skip to Main Content

С 2002 по 2012 год преподавал физику в физико-математических классах лицея № 11 г. Химки. В 2005 г. организовал кружок по физике и математике для учащихся 6-11 классов. Основной целью кружка было всестороннее развитие школьников, обладающих способностями в физико-математической области. Участники кружка активно участвовали в различных олимпиадах, физических боях, научных конференциях школьников, летних школах. Ежегодно несколько человек становились призерами регионального и финального этапов Всероссийской олимпиады, а также победителями и призёрами Московской олимпиады школьников по физике, поступали в ведущие вузы (МГУ, МФТИ). Один ученик в 2009 г. стал абсолютным победителем финала Всероссийской олимпиады в 11 кл. В данный момент большинство бывших участников кружка занимаются научной деятельностью в России и за рубежом, шестеро стали кандидатами наук (или получили степень Ph.D. в западном университете).

С 2012 по 2015 г. руководил негосударственным объединением учителей под названием «Домашняя вечерняя школа». В рамках этого объединения организовал кружок по физике для школьников г. Химки, в котором углублённое изучение предмета было первостепенным, а специализированная подготовка к олимпиадам являлась вспомогательным инструментом. Ежегодно участники кружка становились призёрами регионального и финального этапов Всероссийской олимпиады.

Начиная с 2017 года составляю задачи для Московской олимпиады школьников по физике. Член методической комиссии олимпиады, один из инициаторов изменения формата заданий олимпиады, предпринятом в 2019 г.

В 2020 году вёл теоретические занятия со сборной Москвы по физике. Соавтор учебно-методического пособия “Бычков А.И., Крюков П.А. Цепи постоянного тока”.

Во время работы в лицее № 11 г. Химки неоднократно становился лауреатом премии фонда «Династия» и дважды был победителем конкурса лучших учителей России, проводившегося министерством науки и образования России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Имею опыт работы экспертом ЕГЭ.

Несколько лет назад увлекался альпинизмом (на уровне 1-го разряда, маршруты 5a-5b категории трудности) и скалолазанием (лучший рэдпойнт 7b+).

Мой подход к преподаванию состоит в том, чтобы, сочетая углублённое изучение предмета и специфический олимпиадный тренинг, стимулировать развитие личности школьника.

Более 15 лет я вовлечён в олимпиадное движение (и как преподаватель, и как автор задач), поэтому хорошо знаком с незаметными со стороны «подводными камнями» физических олимпиад. На мой взгляд, некоторые весьма распространённые методы усиленной олимпиадной подготовки совершенно не способствуют развитию личности школьника, а в ряде случаев вредят этому развитию. Отмечу, что такая важная функция физических олимпиад, как выявление одарённых, талантливых детей сейчас во многом утрачена. Мы же понимаем, что зачастую места достаются более тренированным, но менее талантливым. С другой стороны, рассматривая олимпиады как своеобразный интеллектуальный спорт (а только так их и можно сейчас рассматривать), приходится констатировать, что во многих отечественных олимпиадах некоторые базовые спортивные принципы нарушаются. Но даже если бы наоборот эти принципы неукоснительно соблюдались, надо понимать, что далеко не всякий школьник психологически готов к тому, чтобы быть «спортсменом». Человек может быть необыкновенно интеллектуально одарён, но при этом обладать своеобразным характером, что будет мешать ему становиться победителем. Имеет ли смысл в таком случае «ломать себя» ради места на олимпиаде – вопрос риторический.

По-моему, процесс решения достаточно сложных и разноплановых задач по физике в некотором смысле самоценен. Преодоление трудностей, возникающих в процессе решения задачи, развивает интеллект и характер. Вместе с тем, например, войти в десятку на финале Всеросса – это амбициозная цель, которую школьник может себе поставить. Достижение этой цели (в честной борьбе с собой и конкурентами) заставляет человека «подняться над собой» и также развивает его.

Резюмируя, можно сказать, что следует стремиться к хорошему знанию физики, возникающему в процессе серьёзного углублённого изучения. В результате долгой, кропотливой работы у школьника начинает появляться физическая эрудиция и формироваться свой стиль мышления. И это важнее мест на олимпиадах. Специфическая олимпиадная подготовка – это инструмент образовательного процесса, возможно, весьма эффективный, но далеко не единственный.

Учебно-методическое пособие “Цепи постоянного тока”