skip to Main Content

Практикум по неорганической химии проходит на химфаке МГУ.

Формы занятий:

— демонстрационный эксперимент, выполняемый 2 учениками для всей подгруппы
— индивидуальная работа (синтезы)

К каждой теме привязано освоение правил техники безопасности и приемов работы в лаборатории.

Зачет проводится по билетам и в форме конференции.

Что нужно для практикума:

   

Халат может быть любого цвета и фасона. Материал — только х/б. Рукав должен закрывать одежду. Если вы любите халаты с коротким рукавом, приходите на практикум в майках или безрукавках.

     

А также:

 

 Как готовиться к практикуму?

см. главу «Введение» в Книге и презентацию о практикуме

Все темы занятий, домашние задания, индивидуальные синтезы заранее анонсируются на странице «Текущая информация для 11ХЛМН«.

ПРАЙС-ЛИСТ ПРАКТИКУМА

(Минимум знаний и умений, необходимый учащимся СУНЦ МГУ для получения положительных оценок в практикуме по неорганической химии)

Большая оценка подразумевает и включает в себя все требования меньших.

На «3» 1. Учащийся знает, как зовут преподавателей и лаборантов.
2. Все наблюдения действительно наблюдались и отражены верно.
3. Все реакции соответствуют действительности и уравнены.
4. Соблюдены требования техники безопасности.
На «4» 1. Учащийся может найти в Книге необходимый материал.
2. Учащийся делает обобщающие выводы из опытов.
3. Учащийся выполняет рисунки узлов и приборов.
4. Учащийся может охарактеризовать (кратко, качественно) кислотно-основные, окислительно-восстановительные свойства изучаемых веществ и их растворимость.
5. Все расчеты проведены верно.
6. Учащийся умеет адекватно пользоваться лабораторным оборудованием.
7. В «синтетической» работе получен требуемый продукт.
На «5» 1. Учащийся знает, где и что находится в практикуме.
2. Учащийся правильно отвечает на все вопросы Книги.
3. Учащийся может объяснить результаты опытов.
4. Учащийся умеет экспериментально доказать, что получилось то, а не иное.
5. Учащийся может провести сравнение свойств веществ на основании эксперимента.
6. Учащийся применяет материал Книги для планирования эксперимента.
7. Конструкция приборов разумна и экономна.
8. Продукт «синтетической» работы имеет товарный вид.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

Учащийся не готов к демонстрационному эксперименту минус 1 балл
Учащийся не готов к индивидуальной работе «2» и до свидания
Неявка на индивидуальную работу приравнивается к поражению*
Неявка на демонстрационный эксперимент оформить и сдать материал все равно надо
Опоздание на практикум уйдете все равно вовремя

ВСЕ НЕ ТАК ПЛОХО

Если вы не знаете или забыли, к чему готовиться — смотрите раздел «Текущая информация для 11ХЛМН«. В крайнем случае на свете существует Н.И. Морозова, координаты здесь. Предоставление информации о теме демонстрационного эксперимента или индивидуальной работы заканчивается строго за 12 (двенадцать) часов до начала практикума.

* При наличии медицинской справки или предварительной договоренности с преподавателем об отсутствии вам может быть предоставлена возможность наверстать пропущенные темы (не более двух). Если пропущено более половины занятий практикума, аттестации не будет (оценка за год 2).

Домашние задания

Почти к каждому занятию вам необходимо будет делать домашние задания в курсе «Дистанционный практикум по неорганической химии«. В нем также можно найти полезные сведения.
Срок выполнения домашнего задания — ДО начала соответствующего занятия практикума. Смотриет страницу «Текущая информация для 11ХЛМН«.

Зачет по практикуму (мини-конференция Кореневские чтения)

Для учащихся, защитивших курсовую работу в 10 классе, зачет в форме конференции необязателен.
Представляется презентация (строго в формате *.ppt или *.pptx): 5-7 слайдов в расчете на доклад 3 мин. Слайды НЕ должны быть перегружены текстом, текст произносится устно. На слайдах представляются цели работы и выводы, уравнения реакций, расчеты, стадии синтеза, фотографии веществ и процессов и тому подобный иллюстративный материал.
Представляются тезисы (строго в формате *.doc или *docx; оформление как на Колмогоровские чтения): 1-2 страницы текста с описанием цели работы, ее основного содержания и выводов/результатов для публикации. Тезисы должны обязательно содержать, помимо текста, полные ФИО автора, название его бессмертной работы, полные ФИО, должность и место работы научного руководителя.
Презентации и тезисы загружаются в систему ЦДО или, в крайнем случае, скидываются на кафедральный ноутбук строго ДО начала конференции. Показ презентаций с других компьютеров не допускается. Проблемы совместимости — это проблемы автора работы. При соблюдении формата файлов они минимальны. Несоблюдение формата файлов может привести к незачету и оценке «2».
ПОДРОБНЕЕ — КУРС «КУРСОВЫЕ НА КАФЕДРЕ ХИМИИ«
Зачет по практикуму по билетам
Проводится письменно (0,5 часа). От зачета по билетам могут быть по предварительной договоренности освобождены учащиеся, защитившие курсовую в 10 классе и, несмотря на это, готовые сдать зачет в форме конференции. Для учащихся, не защитивших курсовую, обе формы зачета обязательны.

Для успешной сдачи зачета нужно знать весь материал Книги и все то, что вы изучали в процессе практикума. А в особенности:

  1. Уметь изобразить приборы и узлы (с указанием мест присоединения лапок, направления тока воды в холодильнике и того, ЧТО находится в частях прибора) и объяснить, для чего они нужны: горелки, узел для получения хлора, хлороводорода, сернистого газа, оксидов азота (II) и (IV) (в т.ч. осушенных), приборы для фильтрования, приборы для перегонки, узлы осушки, узлы насыщения раствора газом
  2. Знать названия и предназначение химической посуды, технику сборки прибора на шлифах и без шлифов.
  3. Знать основные правила техники безопасности при работе с водородом, галогенами, сероводородом, серной кислотой, азотной кислотой, фосфором, щелочными металлами.
  4. Знать технику и теоретические основы очистки веществ перекристаллизацией, перегонкой, фильтрованием.
  5. Знать методы сбора газов (водорода, кислорода, хлора, хлороводорода, SO2, NO2, NO, CO2), способы их идентификации (различения), получения и очистки.
  6. Знать приемы нагревания и охлаждения, состав охладительных смесей.
  7. Уметь характеризовать и сравнивать кислотно-основные, окислительно-восстановительные, комплексообразовательные свойства вещества (веществ), а также их растворимость на основании простых химических экспериментов.
  8. Уметь различать вещества (в т.ч. доказывать их присутствие) на основании простых химических экспериментов.

Пользоваться любой печатной, рукописной, электронной продукцией на зачете запрещается.

Пример билета:
  1. Изобразить узел для получения сухого NO (указав места крепления на штативе и где какое вещество находится). Написать уравнение реакции, уравнять электронно-ионным балансом.
  2. Как доказать присутствие в растворе сульфид- и сульфит-ионов? Как отличить их друг от друга? Описать проведение опыта, наблюдения и привести уравнения реакций.
  3. Какой опыт практикума иллюстрирует сравнительную характеристику окислительных свойств галогенов? Описать проведение опыта, наблюдения и привести уравнения реакций.
  4. Как это называется и для чего используется?
  5. Как очистить жидкость от нерастворимых примесей? Дать название методу и описать.

Зачет по практикуму по билетам (презентация pdf, 2020)
Рассказ о зачете (по билетам) (видео на youtube)

 

Перейти к содержимому