Снимок экрана 2016-08-30 в 15.00.25Александр Николаевич Земляков
17.04.1950 — 06.01.2005

Безвременно ушел из жизни Александр Николаевич Земляков, выдающийся педагог, оставивший ярчайший след в российском математическом образовании.

Александр Николаевич окончил интернат в 1967 г. с золотой медалью. Однокашники помнят его чрезвычайно талантливым, трудолюбивым и целеустремленным человеком. Недаром в одной из интернатских песен Ю.Кима есть строка «Земляков — наш образец!». Научные интересы студента и аспиранта мехмата А.Н. Землякова лежали в области эргодической теории, он был одним из самых способных учеников Я.Г. Синая, ныне академика. Достаточно сказать, что одна из написанных им популярных статей для журнала «Квант» послужила основой для книги о математике бильярдов. Но настоящим делом его жизни стала педагогика, преподавание математики. Его преподавательский стаж составил 30 лет и он остался любимым Учителем для всех своих учеников на всю жизнь. Его отличали высочайший профессионализм, умение просто и интересно излагать сложные вещи, обаяние, разнообразие интересов (он был большим знатоком поэзии и музыки), исключительно теплые и дружеские отношения с учениками, продолжавшиеся и после их выпуска. В интернате Александр Николаевич проработал около 15 лет, начав еще студентом 2-го курса, но за этот не очень большой срок внес огромный вклад в организацию преподавания математики. Он создал собственные курсы алгебры, анализа, геометрии, математики для летней школы, «Как решать конкурсные задачи» (отсюда известная всем ФМШатам аббревиатура «КРКЗ») и оригинальные учебные пособия к ним в форме «Тезисов». Его многочисленные спецкурсы неизменно собирали полные аудитории, что для нынешнего времени поразительно. Он разработал недавно восстановленную структуру математических дисциплин в одногодичном потоке, послуживших образцом для следующих поколений преподавателей, так что и сегодня ученики школы им. А.Н.Колмогорова во многом учатся «по Землякову». Многие из созданных им учебных пособий теперь опубликованы в журналах, две большие книги в настоящее время находятся в печати.

Оставив преподавание в интернате, Александр Николаевич сосредоточился на начатой им в 1975 г. научно-педагогической работе в Институте общего среднего образования РАО, ведущим научным сотрудником которого он оставался до своей кончины, и параллельно продолжал воспитывать математические таланты в экспериментальной школе в Черноголовке. В 1983 г. он защитил диссертацию по методике преподавания математики. Его книги «Геометрия в 10 и 11 классе» стали настольными для учителей по всей стране и недавно были переизданы в 3-й раз.

Потеря Александра Николаевича невосполнима. Но его имя будет вписано золотыми буквами в памяти его друзей, коллег, учеников, в истории ФМШ при МГУ.

О Саше Землякове

Саша был умным, добрым, исключительно талантливым и разносторонне развитым. Он был блестящим ученым-математиком и педагогом. В 18-м интернате и в Черноголовской школе в общей сложности он выпустил более 25 классов.

Он учил детей математике, информатике, литературе, играть в футбол, походной жизни и вывозил их на слеты Клуба Самодеятельной Песни. Без преувеличения можно сказать, что он учил своих учеников Жизни, и ко всему, чему он учил, прививал любовь. Но, пожалуй, самое главное, чему он их научил – это учиться. Широкое образование, далеко выходящее за рамки школьной математики, которое он давал, и привитое им умение, а главное, постоянное желание учиться дали его выпускникам возможность достичь больших высот в их последующей жизни. Среди его учеников есть не только победители математических и физических всесоюзных и международных олимпиад, множество докторов наук, но и режиссер, и даже священнослужитель в Париже. Саша становился Соросовским учителем столько раз, сколько проводился этот конкурс, а победителями становились учителя, которых называли ученики (а не чиновники от образования).

