skip to Main Content

ЭКЗАМЕН (вт 24.12)

Экзамен письменный. Начало в 9.00, окончание в 12.00. С собой иметь ручку (лучше две) и калькулятор (инженерный). Можно при необходимости воду/чай/кофе и одну конфетку в не шуршащей обертке.
Использование любых иных материалов и гаджетов запрещается, при их обнаружении учащийся удаляется с экзамена и получает 1.
Разговоры между собой запрещаются, повторное замечание приводит к удалению и выставлению 1.

Лекция 14 (сб 14.12): Главная подгруппа V группы

Морозова Н.И. Неорганическая химия: пособие для 11 профильных классов. – М.: ООО «Луч», 2020. – 176 с. Часть VI

Домашнее задание к лекции

Семинар 43 (11Н — чт 12.12): Повторение. Подготовка к экзамену

Семинар 42 (11ХЛМ чт 12.12): Подготовка к химическому практикуму

Что нас ждет впереди

Семинар 41 (11Л — ср 11.12, 11Х сб 14.12): Повторение. Подготовка к экзамену

Семинар 40 (11ХМН — вт 10.12, 11Л — ср 11.12): Перекристаллизация

Читаем книжку: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 72 с. ИЛИ смотрим ее электронную версию на сайте. Читаем разделы «Введение» и «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду», он же «Перекристаллизация» (с.3-13). Повторяем также материал по перекристаллизации по книге Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. разделы 6.1-6.5.

Самостоятельная работа «Расчет перекристаллизации»

Лекция 13 (сб 7.12): Сера. Подгруппа серы, Соединения серы, селена, теллура

Морозова Н.И. Неорганическая химия: пособие для 11 профильных классов. – М.: ООО «Луч», 2020. – 176 с. Часть V

Домашнее задание к лекции

Семинар 39 (11МН — чт 28.11, 11Х — сб 7.12): Повторение. Подготовка к экзамену

Семинар 38 (чт 5.12): Кислородные соединения галогенов. Решение абитуриентских задач

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Семинар 37 (11ХМН — вт 3.12): Повторение. Подготовка к экзамену

Демо-версия экзамена:

  1. Напишите электронную конфигурацию иона мышьяка в невозбужденном состоянии   (1 балл)
  2. При образовании 1 моль паров воды из водорода и кислорода выделяется 242 кДж, при образовании из кислорода 1 моль озона затрачивается 145 кДж. Определите энтальпию реакции:    Н2(г) + 1/3 О3(г) = Н2О(г)         (1 балл)
  3. Температурный коэффициент реакции равен 2,5. Скорость реакции при 20oС – V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 12V1 ?          (1 балл)
  4. (Хф-пр-98; ВКНМ-98; Хф-за-99) Смешали по три моля веществ А, В, С. После установления равновесия А + В ↔ (тут должен быть знак равновесия!) 2С в системе обнаружили 5 молей вещества С. Рассчитайте константу равновесия. Определите равновесный состав смеси (в мольных %), полученной смешением веществ А, В, С в мольном соотношении 3:2:1 при той же температуре.               (2 балла)
  5. (Хф-з-93, Почв.92) Электролиз 470 г 8%-ного раствора нитрата меди (II) продолжали до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 19,6 г. Вычислите массовые доли соединений в растворе, полученном после окончания электролиза, и массы веществ, выделившихся на инертных электродах.        (2 балла)
  6. В литровую колбу поместили 6 г уксусной кислоты и 4,0 г едкого натра, затем довели объем раствора до 1 л. Определите рН получившегося раствора. Укажите, какие допущения сделаны при расчетах. Кдис (CH3COOH) = 1,8*10–5             (3 балла)
  7. Какая реакция пойдет в кислой среде: окисление Cl- до Cl2 азотной кислотой, которая восстановится до NO , или окисление NO2 до азотной кислоты хлором? Напишите уравнение реакции, возможной из соотношения стандартных потенциалов.            (2 балла)
  8. (Бф-05) В каком минимальном объеме воды можно растворить 0,12 г сульфита кальция, если произведение растворимости CaSO3 составляет 3,2*10-7?       (1 балл).
  9. Для SCl2
    1) укажите тип пространственной конфигурации (АВхЕу), используя модель Гиллеспи,
    2) назовите форму молекулы или иона (фигуру, образуемую атомами),
    3) изобразите электронную конфигурацию внешнего электронного уровня центрального атома после образования молекулы или иона,
    4) укажите тип гибридизации центрального атома.                  (2 балла)

