День рождения А.Н. Колмогорова
25 апреля исполняется 117 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова (25 апреля 1903 – 20 октября 1987).
В этот день мы вспоминаем Андрея Николаевича Колмогорова — основателя нашей школы.
На youtube-канале СУНЦ МГУ вы сможете послушать воспоминания и песни, подготовленные преподавателями и учениками нашей школы.
Гимн ФМШ, написанный Юлием Кимом во время его работы в ФМШ, исполняется всеми поколениями выпускников и учащимися по сей день.
Свои видео из самоизоляции прислали:
Анна Лаптева, Дарья Кордо, Ирина Денисова, Валерий Никитин, Евгения и Анна Дородных, Максим Галкин, Марина Гаглоева, Дмитрий Остапович, Екатерина Крутченко, Надежда и Юлия Мещеряковы
А.Н. Маслов вспоминает А.Н. Колмогорова.
О годах своей учебы в ФМШ-18 вспоминает выпускник школы Александр Николаевич Маслов. Послушайте, какое напутствие современным ученикам дает выпускнике 1963 года!
М.Гаглоева Песня из фольклора ФМШ «Учеба без конца»
Учеба без конца…
Да, основное, зачем юнцы со всей страны поступают в ФМШ — это УЧЕБА. Её много, она, порой изнуряет до изнеможения, но настолько интересна, что все в итоге выходят победителями!
Песню исполняет выпускница СУНЦ МГУ — ФМШ №18 Марина Гаглоева.
Дмитрий Остапович «В руках великана», Пикник
Ученик 11л класса Дмитрий Остапович исполняет сегодня песни, так полюбившиеся ученикам школы.
В.Ф.Пахомов делится впечатлениями о А.Н. Колмогорове
Преподаватель нашей школы Валерий Федорович Пахомов делится воспоминаниями о годах работы в ФМШ 18. Внимательно слушайте наставников! Это может определить траекторию вашей жизни!
М.Гаглоева Песня Ю.Кима «До свиданья…»
Песню «До свиданья…» Юлий Ким написал и исполнил на одном из прощальных вечеров выпускающихся с их родной ФМШ. Гениальный и добрый юмор Юлия Черсановича, который присутствует во всех, даже сентиментальных песнях, близок всем поколениям ФМШат.
Исполняет выпускница СУНЦ МГУ — ФМШ №18 Марина Гаглоева.
Дмитрий Остапович «Про бобра и барабан», группа Чайф
Дмитрий Остапович, ученик 11Л класса, исполняет сегодня то, что звучит в нашем «аквариуме» на гитарных вечерах.
А.Шешуков «Пока мы молоды»
Авторская песня Алексея Шешукова, выпускника СУНЦ МГУ — ФМШ №18, полюбилась многим поколениям выпускников и учащихся, потому что в ней у него мастерски получилось передать энергетику молодости, открытых горизонтов и смелого взгляда в неизвестное будущее.
Имя Андрея Николаевича Колмогорова навсегда связано со школой при МГУ.
Вот что написал об этом российский педагог и учёный-математик А.М. Абрамов, выпускник нашей школы 1964-ого года:
Успех любого дела во многом зависит от Лидера. Отцом-основателем ФМШ МГУ и несомненным ее лидером был Андрей Николаевич Колмогоров. На его 80-летии один из его известных учеников В.А. Успенский произнес замечательную речь. Он процитировал фрагмент речи Гоголя о Пушкине, исполненной в самых высоких выражениях, и сказал, что если в этом тексте заменить фамилию Пушкин на фамилию Колмогоров, то текст сохранит свою глубину и точность. По предложению В.А. Успенского, одна из книг о Колмогорове так и была названа: «Явление чрезвычайное». Феномен ФМШ МГУ обусловлен в первую очередь тем, что ее научным руководителем, Председателем попечительского совета, а одновременно лектором, Учителем, Воспитателем был А.Н. Колмогоров.
