skip to Main Content

11 ноября 2025 года на базе кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ МГУ прошла Международная научная конференция школьников 10–11 классов «Логос». В этом году мероприятие объединило юных исследователей из России, Казахстана и Беларуси, продемонстрировавших свои работы в области гуманитарных и социальных наук. Очно-дистанционный формат позволил участникам из разных городов и регионов принять участие и обменяться идеями.

На конференции были представлены доклады по широкому спектру тем: от истории и литературы до экономики и современных технологий. Участники исследовали влияние искусственного интеллекта на образование, анализировали сложные социальные процессы и предлагали инновационные решения для острых проблем современности. Особое внимание уделили темам цифровизации, экологии и межкультурного взаимодействия, что отразило стремление молодёжи к поиску ответов на самые актуальные вопросы. Многие доклады продемонстрировали пересечение сфер гуманитарных и цифровых исследований, показывая, как современные технологии помогают глубже понять культуру, язык и общество.

Жюри, состоящее из ведущих преподавателей СУНЦ МГУ: доктора философских наук, профессора Т. М. Караева, Э.Т. Караева, С.Н. Ершовой, Н.М. Ивановой и С.В. Богдановой, после жарких обсуждений вынесло следующее решение:

Первое место и диплом первой степени получили:

Александр Ли (Назарбаев Интеллектуальная школа в Кызылорде, Казахстан, научный руководитель Гулмира Бекенова) с докладом «Как приложения для путешествий с использованием ИИ могут улучшить опыт путешествий для пользователей разных возрастных групп». В своём исследовании Александр показал, как искусственный интеллект помогает адаптировать туристические сервисы под потребности различных возрастов, делая путешествия более комфортными и доступными; предложена концепция двухрежимного интерфейса, адаптированного к уровню цифровой уверенности пользователя.

Ева Есьманова (Москва, СУНЦ МГУ, научный руководитель Д.М. Быков) с докладом «Monopoly. Blood on the Starting Line», посвящённым анализу настольных игр и их влиянию на стратегическое мышление. Ева продемонстрировала, как игры формируют навыки планирования и принятия решений. Её выступление было настолько ярким, что многие участники после доклада с удовольствием обсуждали, как игры помогают развивать логику и креативность, а жюри присудило дополнительную номинацию «За свободное владение иностранным языком и отличные коммуникативные навыки, проявленные на конференции Логос».

Мария Абросимова (Москва, СУНЦ МГУ, научный руководитель Н.В. Гончарова) с докладом «Иронические элементы Джейн Остин и их перевод». Мария исследовала тонкости литературного стиля и показала, как перевод английской иронии требует глубокого понимания культурных особенностей страны и времени. Её работа вызвала искренний интерес у слушателей, многие отметили, как сложно и увлекательно раскрывать скрытые смыслы в классике.

Второе место и диплом второй степени получили:

Анна Карпович (Школа №3 г. Копыля, Беларусь, научный руководитель Неделько Т.М.) с докладом «Персонификация как основа идиостиля С.Д. Кржижановского (на примере сборника новелл «Сказки для вундеркиндов»)». Анна раскрыла уникальные стилистические особенности писателя и показала, как персонификация помогает создавать яркие образы. Доклад поразил своей глубиной и оригинальностью.

Варвара Коробова (Университетская гимназия МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, научный руководитель Марусяк Н.В.) с докладом «К проблеме восприятия и интерпретации поэтического текста: стратегии чтения и понимания». Варвара разработала эффективный алгоритм анализа поэзии, который поможет школьникам лучше понимать сложные тексты, преодолевая трудности сопоставления эмоционального и смыслового плана лирического текста.

Третье место и диплом третьей степени получили:

Айкен Аманкул (Назарбаев Интеллектуальная школа, Шымкент, Казахстан, научный руководитель Г.М. Сулейменова) с докладом «Как развитие атомной энергетики в Казахстане влияет на энергетическую безопасность национальной экономики». Айкен показала, как атомная энергетика способствует устойчивому развитию страны. Ее доклад вызвал живой интерес и обсуждение среди участников.

Амир Сейтжан и Рамазанмираз Косе (Назарбаев Интеллектуальная школа, Караганда научный руководитель М.В. Рахимбаева) с докладом «Влияние запрета смартфонов на развитие гуманитарного образования на примере НИШ». Их выступление вызвало бурные дискуссии и множество комментариев. Проанализировав данные эксперимента, авторы сделали вывод: несмотря на то что запрет смартфонов в учебном процессе способствует повышению количества и качества полученных знаний; баланс между цифровыми инструментами и осознанными ограничениями представляется наиболее продуктивной стратегией развития гуманитарного образования в школе.

