Химическое отделение СУНЦ МГУ начало работать с 13 ноября 1989 г. Специализированный химический класс получил в большом интернате букву «Л». Тогда в него были зачислены 18 школьников. Не все дошли до «финиша» — в 1991 г. в первом химическом выпуске насчитывалось только 8 человек.
За период с 1991 по 2020 год состоялось 30 выпусков химического класса СУНЦ — всего 654 человека. Из них 503 человека (77%) поступили в МГУ. Большинство — 357 выпускников — поступили на химический факультет и факультет наук о материалах. Выпускники химического класса учились и учатся также на физическом, механико-математическом, биологическом, геологическом факультетах, факультете вычислительной математики и кибернетики, факультете фундаментальной медицины, почвоведения. Поступают ребята и в другие вузы — ВХК РАН, РХТУ, РГУНГ, МИФИ, Медицинскую академию и т. д.
Среди выпускников химического класса уже более двадцати кандидатов наук, и их число растёт. Преподаватели исправно получают приглашения на защиты и банкеты. Первым доктором наук стал Павел Сучков.
Конечно, не все наши выпускники посвятили себя науке. Есть среди них учителя, журналисты, люди искусства и бизнеса. И всё же многие остаются в МГУ, продолжают заниматься любимым делом — химией, и достигают успехов. В 2009 г. выпускник СУНЦ Владимир Боченков получил за свою научную работу «Разработка и реализация параллельного алгоритма температурно-ускоренной динамики» 1-е место в конкурсе на лучшую работу в области нанотехнологий и наноиндустрии и приз РОСНАНО.
В «анамнезе» химического класса — победы в олимпиадах по химии всех уровней, включая международный. Основной принцип – не увлекаться «малыми» олимпиадами местного значения, число которых растет с каждым годом, а ставить себе высокую планку. Ежегодно учащиеся СУНЦ показывают успехи на Всероссийской олимпиаде школьников (в 2019 г. химическое отделение дало 4 победителей и 10 призеров заключительного этапа), многопредметной Интернет-олимпиаде «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» (8 дипломов в 2019 г.), химических турнирах (Московском, Всероссийском, Межрегиональном) и др. А на международной Менделеевской олимпиаде, которая состоялась 21-27 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге, ученики 11Л класса Илья Ожималов и Никита Крысанов завоевали золото, Евгений Берсенев – серебро.
Главная особенность обучения в СУНЦ, проявляющаяся во многих аспектах, состоит в том, что СУНЦ входит в структуру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на правах факультета. Что из этого следует?
1) Конкурсный отбор. СУНЦ – не совсем московская школа, несмотря на то, что территориально расположена в Москве. МГУ имеет федеральное подчинение, и СУНЦ рассчитан не только и не столько на москвичей, сколько на талантливых ребят со всей страны, которые во время обучения живут в общежитии. Чтобы поступить сюда, они, так же как и «взрослые» абитуриенты МГУ, сдают вступительные экзамены и проходят конкурсный отбор.
2) Наши преподаватели. Большинство преподавателей профильных дисциплин также преподают на различных факультетах МГУ или ведут там научную работу. Это накладывает свой неповторимый отпечаток не только на составление расписания уроков – согласовать часы работы с расписаниями множества совместителей на их факультетах очень сложно! – но и на характер преподавания. Так, на кафедре химии собрались специалисты в области неорганической химии, гетерогенного катализа, химической кинетики, органического синтеза, химии твердого тела, радиохимии, спектральных методов анализа… Места их «базирования» – химический факультет МГУ, факультет наук о материалах МГУ, Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН. На их занятиях школьники имеют возможность получать не только знания, ограниченные программой (которая для профильных классов весьма продвинута), но и новости с самого переднего края науки. Преподаватели кафедры также участвуют в организации и проведении химических олимпиад школьников, летних школ для старшеклассников, заочных школ, семинаров для школьных учителей, в создании новых курсов и учебных пособий.
3) Практикумы для учащихся, проводимые на факультетах – еще одно следствие «родственных связей» СУНЦ и факультетов МГУ. Эти практикумы стоят в сетке расписания и являются полноценными предметами. Ребят возят на школьном автобусе на химфак. Факультет предоставляет для занятий помещения лабораторий, оборудование, реактивы, а также лаборантов, которые обеспечивают подготовку материальной части.
Программа для химического класса включает целый комплекс семестровых практикумов — аналитический, органический, неорганический. Введение практикумов преследовало разные цели. С одной стороны, это поддержка курсов органической и неорганической химии для более эффективного их усвоения, практическое развитие знаний об анализе и разделении ионов. С другой — ребята овладевают экспериментальными навыками и техникой безопасности в вузовской лаборатории, работая с профессиональным оборудованием. С третьей — приезжая в практикум, как настоящие студенты, учащиеся чувствуют свою общность с университетом, снова хотят вернуться в стены химфака, может быть, уже в другом качестве.
4) Участие в мероприятиях МГУ. Например, учащиеся СУНЦ традиционно участвуют проведении ежегодного Фестиваля науки. По ученическому билету они могут пройти в любое здание МГУ, если туда не требуется специальный допуск, посетить лекцию, культурное или спортивное мероприятие.
5) Обязательная курсовая работа – проектная или исследовательская, обязательно включающая эксперимент. Темы предлагаются как преподавателями кафедр, так и лабораториями факультетов МГУ и научно-исследовательских институтов, с которыми налажено сотрудничество. Школьник может сам предложить интересующую его тему, и ему постараются найти научного руководителя. В процессе работы ребята учатся анализировать литературу, формулировать цели и задачи, составлять литературный обзор, овладевают экспериментальными навыками, обучаются обрабатывать результаты эксперимента и делать выводы, представлять свою работу в виде краткого доклада с презентацией. После защиты на школьной конференции работа может быть рекомендована к участию в российских и международных конференциях разного уровня.
6) Представление научных успехов на конференциях. Это не только конференции школьников, такие как Колмогоровские чтения, «Интеллектуальное возрождение», «Ученые будущего», Балтийский научно-инженерный конкурс, «Юниор»… О важных новых результатах докладывают на конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых: например, «Научный потенциал», «Ломоносов», «Актуальные проблемы современной физической химии и нанотехнологий» и др. В последние годы развиваются международные контакты: ребята выезжают на выставки Expo-Sciences под эгидой MILSET, участвуют в постерной сессии Kherad Students Science Fair, в международном мероприятии European Science Day for Youth.
7. Лекционно-семинарская система, принятая в СУНЦ, построена по университетской модели. На лекциях происходит изложение преподавателем основного содержания курса. Это, разумеется, не исключает самостоятельной работы учащихся с пособиями и справочными материалами.
Работа на семинарах разнообразна. Это и обсуждения сложных моментов на основе демонстрационных экспериментов и презентаций, и решение задач различного характера — короткие тренировочные тематические задания, задачи ЕГЭ и реальных вступительных экзаменов в МГУ, задания московских городских и всероссийских олимпиад. Уделяется внимание направленной на выработку исследовательских навыков работе со справочниками. Учащиеся сами находят в справочнике данные, необходимые им для решения задач, и делают выводы на их основании.
Как и во всём университете, после изучения определённого блока тем проводятся коллоквиумы — устные беседы преподавателя с каждым школьником по мотивам нескольких конкретных заданий и соответствующего теоретического материала.
Учебный план химического класса предусматривает 8 часов химии в неделю, включая лекции, семинары и практикумы. Результатом обучения должно быть формирование научного мировоззрения и понимания структуры, особенностей, подходов и методов химии как науки. Ну и, конечно, подготовка к вступительным экзаменам по химии в серьёзные вузы (в первую очередь, МГУ). Кроме профильного образовательного стандарта среднего образования по химии, ребята овладевают химическими теориями, необходимыми для построения логической структуры химии (теория резонанса, метод молекулярных орбиталей и др.). В программу дополнительно входит обзор некоторых веществ и реакций, полезных для обеспечения целостности курса (магнийорганические соединения, соединения бора и т. д.).
8) Многочисленные спецкурсы и факультативы. Во второй половине дня учеба не замирает: проводятся различные дополнительные занятия, например, «Механизмы органических реакций», «Практика написания научных текстов», «Химия на английском», «Биохимия», «Химический синтез»… Часть спецкурсов всерьез рассматривает отдельные области науки, по одному из них каждый должен сдать зачет. Другая часть направлена на помощь учащимся в наверстывании материала и подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конференциям.