Лекция 12 (сб 30.11): Галогены (2). Кислородные соединения

Морозова Н.И. Неорганическая химия: пособие для 11 профильных классов. – М.: ООО «Луч», 2020. – 176 с. Часть IV

Домашнее задание к лекции

Семинар 36 (11ХЛ чт 28.11): Особенности водорода и кислорода. Галогены. Олимпиадные задачи

Самостоятельная работа

Семинар 35 (11Л — ср 27.11, 11Х сб 30.11): Продолжение шоу с докладиками

Семинар 34 (11ХМН — вт 26.11, 11Л — ср 27.11): Галогены и галогеноводороды. Решение абитуриентских задач

Самостоятельная работа

Лекция 11 (сб 23.11): Галогены (1). Простые вещества, галогеноводороды, галогениды и продолжение лекции «Кислород»

Морозова Н.И. Неорганическая химия: пособие для 11 профильных классов. – М.: ООО «Луч», 2020. – 176 с. Часть IV

Домашнее задание к лекции «Кислород» (ДА!)

Семинар 32 (11Л — ср 20.11, 11Х — сб 23.11): Докладики

КАЖДЫЙ учащийся должен приготовить доклад.

Кто готов защитить курсовую — 5 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются тезисы), «Защита работ». В разделе «Защита работ» загружаем тезисы (форматы doc, docx, rtf) и презентации (форматы ppt, pptx).

Кто выбрал тему курсовой — доклад по целям, задачам, актуальности и литературе на 3 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются эссе). Загружаем эссе (форматы doc, docx, rtf) и презентации (форматы ppt, pptx) в разделе «Что вас ждет на представлении темы».

Кто уже защитился или еще не выбрал тему курсовой — делает сообщение на тему «А что я знаю интересненького по химии» на 3 мин. Оценивается химия, интересность и качество доклада. Презентации (форматы ppt, pptx) загружаем на кафедральный компьютер ДО начала урока.

Семинар 31 (11ХМН — вт 19.11, 11Л — ср 20.11): Решение абитуриентских задач на водород и кислород

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Лекция 10 (сб 16.11): Водород, кислород

Морозова Н.И. Неорганическая химия: пособие для 11 профильных классов. – М.: ООО «Луч», 2020. – 176 с. Части 2, 3

Домашнее задание к лекции «Водород»

Семинар 33 (чт 21.11): КОЛЛОКВИУМ «Растворы»

Вариант   Доступный (демо-версия, в реальном варианте 4 вопроса)

  1. Вычислите массу сульфата калия, содержащегося в насыщенном при 15oС растворе массой 250 г, если растворимость соли при этой температуре 101 г/л воды.
  2. Вычислите рН 2,4%-ного раствора гидроксида лития
  3. Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора слабой кислоты. Перечислите вводимые при этом допущения.
  4. Как вычислить рН раствора соли сильной кислоты и слабого основания, если известны только Кдисс. основания и концентрация соли? Приведите схему расчета. Перечислите все допущения, при которых можно пользоваться приведенными Вами формулами.
  5. Приведите вывод формулы для вычисления рН раствора, образованного слабой кислотой и ее солью с сильным основанием (буферного). Перечислите вводимые при этом допущения.
  6. Приведите пример полного необратимого гидролиза. Можно ли утверждать, что соединение не существует, если для него в таблице растворимости вместо “Р”, “Н” или “М” стоит прочерк?
  7. Как и насколько может измениться ЭДС батареек, если их цинковую оболочку заменить кальциевой (остальное содержимое не менять)?
  8. Вычислите объем газа (н.у.), выделившегося при электролизе раствора избытка хлорной меди  при пропускании тока силой I = 5 А в течение 30 мин.

