Руководитель — Н.И. Морозова (СУНЦ МГУ)
Цель работы – получение хлорида меди (I) двумя способами, а также их сравнение.
Первый способ: Растворили хлорид меди (II) в рассчитанном количестве соляной кислоты и минимальном количестве воды, присыпали рассчитанное количество медных стружек. Полученную тёмно–зелёную смесь кипятили (под тягой) до растворения медных стружек, затем вылили в стакан с охлаждённой водой. Белый осадок бирюзового раствора профильтровали на воронке Бюхнера, промыли ацетоном и диэтиловым эфиром и поместили в бюкс. Реакция:
CuCl2+Cu→2CuCl
Второй способ: К растворенному в минимальном количестве воды медному купоросу присыпали хлорид калия (рассчитанное количество) и растворили. Затем добавили сульфит натрия и подкислили раствор серной кислотой. Добавили ещё немного воды, и когда осадок перестал выпадать, профильтровали на стеклянном фильтре, промыли ацетоном и эфиром. Реакция:
H2O + 2CuSO4 + 2KCl + Na2SO3 → 2CuCl + Na2SO4 + 2KHSO4
Оба синтеза прошли успешно, однако возникли проблемы с хранением вещества, полученного первым способом. Причина: вещество было просушено не на стеклянном фильтре, а на воронке Бюхнера. Вода, впитавшаяся в фильтровальную бумагу, попала в вещество, и прошла реакция:
4CuCl + 2H2O + O2 → 4CuOHCl
Преимущества первого способа:
- Требуется меньшее количество реагентов
- Вещество может оказаться загрязнено меньшим количеством посторонних ионов
- Синтез более прост для понимания и объяснения процессов
Преимущества второго способа:
- Не требуется наличие тяги (более безопасный способ)
- Возможно получение различных галогенидов меди (I)
- Требуется меньше времени на выполнение синтеза