. (Хф-пр-92) 57,6 г минерала, содержащего 66,7% меди и 33,3% серы по массе, сожгли в избытке кислорода, а твердый продукт сгорания прокалили с 15,4 г алюминия. Какое количество теплоты выделилось в результате каждого из этих процессов, если известно, что реакции проводились при постоянной температуре, а теплоты образования при данной температуре равны: сульфид меди 53 кДж/моль; оксид меди (II) 165 кДж/моль; оксид серы (IV) 297 кДж/моль; оксид алюминия 1675 кДж/моль?
  3. (Х-по-92) При стандартных условиях теплота полного хлорирования графита равна 103,3 кДж/моль, а теплота полного хлорирования алмаза равна 105,6 кДж/моль. Чему равна теплота превращения графита в алмаз при стандартных условиях?

Для отсутствующих: 7-1+7-3-ravn

Семинар 11 (25.09.19, ср — 11Л): Что-то будет

Готовимся ко всему.

Лекция 4 (25.09.19, ср): Хим. кинетика. Уравнение скорости и Уравнение Аррениуса

Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III, глава 2

Игры начинаются в сентябре…

хим шахматы