История человечества при всем ее богатстве дает очень мало примеров такого рода: человек, достигший высокого признания в выбранной им сфере деятельности, работает самым активным образом в школе. До А.Н. Колмогорова единственный такой пример – Л.Н. Толстой, который, как известно, сам много работал в школе и создал то, что сегодня называют толстовской педагогикой.
Андрей Николаевич, несомненно, принадлежал к числу тех очень немногих людей, которых называют гениями. Благотворнейшее влияние А.Н. на судьбу школы определено в первую очередь его личностью. Глубочайший интерес к школе на протяжении последних 24 лет его жизни – не случайное увлечение, а результат осознания некоей своей высокой Миссии.
30 декабря 1962-ого года в «Известиях» был опубликован краткий его ответ на вопрос газеты о планах на Новый, 1963-ий год. Ответ был таков: он мечтает привести логические основы математики в такое состояние, чтобы об этом можно было рассказывать 14-15 летним подросткам. И именно эту дерзкую задачу он решал в ФМШ с 2 декабря 1963-его года (это первый день работы московской ФМШ) по 1978 год, когда жестокая болезнь резко ограничила подвижность и привела к крайним затруднениям речи. К невозможности публичных выступлений.
За 15 лет активнейшей работы в качестве лектора и преподавателя школы А.Н. прочитал множество оригинальных курсов и отдельных лекций для школьников ФМШ, вел спецкурсы и спецсеминары. Именно А.Н. Колмогоров определил содержание курса ФМШ (и не только по математике) для двухгодичного и одногодичного потоков, именно он подбирал лекторов и преподавателей.
Жизнь А.Н. Колмогорова – удивительный пример ответственного и сознательного выстраивания собственной судьбы. Ко всему сущему он относился с глубоким интересом, стремлением раскрыть суть событий и явлений. Необычайно широкий и глубокий взгляд на мир – причина его поразительного универсализма: он один из немногих ученых-энциклопедистов, имеющих признанные достижения в самых разных областях – как в математике в целом, так и в физике, классической механике, истории, стиховедении и т.д. Этот интерес ко всему сущему культивировался и в школе.
А глубина достижений определялась способностью к максимальному сосредоточению и редкой трудоспособностью. Это в свою очередь результат искренней увлеченности тем делом, которое он считал в тот или иной период главным. Самый длительный в его жизни период увлеченности – это, по выражению А.Н., «наша ФМШ».
Давний интерес к учительской профессии (в детстве одно из его мечтаний – быть директором школы) зародился в школьные годы. Будучи гимназистом частной гимназии Репман, он обратил внимание на несовершенство изложения геометрии в учебнике А.П. Киселева – через несколько десятилетий в ФМШ появилось изложение теории действительного числа исходя из понятия скалярной величины. Чуть позднее появилась колмогоровская аксиоматика евклидовой планиметрии.
Очень большое влияние на А.Н. оказала его работа в качестве учителя математики и физики, воспитателя и секретаря школьного совета в Потылихинской опытно-показательной школе Наркомпроса в 1922-25 гг. О работе в этой школе он часто вспоминал с большим удовольствием. Несомненно и то, что опыт, полученный в гимназии и Потылихинской школе, в большой мере был перенесен в ФМШ.
Поэтому есть все основания полагать, что фактический уход А.Н. Колмогорова из математики и сосредоточение на школьных проблемах был для А.Н. сознательным и принципиальным выбором. Искренняя увлеченность А.Н. делами ФМШ проявлялась во всем. На многочисленных сохранившихся фотографиях и немногих кинокадрах видно, что работа в школе доставляет ему искреннее удовольствие. Заходя в учительскую после лекций, он с увлечением продолжал темы, затронутые во время лекции.
В школе он занимался всем. Практически ежегодно проводил несколько недель в летних школах, организовывал литературные и музыкальные вечера. Ходил со школьниками в походы. Писал статьи в школьную стенгазету. А еще был председателем попечительского совета, публиковал многочисленные статьи о школе, письма, заметки о школе «для себя».
