14-26 февраля 2016 г состоялась поездка учащихся СУНЦ МГУ по программе обмена в СУНЦ НГУ (г. Новосибирск). В поездке приняли участие 15 учеников 10-М и 10-Л классов (химико-биологического и химического профиля) и трое сопровождающих: доцент кафедры химии Менделеева Е.А., ассистент кафедры биологии Астахова А.А. и воспитатель Корнейчук Т.П.
Ребята были распределены на два химбиокласса 10-5 и 10-6, с которыми они ходили на занятия. Кроме этого, администрация СУНЦ НГУ и кафедра химии подготовили для них ряд дополнительных учебных, профориентационных и культурных мероприятий. За 12 дней ребята посетили две лабораторных работы по химии, а также спецкурсы по органическому и неорганическому синтезу. Кроме того, школьники посетили:
-факультет естественных наук НГУ;
-5 институтов РАН химического и биологического профиля (Институт органической химии, Институт неорганической химии, Институт цитологии и генетики и т.д.);
-фирму «Алекта», разработавшую учебную программу по химии «Хишник» (Химия – школьнику);
-оранжерею Ботанического сада СО РАН;
-театр Оперы и балета г.Новосибирска;
-обзорную экскурсию по г. Новосибирску;
-концерт Академического симфонического оркестра г. Новосибирска в Доме Ученых Академгородка.
В свободное время силами сопровождающих было проведено 3 занятия по органической химии и 2 занятия по генетике.
СУНЦ НГУ — три пятиэтажных здания, последовательно соединенных переходами. В зданиях помещается 500 с лишним человек.
ФМШ вписана в студенческий кампус НГУ. Отдельной территории у школы нет, в столовую ходят по улице. Ребята могут гулять в пределах Академгородка, кататься на лыжах. В Новосибирск можно ездить по согласованию с воспитателем. Отбой в 23, после 22.30 учащимся нельзя выходить из своих комнат.
В общежитии блочная система, по пять человек в двухкомнатном блоке, на каждый блок туалет с раковиной, душ на первом этаже. Наших ребят поселили вместе, в трех отдельных блоках. Подружиться с местными учащимися это не помешало.
В школе два 9-х, восемь 10-х и двенадцать 11-х классов. Есть одно-, двух-, и трехгодичный потоки, распределения на хим-био и физмат в 9 классе нет. Учеников набирают по результатам летней школы (3 недели в августе).
На доске висят три расписания: основное, «обязательные занятия второй половины дня» и факультативные спецкурсы. Все классы разделены на две подгруппы на всех основных предметах.
«Обязательные занятия второй половины дня» проходят с 15 до 20.30 (от 2 до 6 часов каждый день). Это физкультура, лабораторные работы, дополнительная физика или математика.
И очень много самых разнообразных спецкурсов, из которых ученики обязаны посещать минимум три каждый.
Практических спецкурсов по химии три: «Органический синтез, «Неорганический синтез» и «Практикум для олимпиадников». Две замечательно оборудованные лаборатории. В них проходят лабораторные работы для всех классов. Наши практикумы по программе и существу близки к новосибирским спецкурсам по органическому и неорганическому синтезу.
В это же время в СУНЦ НГУ приехали школьники из СУНЦ УрГУ, с ними был проведен круглый стол.
В СУНЦ УрГУ учатся с 8-го по 11 класс. Большинство живет не в общежитии – дома или у родственников. В отличие от Новосибирска, набирают два 8 класса, у которых нет профиля, которые в 9-м классе разделяются по четырем профилям, а в 10-м на 8 профилей, и в те же классы ведется набор новых школьников.
Набор в СУНЦ НГУ проходит по олимпиадам различного уровня плюс отличники заочной школы и те, кто приезжает и прямо перед летней школой сдает экзамен. По результатам летней школы проводится окончательный отбор.
Чуть подробнее о некоторых моментах поездки:
Академгородок! Белый-белый снег, и дорожки белые сосны, воздух, университет, множество институтов и СУНЦ НГУ, который везде называют ФМШ.
Экскурсия в ФЕН – Факультет естественных наук НГУ. Цитата олимпиадника со стажем: «Знаю я эти экскурсии, покажут ЯМР-спектрометр, мы на него с уважением поглядим и пойдем дальше».