Он учился всю жизнь, и это позволяло ему всегда оставаться на  современном уровне в самых разных областях. Многое из того, чему он учил детей, Саша узнавал сам незадолго до этого, часто от учеников, которые приходили в гости накануне. Узнав что-то новое и интересное, сразу же делился этим. Он любил литературу и великолепно разбирался в ней. Всю свою жизнь собирал книги. Саша «доставал» хорошие, только что вышедшие впервые в СССР книги (тогда это стоило немалых трудов), читал Булгакова, Маркеса и других великих писателей и поэтов на своих уроках математики. Ни у учителей литературы, ни в библиотеках, да и у самих учеников тогда этих книг просто не было, и не было другой возможности познакомиться с великими творениями у его воспитанников.

Он хорошо разбирался в музыке и был членом клуба меломанов, который периодически собирался на прослушивания, как классики, так и джаза. Со времен МГУ у него была великолепная фонотека. Появлялись новые авторы и исполнители, а он всегда, как и во всем, был в духе времени. Когда появились «Аквариум» и «Наутилус», он ставил всем гостям пластинки и кассеты этих групп. Ученики приносили ему новые диски и кассеты, и с тем, во что влюблялся сам, на следующий день он знакомил других гостей. Точнее сказать, друзей, потому что его ученики быстро становились друзьями и потом оставались ими навсегда. В его день рождения, в студенческие каникулы, перед Новым Годом в его доме было тесно от друзей. Учитывая скромные размеры квартиры, заполненной огромным количеством книг самой разнообразной тематики (учебники и монографии, художественная литература и альбомы, литературоведение и искусствоведение), занимавшим почти все пространство, приходилось принимать гостей по сменам. Он угощал всех вкуснейшим кофе, свежемолотым в ручной кофемолке и собственноручно сваренным в джезве по одному из своих многочисленных рецептов.

Саша был центром притяжения очень многих самых разных людей. В гостях у него бывали многие «великие»: бард, поэт и драматург Юлий Ким (он учил Сашу литературе в интернате и на Сашином выпускном вечере в песне выпускников он спел: «Земляков – наш образец»), академик В. Е. Захаров (с которым Саша познакомился, еще будучи аспирантом, на «нелинейной конференции» в Горьком, когда Захаров еще не был ни академиком, ни директором Института теоретической физики РАН и жил в Новосибирске – позже судьба свела их в Черноголовке), выдающийся математик академик Я. Г. Синай (он был научным руководителем у Саши в аспирантуре МГУ) и многие другие известные люди – всех просто не перечислить. Но большинство гостей были его ученики, в том числе бывшие, с десятками из которых он сохранял связи долгие годы. К нему приходили просто так, без всякого повода, или поделиться радостями или горестями. Его бывшие ученики, ставшие друзьями, приводили к нему своих невест на «смотрины» и посоветоваться в других самых серьезных вопросах.

Саша был очень контактен. После поездки в Грузию в 70-х в составе делегации министерства просвещения у него появилось множество новых друзей, и Грузия стала его большой любовью на всю жизнь. Новые друзья многократно приглашали приехать в гости в любой момент, когда ему удобно, но из-за его фантастической занятости он редко мог себе это позволить.

Саша практически не знал отпусков. За все время, которое я его знал, он всего несколько раз на несколько дней съездил навестить близких на родину в деревню Желниха Тверской области, два раза на несколько дней в Ленинград и два раза в Грузию, куда мне довелось его сопровождать в 80-х. Некоторые его грузинские друзья к тому времени достигли высокого положения в Грузии и нас принимали с размахом и истинно грузинским гостеприимством. Во время обеих поездок одну неделю мы проводили в Тбилиси и его окрестностях и одну в Батуми, в современном тогда отеле, расположенном в ста метрах от Черного моря, в котором мы ежедневно купались. Это был весь его отдых более чем за 20 лет. Он попросту не мог отдыхать, когда есть работа, а работа была всегда.