ВСЕ должны не позже 24:00 этого дня (можно раньше, при подготовке к коллоквиуму) выполнить тренинг ЕГЭ по общей химии (на отдельную оценку):

https://cdo.internat.msu.ru/mod/quiz/view.php?id=7592 (тесты)
https://cdo.internat.msu.ru/mod/assign/view.php?id=7595 (задачи)

Семинар 30 (чт 14.11): Комплексы

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Семинар 29 (11Л — ср 13.11, 11Х — сб 16.11): Электродный потенциал. Уравнение Нернста

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Разделы 10.1-10.4

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Семинар 28 (11ХМН — вт 12.11, 11Л — ср 13.11): Решение абитуриентских задач на электролиз

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Лекция 9 (сб 9.11): Комплексные соединения

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть VIII

Домашнее задание

Материалы лекции

Семинар 27 (чт 7.11): Уравнивание ОВР

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть IX

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Семинар 26 (11Л — ср 6.11, 11Х — сб 9.11): СЮРПРИЗ

Семинар 25 (11ХМН — вт 5.11, 11Л — ср 6.11): Электролиз растворов и расплавов

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Раздел 10.5

Самостоятельная работа

Материалы семинара

КАНИКУЛЫ!!!

Есть немного времени подготовить к 20-23 ноября докладик!

Кто готов защитить курсовую — 5 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются тезисы), «Защита работ».

Кто выбрал тему курсовой — доклад по целям, задачам, актуальности и литературе на 3 мин. См. в курсе «Курсовые на кафедре химии» разделы «Как делать презентацию», «Как писать тексты» (требуются эссе).

Кто не выбрал тему курсовой — делает сообщение на тему «А что я знаю интересненького по химии» на 3 мин. Либо доклад с презентацией, либо видеоролик.

Лекция 8 (сб 26.10): Электрохимия

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть Х

Материалы лекции

Домашнее задание к лекции

Семинар 24 (чт 24.10): Гидролиз, буферные растворы

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Повторяем часть VII

Тест

Материалы семинаров по рН, ПР

Семинар 23 (11Л — ср 23.10, 11Х — сб 26.10): Фазовые диаграммы двухкомпонентных систем

Материалы семинара

Семинар 22 (11ХМН — вт 22.10, 11Л — ср 23.10): Нюансы рН, ПР. Решение абитуриентских задач 

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. часть VII.

Самостоятельная работа

Лекция 7 (сб 19.10): Равновесия в растворах электролитов. Гидролиз

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть VII

Материалы лекции

Домашнее задание к лекции

Семинар 20 (11Л — ср 16.10, 11Х — сб 19.10): Фазовые диаграммы однокомпонентных систем

Читаем книжку Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Параграф 6.6

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Семинар 19 (11ХМН — вт 15.10, 11Л — ср 16.10): Решение абитуриентских задач на концентрации растворов

Читаем книжку Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть VI

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Тест

Лекция 6 (сб 12.10): Смеси и Растворы

Морозова Н.И., Коренев Ю.М., Овчаренко В.П. Общая химия: пособие для 11 классов. – М.: ООО «Луч», 2021. – 352 с. Часть VI

Материалы лекции

Домашнее задание к лекции

Семинар 21 (чт 17.10): Коллоквиум на тему «Химическая термодинамика и кинетика»

Возможны задачи типа:

