Занятия 13-14.
Демонстрационный эксперимент по теме
«d-металлы IV периода»
♥ Опыты по теме «Хром»
1. Гидроксид хрома (III)
Получить гидроксид хрома (III) в трех пробирках прикапыванием 1 М раствора аммиака к 1 мл раствора соли хрома (III).
Вид осадков гидроксида хрома (III):
В первую пробирку прилить по каплям раствор HCl, во вторую – раствор NaOH, в третью – концентрированный раствор аммиака.
2. Гидролиз солей хрома (III)
А) Определить рН раствора хлорида хрома (III). Объяснить значение рН с помощью константы соответствующего процесса.
Б) Прилить к раствору хлорида хрома (III) равный объем раствора карбоната натрия.
3. Хроматы и дихроматы
А) К раствору хромата натрия (* вспомните, как можно получить хромат натрия из соли хрома (III)) прилить 1 М раствор H2SO4. Затем добавить 1 М раствор NaOH.
Б) Определить рН раствора дихромата калия. Прилить раствор BaCl2. * Какое вещество при этом образуется и почему? Снова определить рН. * Для чего проводится определение рН? Добавить 1 М раствор HCl.
В) В две пробирки налить раствор дихромата калия, подкисленный 1 М раствором H2SO4. В первую пробирку добавить свежеприготовленный раствор Na2SO3. Во вторую прилить раствор KI, затем добавить немного неполярного растворителя (* зачем?), встряхнуть и дать отстояться.
♥ Опыты по теме «Железо»
1. Взаимодействие железа с кислотами
Изучить в пробирках взаимодействие железных стружек с растворами:
Оформить наблюдения в виде таблицы.
2. Гидроксиды железа
А) К раствору соли железа (III) прикапывать 10 % раствор NaOH до выпадения осадка.
Б) К раствору соли железа (II) в двух пробирках прикапывать 10 % раствор NaOH до выпадения осадка. Оставить одну пробирку на воздухе и посмотреть на нее через 3-5 мин. Во вторую пробирку добавить несколько капель 3-10 % H2O2 или хлорной воды.
В) Сполоснуть твердую соль Мора 1 М раствором серной кислоты, раствор слить. * Зачем это делать? Растворить сполоснутую соль Мора в 1 М растворе серной кислоты. Добавить концентрированный раствор щелочи. * Что выпадает в осадок? Слить часть раствора с осадка и разбавить водой. * Объясните наблюдения.
Слева — соль Мора с конц. щелочью, справа — с аммиаком:
3. Соли железа
А) Определить рН растворов солей Fe (II) и Fe (III) примерно одинаковой концентрации с одинаковыми анионами. * Объясните различие, привлекая константы соответствующих процессов.
Б) Раствор соли железа (II) подкислить разбавленным раствором H2SO4 и добавить разбавленный раствор KMnO4. Проверить, какие ионы присутствуют в растворе. * Как это сделать?
В) Добавить к раствору солей железа (II) и железа (III) в разных пробирках растворы гексацианоферрата (III) калия; гексацианоферрата (II) калия; роданида аммония или калия.
KFe[Fe(CN)6] и [Fe(SCN)3]:
Г) Изучите взаимодействие гексацианоферратов калия с солями других переходных элементов – меди (II), хрома (III), цинка, марганца (II), кобальта (II), никеля (II).
Осадки солей меди (II), марганца (II), кобальта, никеля, цинка с желтой кровяной солью:
Осадки солей меди (II), марганца (II), кобальта, никеля, цинка с красной кровяной солью:
♥ Опыты по теме «Медь»
1. Взаимодействие меди с кислотами
Изучить в пробирках взаимодействие медных стружек с растворами:
Оформить наблюдения в виде таблицы.
2. Гидроксид и оксид меди (II)
А) К раствору CuSO4 добавить по каплям 1 М раствор NaOH. * Какой цвет у осадка? Какого цвета гидроксид меди?
К части осадка добавить избыток концентрированного раствора щелочи.
Другую часть нагреть.
Б) К раствору CuSO4 добавить по каплям 1 М раствор аммиака. * Какой осадок выпадает? Затем прилить несколько капель концентрированного аммиака.
3. Окрашивание пламени (проба Бейльштейна)
Медную проволочку опустить в конц. H2SO4 и внести в пламя. Проделать то же с конц. HCl. * Чем объясняется различие в результатах опытов? Что определяют пробой Бейльштейна?
4. Получение соединений меди (I)
А) К раствору CuSO4 добавить равный объем раствора KI. Прилить немного неполярного растворителя, хорошо встряхнуть и дать отстояться. * Что получается при смешении растворов сульфата меди и бромида калия? Сульфата меди и хлорида калия? Объясните различия.
Б) Получить в двух пробирках гидроксид меди (II), использовав избыток щелочи. В первую пробирку добавить глицерин,
во вторую – раствор глюкозы. Пробирки нагреть. * Чем объясняется различие в результатах опытов?
♥ Опыты по теме «Цинк, кобальт, никель, марганец»
1. Гидроксиды, гидроксосоли, гидроксокомплексы
А) Изучить в пробирках взаимодействие растворов солей цинка, кобальта (II), никеля (II), марганца (II) с 1 М раствором NaOH. Обратите внимание на окраску образующихся соединений и ее изменение во времени. * Объясните изменение окраски.
Гидроксиды цинка и никеля:
Гидроксид марганца при стоянии в избытке щелочи:
Основная соль и гидроксид кобальта:
Б) Изучить в пробирках растворимость гидроксидов цинка, кобальта (II), никеля (II), марганца (II) в концентрированном растворе NaOH.
2. Аммиачные комплексы
А) Изучить в пробирках взаимодействие растворов солей цинка, кобальта (II), никеля (II), марганца (II) с концентрированным раствором аммиака. Обратите внимание на окраску образующихся комплексов (если они образуются) и ее изменение во времени. * Объясните изменение окраски.
Аммиачные комплексы Ni2+, Со3+, Zn2+:
Б) Проверить растворимость аммиачных комплексов в растворе KI.
3. Окислительно-восстановительные превращения соединений марганца
А) К раствору соли марганца (II) прилить раствор перманганата калия.
Б) В разбавленном (розовом) растворе перманганата калия растворить сухую щелочь. Небольшими порциями добавлять сухую глюкозу при размешивании. * Объясните изменения окраски.
4. Оксиды
Прокалить в пробирках твердые нитраты цинка, кобальта (II), никеля (II), марганца (II). * Какие оксиды образуются? На каком основании можно сделать это заключение?
Прокаливание нитрата кобальта:
Прокаливание нитрата никеля: