Занятие 11.
Демонстрационный эксперимент по теме
«s- и p-металлы»
♣ Окрашивание пламени солями металлов
Соли некоторых элементов-металлов (* каких?) при внесении в пламя окрашивают его. Это свойство можно использовать в качественном анализе для обнаружения катионов этих элементов в исследуемом образце.
Для проведения эксперимента требуется нихромовая проволочка. Ее следует промыть в конц. HCl и прокалить в пламени горелки. Если пламя при внесении проволочки окрашено, повторить обработку HCl.
Погрузить проволочку в раствор исследуемой соли и внести в пламя. Отметить окраску. После каждого опыта промывать и прокаливать проволочку до исчезновения окраски пламени.
♥ Опыты по теме «Металлы I и II групп»
1. Окрашивание пламени
Проделать опыт по окрашиванию пламени хлоридами щелочных и щелочноземельных металлов. * Почему берут хлориды, а не другие соли?
Окрашивание пламени солями (слева направо): лития, натрия, калия, рубидия, цезия, кальция, стронция, бария.
(фото пламени калия – В.В. Загорский)
2. Горение магния на воздухе
Кусочек ленты магния взять тигельными щипцами и сжечь над фарфоровой чашкой. Доказать, что представляет собой продукт. * Как это сделать?
3. Взаимодействие магния с водой и кислотами
А) Налить в пробирку немного воды, добавить фенолфталеин и всыпать немного порошка магния. При необходимости нагреть пробирку. * Вспомните, как кальций взаимодействует с водой.
Б) Налить в одну пробирку 1 мл конц. HCl, а во вторую – 1 мл конц. HNO3. Поместить в каждую пробирку по кусочку ленты магния. * Какие продукты образуются? Как это можно доказать?
♥ Опыты по теме «Алюминий»
1. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами
Изучить в пробирках взаимодействие гранул алюминия с растворами:
Наблюдения оформить в виде таблицы.
* Вспомните, как алюминий реагирует с NaOH.
2. Гидроксид алюминия
Получить гидроксид алюминия в трех пробирках прикапыванием 1 М раствора аммиака к 1 мл раствора соли алюминия. Подействовать на гидроксид в первой пробирке избытком раствора аммиака, во второй – раствором HCl, в третьей – раствором NaOH. В раствор, полученный в третьей пробирке (* что представляет собой этот раствор?), пропустить СО2. * Как и в каком приборе его получить?
3. Гидролиз солей алюминия
А) Определить рН раствора хлорида алюминия. * Объяснить результат с привлечением константы соответствующего процесса.
Б) К раствору хлорида алюминия прилить 1 М раствор карбоната натрия.
4. Алюминотермия (один из опытов, на выбор, проводится под тягой, в присутствии преподавателя)
А) Алюминотермическое получение хрома
В шамотовый тигель (или фунтик, сделанный из асбеста) поместить сухую однородную смесь 3 г порошка фторида кальция (* для чего он нужен?), порошков 1 г Cr2O3 и 0,8 г дихромата калия, 0,5 г свеженапиленного порошка алюминия. Сделать посредине ямку, насыпать в нее смесь порошка магния с пероксидом бария, в которую вставить длинную ленту магния. Тигель поместить в песчаную баню так, чтобы он весь находился в песке. Горящей лучиной, вставленной в длинную стеклянную трубку, поджечь ленту магния. По окончании реакции дать тиглю остыть, разбить его и извлечь «королек» хрома.
Б) Алюминотермическое получение железа
В шамотовый тигель (или фунтик, сделанный из асбеста) поместить сухую однородную смесь 1,8 г оксида железа (III) и 0,5 г свеженапиленного порошка алюминия. Сделать посредине ямку, насыпать в нее 0,8 г перманганата калия. В середине кучки перманганата сделать с помощью пустой пробирки еще одну ямку. Тигель поместить в песчаную баню так, чтобы он весь находился в песке. Налить сверху немного глицерина так, чтобы он соприкасался только с перманганатом, но не с поверхностью реакционной смеси. По окончании реакции дать тиглю остыть, разбить его и извлечь «королек» железа.