Саша был талантлив во всем. Из деревенской школы его взяли в престижнейшую, легендарную ФМШ № 18 при МГУ, которую он закончил с золотой медалью. Затем был мехмат МГУ, который Саша закончил с красным дипломом. Он действительно был образцом, и слова Кима – это не гипербола. Саша все схватывал буквально «на лету», ему не только было не нужно, но и нельзя было долго объяснять – достаточно было нескольких первых слов. При попытке расшифровать мысль он, всегда очень спокойный и уравновешенный, слегка раздражался и перебивал: «Ты что, меня за идиота считаешь?» Прекрасно знал, что не считаю, и говорил это очень мягко, только для того чтобы дать понять, что он уже все понял и дальше «разжевывать» не нужно. Те, кто его хорошо знали, понимали, что он не обижается, да и сами тоже не обижались. А тем, кто плохо, он таких слов просто не говорил. С каждым он умел говорить на его языке. Во многих случаях он сразу видел суть и глубину проблемы лучше, чем собеседник, рассказывающий ему о ней. Он находил нетривиальный смысл в самых простых для «нормального» человека вещах. В последнем полученном мною письме, отправленном за несколько дней до кончины, он задал попавшийся ему вопрос из одного школьного учебника, над которым в эти дни думал: «Почему колбасу режут наискось?». Для обычного человека это просто быт, но не для математиков его уровня.

Если бы Саша не стал Великим Учителем, он был бы Великим Математиком. Саша получил квартиру в Черноголовке под его обещание учить детей в Черноголовской школе. Казалось бы, ничто не мешало ему совмещать эту работу с серьезной математикой – ведь для занятий математикой требуется голова, образование (научная школа) и возможность общения с другими математиками. Да и почти все математики успешно совмещают науку с педагогической деятельностью в ВУЗах. Скорее всего, Саша на это и надеялся. Но этим намерениям не суждено было сбыться. Делать какое-то дело наполовину было не в его характере. С его цельной натурой он не умел разбрасываться. Увлекшись одним, не смог делить себя на две половины. Он не мог формально относиться к преподаванию, хотя с его уровнем ему ничего не стоило без всякой подготовки проводить на высочайшем уровне положенные 18 уроков в неделю. Но Саша увлекся детьми. В этом смысле он сам был как ребенок. Как-то я рассказал ему про появившуюся теорию бифуркаций удвоения периода Фейгенбаума, имеющую очень близкое отношение к тому, чем он занимался в аспирантуре у Я. Г. Синая, написавшего для «Успехов математических наук» обзор, посвященный этой новой теории. Саша был восхищен математической простотой и элегантностью теории, и мне даже казалось, что он станет этим серьезно заниматься, благо теория была «свежей», серьезные вопросы оставались, обсудить их было с кем (Синай работал в ИТФ РАН и бывал в Черноголовке еженедельно).

Да не тут-то было. Саша стал учить этой теории своих школьников, как всегда, объясняя очень сложную область современной науки простым, доступным им языком, в чем он был великий мастер. В это время в школе появились первые персональные компьютеры – «Ямахи», и он учил подопечных Бейсику (учась при этом сам) одновременно с теорией Фейгенбаума.

Эра компьютеризации не оставила Сашупозади себя (хотя многие его ровесники безнадежно отстали). Его способность оценить прогрессивное и быстро обучаться позволяли ему всегда идти в ногу со временем. С появлением первых «Ямах» он первый в школе стал печатать на них методические материалы, бланки тестов, билеты для экзаменов и зачетов и бланки собственных ведомостей, в которых учитывал знания по собственной системе (у него во всем была собственная система). После появления первых айбиэмовских компьютеров и интернета очень скоро все это появилось и у него дома.