  1. На основании приведенных данных рассчитайте константу равновесия в равновесной смеси при стандартных условиях:
    Н2 (г) + Э(тв) = Н2Э(газ)
    .     ΔfНо , кДж/моль            Sо , Дж/моль*К
    Н2         0                              130,5
    Э           0                              31,9
    Н2Э     -20,9                          205,6
    2. Приведите расчетную формулу для вычисления константы равновесия на основе табличных данных  для реакции
    2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(г) + 2SO2(г)
    при стандартных условиях и при 1000°С, пренебрегая температурной зависимостью энтальпий образования веществ и их энтропий.
    3. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе
    2 NO(г) + Cl2(г) = 2 NOCl(г)
    составляли: оксид азота (II) 0,02 моль/л; хлор 0,03 моль/л; хлористый нитрозил 0,01 моль/л. Каким будет направление процесса при быстром смешении реагентов в концентрациях, равных для всех веществ 0,01 моль/л при той же температуре?
    4. При температурах 800 и 600 К константы равновесия реакции
    CH4(г) + 2 O2(г)  = CO2(г) + 2 H2O(г)
    равны соответственно 1*10 52 и 5*10 69 . Экзо- или эндотермическая эта реакция?
    6. Для какой из реакций модуль изменения энтропии может быть более значительным:
    BaCO3 = BaO + CO2    или  BaCl2 + Na2CO3 = 2 NaCl + BaCO3 ?
    7. При изучении кинетики реакции
    А + В + 2Д = Г
    обнаружено, что скорость при увеличении концентрации А в 2 раза возрастает в 4 раза, не зависит от концентрации В и возрастает в 3 раза при увеличении концентрации Д в 3 раза. Напишите кинетическое уравнение реакции (выражающее зависимость скорости от концентраций). Почему показатели степеней в кинетическом уравнении не совпадают с коэффициентами в уравнении реакции?
    8. Для реакции
    [Mn(H2O)6]2+ + SO42– =  [Mn(H2O)5SO4] + H2O
    получены следующие значения скорости при заданных концентрациях:
    C([Mn(H2O)6]2+), моль/л     C(SO42–), моль/л                  r, моль/(л•c)
    0,1                                                 0,05                             3,98•105
    0,05                                               0,1                               1,99•105
    0,02                                               0,05                             0,796•105
    а) Определите вид кинетического уравнения.
    b) Вычислите константу скорости реакции.
    9. При 37°С реакция заканчивается за 150 с, а при 57°С – за 37,5 с. Приведите необходимую расчетную формулу (с подставленными численными значениями) и вычислите энергию активации.
    10. В реакции
    C(тв) + 2 H2(г) = CH4(г)
    давление водорода увеличили в два раза. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если считать ее элементарной? Затем в том же реакторе увеличили в два раза массу углерода С. Как и почему может измениться скорость реакции в этом случае?
    11. Температурный коэффициент реакции равен 2. Скорость реакции при 20°С – V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 8 V1 ?

Семинар 18 (чт 10.10): Решение абитуриентских задач по кинетике

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Семинар 17 (11Л — ср 9.10, 11Х — сб 12.10): Решение олимпиадных задач по кинетике

Материалы семинара

Самостоятельная работа

Семинар 16 (11ХМН — вт 8.10, 11Л — ср 9.10): Химическая кинетика. Реакции 1 порядка

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Лекция 5 (сб 5.10): Катализ

Материалы лекции

Семинар 14 (11Л — ср 2.10, 11Х — сб 5.10): Решение олимпиадных задач по термохимии и равновесию

Самостоятельная работа

Материалы семинара

Семинар 13 (11ХМН — вт 1.10, 11Л — ср 2.10): Решение абитуриентских задач по равновесию

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Лекция 4 (сб 28.09): Хим. кинетика. Уравнение скорости и Уравнение Аррениуса

Коренев и др. Общая химия, часть 5.

Материалы лекции

Домашнее задание к лекции

Семинар 12 (чт 26.09): Энтропия. Связь константы равновесия и энергии Гиббса

Самостоятельная работа

Семинар 11 (11Л — ср 25.09, 11Х — сб 28.09): Сравнение свойств веществ

Самостоятельная работа

Семинар 10 (11ХМН — вт 24.09, 11Л — ср 25.09): Основные понятия термохимии

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Лекция 3 (сб 21.09): Химическая термодинамика. Энергетика процессов и Химическое равновесие

Читаем книжку Коренев и др. Общая химия, часть 4. Также полезно почитать книгу Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграф 5) и другие пособия. 

Материалы лекции

Домашнее задание к лекции

Изучаем требования к учащемуся на семинарахтребования к учащемуся на лекции. Незнание правил не освобождает от ответственности.

Перейти к содержимому