18 мая 2023 года учащиеся 10-В класса СУНЦ МГУ побывали в Государственном академическом Большом театре России на спектакле «Баядерка». Главный театр страны оставил у ребят неизгладимое впечатление. Все зрители аплодировали стоя и на бис вызвали три раза ведущих солистов Большого театра Элеонору Севенард и Игоря Цвирко.
«Баядерка» — самый сложный спектакль классического наследия, совершенство классического балета, жемчужина русского балета. Это самый старый русский балетный спектакль из дошедших до нас. Ни один балет М. Петипа до «Баядерки» не сохранился.
Чтобы понимать балет, нужно много знать и читать. Из истории балета мы узнаем, что Петипа в спектакле «Баядерка» придумал интересный ход: когда дети танцевали танец Лотоса, они останавливались в определённом рисунке, и под звуки арфы из-под сцены появлялась Никия, которая выходила и танцевала вариацию в сопровождении арфы. Эту вариацию Матильда Кшесинская заказала за свои деньги Дриго, а когда она уходила в декрет, то запретила исполнять определённые балеты. После этого многие кассовые спектакли исчезли из репертуара. Тогда директор Императорских балетов Тепляковский обратился напрямую к Николаю II и объяснил, что это приносит убытки. Николай II, видимо, поговорил с Кшесинской. Она согласилась, но поставила условие, что сама будет выбирать исполнительниц для своих спектаклей. «Баядерка» входила в этот список. Она выбрала Гельцер. Впервые в этом спектакле, который делался для Кшесинской, появилась другая исполнительница. Кшесинская запретила использовать музыку, написанную для нее за ее деньги, и во всех партитурах маникюрными ножницами вырезала ноты. По сей день никто не знает, что за музыка там была. Теперь в этом месте вставлено много вариаций, потому что впоследствии это танцевали многие балерины: и Трефилова, и Павлова, и Карсавина. И в этом месте Гельцер, Седовой вставлены другие вариации, а какую вариацию под арфу танцевала сама Матильда Кшесинская — никто не знает.
Клавиры, в которых вырезана эта вариация — это ноты, по которым велись репетиции и спектакли, со специальными пометками режиссера. В 2002-м году в Мариинском театре восстанавливали старую версию «Баядерки» и привезли из Гарварда записи, которые были ранее вывезены оттуда. Тогда и были представлены эти репетиторы и клавиры дирижеров и режиссёра. Там отмечено, что Никии в исполнении Павловой, Седовой, Кшесинской выходили на разные такты. Эти балерины не хотели появляться в один и тот же музыкальный момент. И во всех версиях клавиров вырезано и вставлено много других нот.
________________________________________________________________
Балет с участием ведущей солистки Большого театра Элеоноры Севенард (праправнучатая племянница Матильды Кшесинской).
18 февраля 2021 года было объявлено о назначении Элеоноры Севенард ведущей солисткой Большого театра
Кордебалет в «Тенях» по нагрузке работает наравне с солистами. Станцевать «Тени» очень сложно для любой артистки кордебалета.
Арфа – переливается так, что музыка трогает до глубины души.
На фото:
Элеонора Севенард (ведущая солистка Большого театра) и Игорь Цвирко (российский артист балета, премьер балета Большого театра, трижды номинант на театральную премию «Золотая маска»);
Татьяна Осколкова – соло в оркестре на арфе;
Борис Лифановский – соло в оркестре на виолончели;
Отрывок из картины «Теней» — кордебалет;
Отрывок (поклон) – окончание спектакля;
Отрывок (поклон на бис) – ведущие солисты Большого театра Элеонора Севенард и Игорь Цвирко;
Также на фото партитура (клавир с отметкой) на дирижерском пульте и общий фотообзор Большого театра. (Большой императорский зал, где находится вход в Императорскую ложу, и Малое императорское фойе, созданное специально для Николая II, а также Белое – самое большое и роскошное фойе театра, где стоит белый рояль, специально изготовленный для Большого театра).
На репортажных фото учащиеся 10-В класса СУНЦ МГУ – Багринцев Артём, Кухаренко Семён, Ныйкин Антон, Сайк Максим, Абульфат Михаил, Поярков Андрей, Осокин Иван, Панкин Дмитрий, Манджиев Эрдни, Галявиев Арслан, Газизов Данияр, Лузгов Тимур, Домнина Юлия (10Н), Мариморич Е.Г.(кл. руководитель 10-В).
Благодарим за предоставленную возможность посетить данное мероприятие как праздничное событие в знак окончания 10-го класса СУНЦ МГУ.
Автор заметки и фото — Е.Г. Мариморич (кл. руководитель 10-В класса)