Его друг Гена Величко безвозмездно установил Саше его первый компьютер, а потом постоянно его «апгрейдил». Ученик, а впоследствии друг, Миша Дьячков прислал с оказией из Канады первый Сашин модем, а автор этих строк установил его вместе с одним из первых «Нетскейпов» и «подпольно» подключил его к бесплатному интернету через сеть института, в котором работал. Для этого пришлось предварительно установить коммерческий телефон. Сашина скромность не позволяла ему в течение более чем 20 лет обратиться с просьбой о телефоне к «сильным мира сего» (детей многих из них он учил, и ему бы не отказали, но он не любил просить). Телефон у Саши появился только с появлением коммерческих компаний.

Снимок экрана 2016-08-30 в 15.00.48

Все, кто знал Сашу, его очень любили и «наперегонки» старались ему помочь во всем, в чем только было можно. Он не хотел быть обузой для других и часто отказывался от помощи. Но когда он соглашался, те, кому он это позволял, почитали это за честь. Ученики время от времени устраивали «субботники», помогая ему в наведении порядка (из-за постоянной занятости и увлеченности работой руки до порядка доходили не всегда,). Когда он болел, ученики, коллеги-учителя и друзья навещали и снабжали его лекарствами, продуктами, горячей пищей и вообще всем необходимым.

Нас связывала четвертьвековая дружба. Очень тяжело писать о Саше в прошедшем времени. Со случившимся трудно смириться всем, кто его знал.

В нашей памяти и в наших сердцах Саша Земляков навсегда останется «нашим образцом»…

Владимир Копылов, друг Саши Землякова,

доктор физико-математических наук,

ведущий научный сотрудник Института Физики Твердого Тела РАН.

О публикациях А.Н. Землякова 

Общие списки публикаций, составленный самим автором в 1992, 1995, 1997, 2001 годы  насчитывают около 200 книг, брошюр, методических разработок, статей. И они далеко не полны. Уточнение полного библиографического списка-каталога А.Н. Землякова требует дополнительного исследования. Мы ограничиваемся ниже публикациями, которые были подготовлены в период его работы в школе-интернате №18 при МГУ им. М.В. Ломоносова или тесно связаны с вопросами преподавания математики в этой школе. Включены в список также те работы, которые в настоящее время планируются к изданию.

1. А.Н. Земляков, Математика бильярда. –Журнал «Квант», 5(1976).

2. А.Н. Земляков, Осторожно – максимум!  -Журнал «Квант», 10(1976).

3.А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев,  Периодические функции. –Журнал «Квант», 12 (1976).

4. А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев, 17 задач по анализу. -Журнал «Квант», 1(1977).

5. А.Н. Земляков, Четные и нечетные функции. –Журнал «Квант», 4(1977).

6. А.Н. Земляков, Орнаменты. -Журнал «Квант», 3(1977).

7. А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев,  Задачи на повторение. –Журнал «Квант», 9(1977).

. 8. А.Н. Земляков, Всесоюзная математическая олимпиада 1977 г. Республиканский тур: Тестовые задания для 8,9,1О кл.  –М.: Ротапринт УМС  МП СССР,1977.

. 9. А.Н. Земляков,  XI Всесоюзная математическая  олимпиада: Тесты для 8,9,1О кл. -М.: Ротапринт УМС  МП СССР,1977.

10. В.В. Вавилов, А.Н. Земляков, Учебные задания по математике. Практические работы № 1-2.  – М.: Ротапринт НИИ СИМО АПН СССР, 1977.

11. В.В. Вавилов, А.Н. Земляков, Учебные задания по математике. Практические работы №3-6. – М.: Ротапринт НИИ СИМО АПН СССР, 1977.

12. В.В. Вавилов, А.Н. Земляков, Из опыта работы летней физико-математической школы при МГУ. — Журнал “Математика в школе”, 4(1978).

13. В.В. Вавилов, А.Н. Земляков, Учебные задания по математике. Практические работы № 7-10. – М.: Ротапринт НИИ СИМО АПН СССР, 1978.