Но, для начала декан В. Резников немного рассказал о факультете. Из рассказа мы узнали, что:
-на факультете есть химическое и биологическое отделения;
-на обоих отделениях усиленно изучаются биология, химия, физика, математика и так получаются ученые, способные работать с современной проблематикой;
-кафедры не то что сотрудничают, а неразрывно вплетены во взаимодействие с базовыми институтами РАН (благо и институты, и факультет, и кампус в пешей доступности);
-существует рентгеновская и ЯМР-томография;
-на биологическом отделении создан меховой зверек хенорик (хорек + норка);
-проводилась работа про изучение влияния характера чернобурой лисы на качество меха. К сожалению, декан не помнил, какие чернобурки обладают повышенной пушистостью — злые или добрые;
-кафедра физиологии для нужд студенческого практикума закупает по 400 озерных лягушек, которых доставляют из Санкт-Петербурга;
-кафедра информационной биологии изучает коровьи геномы, чтобы выбрать родителей, склонных к наибольшей удойности.
На факультет принимают только по результатам ЕГЭ (химия или биология, математика, русский), проходной балл около 240.
После чего мы пошли на экскурсию по студенческим практикумам. Нам показывали хроматографы, спектрометры, генераторы водорода и пр., заглянули в микроскоп на практикуме по цитологии. Больше всего впечатлил органический практикум – обилием вытяжных шкафов и волшебным шкафом под названием Icemaker, внутри которого лежала мелкая крупка льда…
А под конец, как гвоздь программы, нам показали ЯМР-спектрометр, на который все с уважением посмотрели.
Практикумы по органике. Не обошлось без эксцессов, но все живы, всем понравилось:
Экскурсии в Новосибирские институты всем очень понравились. В каждом институте посмотрели 5-6 лабораторий, где сотрудники, а чаще аспиранты, рассказывали про свою работу. Живо, интересно, видно, что человеку нравится то, что он делает. А после того, как попихали руки в бокс с металлоорганикой, дети задумались, не поступить ли им в Новосибирск…
Итак, школьники узнали
-принцип работы хроматомасс-спектрометра и полюбовались на него;
-как из живицы сибирского кедра выделяют исходные вещества и затем синтезируют из них потенциально эффективные анальгетики;
-что суперэффективный антивирусный препарат уже проходит доклинические испытания, и что сотрудники этой лаборатории не болеют гриппом;
-познакомились в виварии с животными, на которых испытывают эти самые препараты;
-что ни одна органическая лаборатория не обходится без хроматографических колонок;
-как выглядят результаты работы электронного микроскопа;
-что в институте неорганической химии тоже сплошная органика, потому как комплексы;
-что в боксе, заполненном аргоном, калий остается красивым и блестящим, и его можно помять, как пластилин;
-а соли анион-радикалов могут быть вполне устойчивы;
-что в ходе элементного анализа органику по-прежнему сжигают, и как выглядит современный прибор для этого;
-и еще много-много другого…
А дорога от студенческого кампуса до институтов идет через лес…
Театр оперы и билета «Жизель». Восторг! И театр, и балет.
Концерт Новосибирского академического симфонического оркестра в Доме Ученых. Вебер, Прокофьев, Чайковский. Сложноватая программа, но зато я поняла, что у сунчат крепкая психика. Так сладко спать под Прокофьева…
Оранжерея Ботанического сада. Посмотрели на кофейное дерево, орхидеи и много чего еще, понюхали цветы, попробовали плоды, послушали страшные истории от экскурсовода, закупились цветами. Теперь, у ребят в общаге будет зелено…
На такси 15 минут, обратно пешком минут 30
На обратном пути все дружно гладили ежика…
А еще мы в Академгородке
-по вечерам катались с горки;
-ели банановые эклеры и ореховые корзиночки;
-пили огуречный кофе и апельсиновый горячий шоколад;
-любовались на февральскую клубнику;
-играли в мафию;
-водили хороводы под гимн ФМШ;
-по вечерам ходили смотреть на Технопарк
-фотографировались с солидной остепененной бывшей фымышонкой;
-и, в итоге, дружно пришли к выводу, что в Новосибирске хорошо, но у нас не хуже, а кое-в чем – лучше. С радостью возвращаемся домой – в СУНЦ МГУ.
Доцент кафедры химии СУНЦ МГУ Менделеева Е.А.