Практикум по неорганической химии проходит на химфаке МГУ.
Формы занятий:
— демонстрационный эксперимент, выполняемый 2 учениками для всей подгруппы
— индивидуальная работа (синтезы)
К каждой теме привязано освоение правил техники безопасности и приемов работы в лаборатории.
Зачет проводится по билетам и в форме конференции.
Что нужно для практикума:
Халат может быть любого цвета и фасона. Материал — только х/б. Рукав должен закрывать одежду. Если вы любите халаты с коротким рукавом, приходите на практикум в майках или безрукавках.
А также:
Как готовиться к практикуму?
см. главу «Введение» в Книге и презентацию о практикуме
Все темы занятий, домашние задания, индивидуальные синтезы заранее анонсируются на странице «Текущая информация для 11ХЛМН«.
ПРАЙС-ЛИСТ ПРАКТИКУМА
(Минимум знаний и умений, необходимый учащимся СУНЦ МГУ для получения положительных оценок в практикуме по неорганической химии)
Большая оценка подразумевает и включает в себя все требования меньших.
На «3» | 1. Учащийся знает, как зовут преподавателей и лаборантов. 2. Все наблюдения действительно наблюдались и отражены верно. 3. Все реакции соответствуют действительности и уравнены. 4. Соблюдены требования техники безопасности. |
На «4» | 1. Учащийся может найти в Книге необходимый материал. 2. Учащийся делает обобщающие выводы из опытов. 3. Учащийся выполняет рисунки узлов и приборов. 4. Учащийся может охарактеризовать (кратко, качественно) кислотно-основные, окислительно-восстановительные свойства изучаемых веществ и их растворимость. 5. Все расчеты проведены верно. 6. Учащийся умеет адекватно пользоваться лабораторным оборудованием. 7. В «синтетической» работе получен требуемый продукт. |
На «5» | 1. Учащийся знает, где и что находится в практикуме. 2. Учащийся правильно отвечает на все вопросы Книги. 3. Учащийся может объяснить результаты опытов. 4. Учащийся умеет экспериментально доказать, что получилось то, а не иное. 5. Учащийся может провести сравнение свойств веществ на основании эксперимента. 6. Учащийся применяет материал Книги для планирования эксперимента. 7. Конструкция приборов разумна и экономна. 8. Продукт «синтетической» работы имеет товарный вид. |
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Учащийся не готов к демонстрационному эксперименту | минус 1 балл |
Учащийся не готов к индивидуальной работе | «2» и до свидания |
Неявка на индивидуальную работу | приравнивается к поражению* |
Неявка на демонстрационный эксперимент | оформить и сдать материал все равно надо |
Опоздание на практикум | уйдете все равно вовремя |
ВСЕ НЕ ТАК ПЛОХО
Если вы не знаете или забыли, к чему готовиться — смотрите раздел «Текущая информация для 11ХЛМН«. В крайнем случае на свете существует Н.И. Морозова, координаты здесь. Предоставление информации о теме демонстрационного эксперимента или индивидуальной работы заканчивается строго за 12 (двенадцать) часов до начала практикума.
* При наличии медицинской справки или предварительной договоренности с преподавателем об отсутствии вам может быть предоставлена возможность наверстать пропущенные темы (не более двух). Если пропущено более половины занятий практикума, аттестации не будет (оценка за год 2).
Домашние задания
Почти к каждому занятию вам необходимо будет делать домашние задания в курсе «Дистанционный практикум по неорганической химии«. В нем также можно найти полезные сведения.
Срок выполнения домашнего задания — ДО начала соответствующего занятия практикума. Смотриет страницу «Текущая информация для 11ХЛМН«.
Зачет по практикуму (мини-конференция Кореневские чтения)
Для успешной сдачи зачета нужно знать весь материал Книги и все то, что вы изучали в процессе практикума. А в особенности:
- Уметь изобразить приборы и узлы (с указанием мест присоединения лапок, направления тока воды в холодильнике и того, ЧТО находится в частях прибора) и объяснить, для чего они нужны: горелки, узел для получения хлора, хлороводорода, сернистого газа, оксидов азота (II) и (IV) (в т.ч. осушенных), приборы для фильтрования, приборы для перегонки, узлы осушки, узлы насыщения раствора газом
- Знать названия и предназначение химической посуды, технику сборки прибора на шлифах и без шлифов.
- Знать основные правила техники безопасности при работе с водородом, галогенами, сероводородом, серной кислотой, азотной кислотой, фосфором, щелочными металлами.
- Знать технику и теоретические основы очистки веществ перекристаллизацией, перегонкой, фильтрованием.
- Знать методы сбора газов (водорода, кислорода, хлора, хлороводорода, SO2, NO2, NO, CO2), способы их идентификации (различения), получения и очистки.
- Знать приемы нагревания и охлаждения, состав охладительных смесей.
- Уметь характеризовать и сравнивать кислотно-основные, окислительно-восстановительные, комплексообразовательные свойства вещества (веществ), а также их растворимость на основании простых химических экспериментов.
- Уметь различать вещества (в т.ч. доказывать их присутствие) на основании простых химических экспериментов.
Пользоваться любой печатной, рукописной, электронной продукцией на зачете запрещается.
- Изобразить узел для получения сухого NO (указав места крепления на штативе и где какое вещество находится). Написать уравнение реакции, уравнять электронно-ионным балансом.
- Как доказать присутствие в растворе сульфид- и сульфит-ионов? Как отличить их друг от друга? Описать проведение опыта, наблюдения и привести уравнения реакций.
- Какой опыт практикума иллюстрирует сравнительную характеристику окислительных свойств галогенов? Описать проведение опыта, наблюдения и привести уравнения реакций.
- Как это называется и для чего используется?
- Как очистить жидкость от нерастворимых примесей? Дать название методу и описать.
Зачет по практикуму по билетам (презентация pdf, 2020)
Рассказ о зачете (по билетам) (видео на youtube)