ФМШ Колмогорова во времена Колмогорова состоялась потому, что и ученики, и учителя постоянно видели перед собой Андрея Николаевича – человека, бесконечно преданного своему делу.
Благоприятнейший для ФМШ фактор – безоговорочный авторитет Колмогорова. Во времена ректорства И.Г. Петровского и Р.В. Хохлова он всегда находил полную поддержку со стороны университета; в других инстанциях его имя тоже производило впечатление.
Но самое главное заключается в том, что предложения А.Н. поработать в школе охотно принимали многие математики, и не только они. Это позволило создать первоклассный коллектив преподавателей школы.
А.Н. с большим вниманием относился к преподаванию всех предметов. Так, по его просьбе постановкой преподавания иностранных языков в первые годы ФМШ много занималась профессор филфака МГУ Ольга Сергеевна Ахманова, преподавателем французского языка был ныне всемирно известный лингвист академик А.А. Зализняк. Сохранились воспоминания о посещении А.Н. уроков по химии, литературе, истории. Охотно принимали приглашение А.Н. Колмогорова и многие известные деятели культуры, проводившие вечера встреч со школьниками.
Принципиальное и весьма позитивное значение имела идея А.Н. приглашать в школу в качестве «младших» преподавателей студентов мехмата (начиная с третьего курса), ранее окончивших ФМШ. Долгое время эта традиция сохранялась, и это был хороший механизм передачи эстафеты новым поколениям учителей.
Итог «кадровой политики» А.Н. Колмогорова – дружный коллектив учителей, преданных своему делу. Примечательно, что на «неформальные встречи» собирались преподаватели всех предметов. Причем с большой разницей в возрасте – от 20 до 50.
Одному из современников А.Н. приписывают такую фразу: «К Колмогорову испытываешь паническое уважение». Но эффект потрясения от встречи с «живым Колмогоровым» проходил довольно быстро. Все делали одно общее дело. Для учеников он был Учителем, для учителей – старшим Коллегой, с которым можно было и спорить.
Необходимо выделить и те конкретные идеи в организации жизни школы, которые внес А.Н. Колмогоров.
Одна из этих идей (новых в то время) – чтение регулярных лекций для школьников. Задачи оптимизации учебного времени его живо интересовали – имеются сделанные рукой А.Н. расчеты, показывающие экономию времени при лекционно-урочной системе. При этом он настаивал, что лекции должны быть именно одночасовыми: привычные 2 часа для школьников слишком утомительны.
С первого года ФМШ Колмогоров ввел в ФМШ математический практикум – своеобразные лабораторные работы, требующие большой вычислительной и графической работы. Он полагал, что ученому необходимы навыки относительно рутинной работы. Большое число участников в рамках одного проекта позволяло также обозреть некую проблему в ее целостности. Результат одного из практикумов – полная коллекция раскрашенных моделей всех правильных и полуправильных многогранников, долгое время украшавших школу.
Идея создания одногодичного потока также принадлежит А.Н. Колмогорову. Он считал, что на рубеже 14-15 лет, когда пробуждается устойчивый интерес к математике, есть и немного «опоздавшие». Для них и был создан поток «ежей» — десятые классы «Е» и «Ж».
Тезис Колмогорова о том, что математику необходима развитая общая культура, подкреплялся неизменным вниманием, которое он уделял гуманитарным предметам,
проведению «культурных мероприятий», музыкальным и литературным вечерам, посещению театров и т.п.
А.Н был убежден, что ученый должен постоянно быть в хорошей физической форме и обязательно чередовать размышления над задачами с хорошей физической нагрузкой. Отсюда 3 (а не 2 часа) физкультуры в неделю, пешие и лыжные походы, регулярные выезды школьников в Крым, спортивные матчи команд учеников и учителей и т.п.
Итак, ключевой фактор успеха ФМШ МГУ – то обстоятельство, что ее основателем и научным руководителем стал Андрей Николаевич Колмогоров.