Особые номинации:

Александра Поправкина (СУНЦ МГУ, Москва, научный руководитель Кривопустова М.П.) получила номинацию «За высокий уровень языковой подготовки и успешное применение иностранного языка в рамках конференции Логос» за доклад «Сравнение риторики «кризиса» и «надежды» в англоязычных экологических кампаниях и её соответствие прогнозам физико-математических климатических моделей». Выступление Александры было отмечено за блестящее владение английским языком и глубокий анализ.

Алексей Красиков (СУНЦ МГУ, Москва, научный руководитель Часовских Г.А.) получил номинацию «За продвинутый уровень владения иностранным языком, проявленный на конференции Логос» за доклад Theft in Early Medieval Britain: A Comparitive Study of the Laws of Hywel Dda and King Alrfed «Кража и наказание в законах Альфреда Великого и Хивела Доброго: отражение социальной и политической структуры Англии и Уэльса раннего Средневековья». Его доклад вызвал искреннее восхищение у жюри и слушателей.

Приз зрительских симпатий получил дуэт Александры Стяжкиной и Софьи Жировой (Предуниверсарий ГУУ, Москва, научный руководитель Марченко Е.В.) за доклад «Использование фанфиков как методического инструмента для освоения классической литературы подростками (на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)». Яркое выступление и актуальная для подростков тема вызвала интерес и горячее обсуждение.

Похвальные грамоты получили:

Полина Лемешко (школа №109, Москва, научный руководитель Чигидина А.В.) за доклад «The influence of visual and smell stimuli on teenagers’ food perception». Жюри высоко оценило интересную и познавательную работу Полины и яркое выступление.

Варвара Борщева (СУНЦ МГУ, Москва, научный руководитель Полумиева О.С.) за доклад «Влияние событий Второй мировой войны на формирование коллективной идентичности британцев военного поколения». Её работа была отмечена за глубину проработки материала и научную ценность доклада.

Артур Штро (Назарбаев Интеллектуальная школа, Караганда научный руководитель) с докладом «Инфляция в Казахстане: показатель экономического роста или кризиса» получил диплом за успехи в научно-исследовательской деятельности.

Интерес вызвали следующие доклады:

Тлеуханов Эльдар (Назарбаев Интеллектуальная школа г.Усть-Каменогорск, научный руководитель Аргунова Т.В.) «Трансформация женских образов в русской литературе XIX–XXI веков»

Бакыт Кудырет, Наурисбай Нурасыл (Назарбаевская Интеллектуальная Школа, Казахстан, научный руководитель Бекайдар Г.Б.) «Анализ и методика объяснения лексических архаизмов в поэзии жырау»

Фетисова Полина (Предуниверсарий ГУУ, научный руководитель Марченко Е.В.) «Современные приёмы и техники в обучении английскому языку в старших классах

Малахова Екатерина (школа №41 «Гармония», г. Самара, научный руководитель Чередниченко О.В.) «Проблемы реализации конституционной обязанности получения основного общего образования в Российской Федерации»

Макаев Тимур (СУНЦ МГУ, Москва, научный руководитель: Полумиева О.С.) «Кризис 2008-2009 годов: влияние мирового кризиса на экономику России»

Абдигаппар Улдана (Назарбаевская интеллектуальная школа, Казахстан, научный руководитель: Бекайдар Г.Б.) «Лингвостилистические особенности перевода мультфильмов «Walt Disney» на казахский язык»

Исакичева Мария (СУНЦ ННГУ, научный руководитель Карташова М.В.) «Историко-архитектурное наследие нижегородской области: эклектика»

Куанышова Самира (Назарбаев Интеллектуальная школа г. Караганды, Казахстан, научный руководитель Бунина И.С.) «Тема «Потерянного поколения» в романах Эрнеста Хемингуэя».

На конференции работало ученическое жюри: все слушатели оценивали доклады по тем же критериям что и преподаватели, а затем придумывали собственные номинации и обсуждали сильные и слабые стороны работ. Это позволило каждому почувствовать себя частью научного сообщества и развить навыки критического мышления.

Ученики отметили, что конференция «Логос» — это возможность не только представить свои исследования, но и получить обратную связь от сверстников и экспертов. Такой формат помогает лучше понять, как строить научный доклад и аргументировать свои идеи. Кроме того, общение с ребятами из разных городов и стран расширяет кругозор и вдохновляет на новые проекты. Другие участники сообщили, что получили бесценный опыт публичных выступлений, научились работать с источниками и аргументировать свою точку зрения.

«Логос» — это уникальная площадка для молодых исследователей, где каждый может проявить себя, получить ценный опыт и внести вклад в развитие научной культуры. Участие в конференции — первый шаг к большим открытиям и успешной карьере в науке.

Прошедшие мероприятия:
Перейти к содержимому