Рук. Курчашова С.Ю. (СУНЦ МГУ)

Асташкина курсовая

Цель работы: изучение локализации ламинов в клетках, экзогенно экспрессирующих прогерин человека.

Прогерия Хатчинсона-Джилфорда — редкое генетическое заболевание, характеризующееся возрастными изменениями кожи и внутренних органов в детском возрасте с летальным исходом, частно наступающим до 15 летнего возраста. Причиной возникновения прогерии является мутация гена, кодирующего белок ламин А и экспрессия вместо него белка прогерина. Известно, что в клетках здоровых людей также образуется прогерин, но в меньших количествах

При выполнении работы были использованы следующие методы: метод световой микроскопии, культивирование клеток invitro, прижизненное исследование клеток, иммуноцитохимический метод.

Модельная система: клетки СПЭВ, экспрессирующие прогерин человека.

Контроль: клетки СПЭВ, не экспрессирующие прогерин.

Выводы: В интерфазных клетках СПЭВ ламины А, В1 и С располагались на периферии ядра. В профазе ламины выявлялись в составе ядерной оболочки. В метафазе и анафазе ламины располагались в цитоплазме и не были связаны с хромосомами. К концу телофазы ламины выявлялись на периферии вновь формирующихся ядер.

В клетках, экспрессирующих прогерин, локализация ламинов на периферии интерфазных ядер сохранялась, там же выявлялся прогерин. В профазе прогерин и ламины выявляются в составе ядерной оболочки. В метафазе и анафазе ламины А, В1, С и прогерин выявлялись в цитоплазме, вне связи с хромосомами. При этом прогерин также располагался в цитоплазматических гранулах, в некоторых случаях в этих гранулах также обнаруживались и ламины. К концу телофазы ламины А, В1, С и прогерин выявлялись на периферии вновь формирующихся ядер, причем на единичных клетках было обнаружено, что связывание прогерина для данных клеток опережает связывание с ламином С.