СУНЦ — специализированные учебно-научные центры – явление не новое. В 2013 году исполняется 50 лет с момента создания первых таких школ. Сейчас существует 4 СУНЦ, которые были организованы еще Правительством СССР, – Московского, Новосибирского, Уральского федерального университетов и Академическая гимназия Санкт-Петербургского университета.
На фото: специализированный учебно-научный центр Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Выпускники спецшкол часто мелькают на обложках журналов: многие представлены в органах государственной власти, являются выдающимися учеными, руководителями крупных производств, организаторами серьезного инновационного и наукоемкого бизнеса, вносят серьезный вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны.
Впервые за долгие годы после распада СССР пресса заговорила о СУНЦ в ключе ситуации, развернувшейся вокруг Новосибирской спецшколы. Тогда из-за несовершенства правого обеспечения деятельности учебно-научных центров преподавателям Новосибирского госуниверситета едва не запретили преподавать в собственной физико-математической школе. Конфликт был разрешен, и Министерство образования и науки официально признало «функционирование школ данного типа чрезвычайно важным для создания условий для обучения одарённых детей». Однако не смотря на благополучное завершение, сложившаяся ситуация обнажила для общественности весь комплекс проблем, с которыми долгие годы школам приходилось бороться своими силами.
Тогда директорами СУНЦ впервые было принято решение о совместной встрече, которая состоялась в Новосибирском учебно-научном центре 26-28 сентября. Выяснилось, что проблемы у спецшкол схожие, и предпринимать попытки по их разрешению нужно консолидировано. Как сообщил редакции портала «Президент России – молодым ученым и специалистам» директор СУНЦ МГУ Андрей Андриянов, результатом сентябрьской встречи стало письмо директоров 4 российских спецшкол председателю Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, вице-премьеру Ольге Голодец, в котором были изложены «болевые точки» СУНЦ и видение возможных направлений их развития.
Андрей Андриянов прокомментировал основные моменты, освещенные в письме: «В настоящее время нормативно-правовая база для работы СУНЦ по факту отсутствует. Вопросы питания, оплаты труда педагогов регламентируются постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР 1988 года. Здания учебных корпусов, общежитий и столовых требуют ремонта, поскольку соответствующие статьи расходов не финансируются должным образом. Государство совсем не финансирует проведение летних физико-математических школ. Мы считаем, что необходимо предусмотреть в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы, позволяющие осуществлять научно-педагогическим кадрам высшей квалификации педагогическую и воспитательную работу, а также обеспечить законные основания интеграции программ среднего и высшего образования, реализуемых СУНЦ. По статусу это могли бы быть подразделения соответствующих университетов, которые одновременно рассматривались бы как институт общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Важно понимать, что в данных уникальных учебных заведениях осуществляется идея ускоренного профессионального и социального лифта, особенно значимая для школьников, рано обнаруживших склонность к исследовательской деятельности. Образовательные программы, реализуемые этими школами, направлены не только на завершение общеобразовательной подготовки учащихся, но и на развитие тех умений и навыков, которые позволяют выпускнику за короткий срок и с меньшими затратами войти в профессиональную среду и добиться реальных успехов на профессиональном поприще.
Очевидно, что систему специализированного естественнонаучного образования в России нужно вывести на новый качественный уровень, устранив правовой вакуум и оказав ей необходимую организационную и ресурсную помощь».
Тема не осталась незамеченной государством – 19 октября в СУНЦ МГУ состоялось совещание по развитию системы работы с талантливыми детьми в специализированных учебно-научных центрах высших учебных заведений, в котором приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, директор департамента науки, высоких технологий и образования Правительства России Алексей Заклязьминский, ректор МГУ Виктор Садовничий, директора четырех российских СУНЦ: Андрей Андриянов, Вениамин Расин, Наталья Серова, Николай Яворский. Перед началом совещания вице-премьер осмотрела школьные аудитории, посетила физический практикум и пообщалась с учащимися, многие из которых являются победителями международных олимпиад по физике, математике и информатике.
На фото: Участники совещания по развитию системы работы с талантливыми детьми во время посещения физического практикума в СУНЦ МГУ 19 октября 2012 года.
«Нормативная база, по которой работают с одаренными детьми, нуждается в уточнении и пересмотре», — цитирует Дмитрия Ливанова «Московский комсомолец». — «Нельзя жить по постановлениям Совета Министров СССР 1988 года и тем более 1963-го! Нынешняя сложность заключается в том, что СУНЦ внутри университетов должен следовать типовым положениям как среднего, так и высшего образования. Эти школы должны иметь особый статус, и это должно быть отражено в нормативной базе. Учтем и пожелания сделать более гибким учебный процесс в таких школах, чтобы участники Олимпиад не имели проблем в связи с подготовкой и участием в них. Будем решать эти вопросы — возможно, через дополнения к Закону «Об образовании».
В интервью телеканалу «ТВ Центр – Москва», Ольга Голодец отметила: «Необходимо развивать лаборатории, ребята должны постоянно заниматься и вести лабораторные работы на современном оборудовании. И я думаю, нашему государству это под силу — обеспечить таких выдающихся ребят для того, чтобы создать им хорошую, устойчивую материально-техническую базу».
На фото: вице-премьер Ольга Голодец во время совещания по развитию системы работы с талантливыми детьми 19 октября 2012 года.
По результатам совещания Ольга Голодец дала ряд поручений профильным органам власти, среди которых: проработка вопроса по организации и качеству питания в специализированных учебно-научных центрах, подготовка предложений по обновлению механизма финансирования и статуса СУНЦ, а также внесению изменений в действующие нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Отдельное место среди поручений занимает разработка проектов программ развития, в том числе в части инфраструктуры, которые директорам СУНЦ предстоит подготовить до конца текущего года.
По материалам портала Президент России молодым ученым и специалистам