14. А.Н. Земляков,  Всесоюзная математическая олимпиада 1978 г. Республиканский тур: Тестовые задания для 8,9,1О кл. –М.: Ротапринт УМС  МП СССР,1978.

15. А.Н. Земляков,  Задания с выбором ответов для  VШ,IX,X кл., рекомендуемые для республиканских математических олимпиад: 198Ог. -М.: Ротапринт УМС МП СССР,198О.

16. А.Н. Земляков, В.А. Орлов, Трехфазный ток. –Журнал «Квант», 11(1978).

17. А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев,  Вопросы по алгебре и анализу. –Журнал «Квант», 2(1978).

18. А.Н. Земляков, Арифметика и геометрия столкновений. -Журнал «Квант», 4(1978).

19. А.Н. Земляков, Еще 17 вопросов. –Журнал «Квант», 12(1978).

20. А.Н. Земляков, Как выглядит парабола? -Журнал «Квант», 3(1978).

21. А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев, Вопросы по геометрии. –Журнал «Квант», 11(1978).

22. А.Н. Земляков, Множества значений числовых функций. –Журнал «Квант», 2(1978). Опубликовано под псевдонимом А. Зазело.

23. А.Н. Земляков,  О некоторых межпредметных связях  существенных для нового курса математики. — В книге. «Заочное обучение математике школьников VШ-X кл. (Сборник .научных трудов)». -М.: НИИ СиМО, АПН СССР, 1978.

24. А.Н. Земляков, Бильярды и поверхности. –Журнал «Квант», 9(1979).

25. А.Н. Земляков, Дифференциальные уравнения как математические модели физических  процессов. –Журнал «Математика в школе», 1(1979).

26. А.Н. Земляков, Всесоюзная математическая олимпиада 1979 г. Республиканский тур: Тестовые задания для 8,9,1О кл. –М.: Ротапринт УМС МП СССР,1979.

27. А.Н. Земляков, Проверь себя. –Журнал «Квант», 7(1979) и 9(1980).

28. А.Н. Земляков, Б.М. Ивлев, Задачи на повторение. –Журнал «Квант», 9(1979).

29. А.Н. Земляков, Программы факультативных курсов на 198О-1985 гг.: Математика.  — Журнал «Математика в школе», 4(1980).

30. А.Н. Земляков, Учебные задания по математике для  уч-ся IX-X кл., посещающих факультативные занятия: Задачи повышенной трудности. — М.: Ротапринт НИИ СиМО,198О.

31. А.Н. Земляков, Факультативный курс «Математика в приложениях»: Методические рекомендации к изучению отдельных вопросов курса. — М.: Ротапринт  НИИ СиМО,198О.

32. А.Н. Земляков, Проверьте себя. — Журнал «Квант», 9(198О).

33. А.Н. Земляков, Специальные курсы: Математика в приложениях: IX-X кл.  — В кн.: Программы факультативных курсов для восьмилетних и средних школ:  Математика, физика и др. –М.: Просвещение, 1981.

34. А.Н. Земляков, Наглядность при введении основных понятий математического анализа.  В кн.: «Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.статей» (Б-ка учителя математики). -М.: Просвещение, 1981.

35. А.Н. Земляков, Т. А. Сарычева,  XIV Всесоюзная олимпиада школьников. – Журнал «Математика в школе», 1(1981).

36. А.Н. Земляков, Примерное тематическое планирование факультативного курса «Математика в приложениях». –Журнал «Математика в школе», 3(1981).

37. А.Н. Земляков, Наглядность при введении основных понятий математического анализа. (В книге «Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе»). -М.: Просвещение, 1981.

38. А.Н. Земляков,  Задания с выбором ответов для республиканских математических олимпиад 1981 г. –М.: Ротапринт УМС   МП СССР,1981.

39. В.В. Вавилов, А.Н. Земляков, Учебные задания по математике для    участников  учебно-тренировочных  сборов команды СССР на международную математическую олимпиаду.  -М.: Ротапринт    НИИ СиМО,1981.

40. А.Н. Земляков, XVI Всесоюзная олимпиада школьников: Олимпиада по математике.  –Журнал «Квант», 11(1982).

41. А.Н. Земляков,  Задания с выбором ответов для  отборочных сборов кандидатов в команду СССР на международную математическую  олимпиаду: Задания «А»,»Б»,»В»,»Г». -М.: Ротапринт  НИИ СиМО,1982.

42. А.Н. Земляков,  Задания с выбором ответов для  отборочных сборов кандидатов в команду СССР на международную математическую  олимпиаду: Задания А,Б,В. -М.: Ротапринт НИИ СиМО,1982.

43.А.Н. Земляков, Статьи: Конус, Куб, Многогранник, Многоугольники, Окружность и круг, Призма, Развертка, Сфера и шар, Тетраэдр,  Треугольник, Угол, Цилиндр. В книге «Энциклопедический словарь юного  математика». — М.: Педагогика, 1985.

44.А.Н. Земляков,  Введение в стереометрию или «аксиоматические игры». – Журнал «Квант», 9(1985).

45. Г.А. Гальперин, А.Н. Земляков, Математические бильярды. -М.: Наука, 1990.

Снимок экрана 2016-08-30 в 15.07.23Снимок экрана 2016-08-30 в 15.07.35

46. А.Н. Земляков, Геометрия в 1О классе (Методические рекомендации к преподаванию курса  геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя. -М.: Просвещение,  1986. 2-е изд., дораб. ,1991.

47. А.Н. Земляков, Геометрия в 9 классе (Методические рекомендации к преподаванию курса   геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя.  — М.: Просвещение, 1985. 2-е изд., дораб.,1988. Переводы: на молдавский язык (Кишинев, Лумина, 1987), на латышский язык (Рига: Звайгзне, 1987).

48. А.Н. Земляков, В. Орлов, Вопросы для выпускников. –Журнал «Квант», 7(1987).

49. А.Н. Земляков, О.Ф. Кабардин, Тестирование знаний и умений учащихся.  -Журнал «Сов.педагогика», 12(1991).

50. А.Н. Земляков,  Геометрические задачи: Стереометрические задачи и теоремы  (вводный курс): Учебные задания для уч-ся X кл. физико — матем. профиля. Выпуск 1. — М.: НИИ ОСО, 1991.

51. А.Н. Земляков, Задачи повышенной трудности:  Геометрические задачи (задачи устного экзамена): Учебные задания для уч-ся XI кл. физико — матем. профиля.  Вып.1. -М: НИИ ОСО, 1991.

52. А.Н. Земляков, Математический практикум: Часть 1: Численное решение уравнений: Учебные задания для уч-ся X классов физико — матем. профиля. –М.: НИИ ОСО, 1991.

53. А.Н. Земляков, Тезисы по алгебре. – Журнал «Математическое образование»,  4 и 5(2000).

54. А.Н. Земляков, Тезисы по алгебре, часть I (первая четверть).  – Журнал «Математическое образование», № 4(15), 2000.

55. А.Н. Земляков,  Тезисы по алгебре. Часть II: Поля, многочлены, уравнения.  – Журнал «Математическое образование», № 1(16), 2001.

56. А.Н. Земляков,  Тезисы по алгебре. Часть II: Поля, многочлены, уравнения (окончание).  – Журнал «Математическое образование», № 2(17), 2001.

57. А.Н. Земляков, Тезисы по алгебре, часть II(окончание).  – Журнал «Математическое образование», № 2(17), 2001.

58. А.Н. Земляков,  Тезисы по геометрии: Геометрия под микроскопом (предисловие). Аксиоматический подход к геометрии (тезисы).  – Журнал «Математическое образование», № 3(18), 2001.

59. А.Н. Земляков, Методическое пособие по алгебре. – Журнал «Математическое образование», 1(20), 2002.

60. А.Н. Земляков, Методическое пособие по алгебре (окончание). – Журнал «Математическое образование»,  2(21), 2002.

61. А.Н. Земляков, Алгебра*. Часть 1. Числа и решетки. – Журнал «Математическое образование»,  4(27), 2003.

62. А.Н. Земляков, Алгебра*. Окончание. – Журнал «Математическое образование»,  1(28), 2004.

63. А.Н. Земляков, Элективный курс «Математический анализ реальности». Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов. Методический и методологический комментарий. Разделы 1 и 2. – Журнал «Математическое образование», 2(29), 2004.

64. А.Н. Земляков, Элективный курс «Математический анализ реальности». Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов. Методический и методологический комментарий; Раздел 3. – Журнал «Математическое образование», 3(30), 2004.

65. А.Н. Земляков, Элективный курс «Математический анализ реальности. Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов. Глава 1.  – Журнал «Математическое образование», 4(31), 2004.

66. А.Н. Земляков, Геометрия в 10 классе: Метод. рекомендации к учебнику А.В. Погорелова. –М.: Просвещение, 2003.

67. А.Н. Земляков, Геометрия в 10 классе: Метод. рекомендации к учебнику А.В. Погорелова. –М.: Просвещение, 2003.

68. А.Н. Земляков и др., 1С: Репетитор. МАТЕМАТИКА (часть 1). Книга для учителей (7-11 классы), 2006.

69. А.Н. Земляков, Алгебра +: Рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Учебное пособие. – М.: Бином, 2006.

70. А.Н. Земляков, Алгебра и анализ: 10 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», в печати (21 п.л.)

71. А.Н.Земляков, Алгебра и анализ: 11 класс: ЧастьI: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», в печати (20 п.л.)

72. А.Н. Земляков, Алгебра и анализ: 11 класс: Часть II: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», в печати (20 п.л.)

73. А.Н. Земляков, Геометрия в 11 классе: Метод. рекомендации к учеб. А.В.Погорелова: Пособие для учителя. (3-е изд., дораб.). –М.: Просвещение, в печати.

74. А.Н. Земляков,  Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для физико-математических классов, Х кл. -М.: Школа-Пресс, в печати (20 п.л).

75. А.Н. Земляков,  Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для физико-математических классов, ХI кл. -М.: Школа-Пресс, в печати (30 п.л).

О фонде А.Н. Землякова

1.  Фонд создан по инициативе одноклассников  А.Н. Землякова по школе-интернату №18 при МГУ им. М.В. Ломоносова и его непосредственных учеников как в школе-интернате, так и в Черноголовской средней школе.

Денежные средства Фонда состоят из частных пожертвований.

2. Д.И. Гордеев написал в 2006 году портрет А.Н. Землякова, который в настоящее время передан школе им. А.Н. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова и там хранится.

3. При участии учредителей Фонда был изготовлен памятник на могиле А.Н. Землякова.

4. Опубликованы мемориальные статьи в газете «Математика. 1 сентября» и в журнале «Математическое образование».

5.  Разобраны рукописи А.Н. Землякова и частично рассортированы.

6. Библиотека А.Н. Землякова передана родственниками А.Н. Землякова в школу-интернат им. А.Н. Колмогорова, где она сейчас и находится.

В настоящее время подготовлен электронный каталог библиотеки (около 3000 книг и брошюр), на все его книги проставлен экслибрис А.Н. Землякова. Книги будут размещены в библиотеке школы им. А.Н. Колмогорова, на кафедре математики СУНЦ МГУ и в кабинете им. А.Н. Колмогорова  в СУНЦ МГУ.

7. Проводится работа по изданию неопубликованных рукописей А.Н. Землякова. В настоящее время вышла в свет книга: А.Н. Земляков, Алгебра +: Рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Учебное пособие. – М.: Бином, 2006.

Работа по изданию новых и по переизданию некоторых ранее опубликованных материалов А.Н. Землякова продолжается.