В современном мире наиболее дорогим и востребованным товаром является информация; общество, находящееся на такой стадии развития, часто называют информационным. Резко выросший за последние десятилетия объем информации, циркулирующей в ежедневном обороте и заполняющей собой наше жизненное пространство, диктует новые требования как обывателям, так и специалистам, а соответственно и системе среднего и высшего образования.
От молодого специалиста сегодня требуется не столько умение решить конкретную задачу, сколько умение понять проблему, сформулировать задачу, указать возможные пути ее решения; а уж затем решить ее. На первый план во многих сферах человеческой деятельности выходит умение поиска и отбора нужной информации, умение анализировать полученную информацию, а также умение принимать решение при наличии противоречивой информации.
При том, что необходимость фундаментальных знаний ни в средней школе, ни в ВУЗах никто не отменял, появился ряд новых навыков и умений, которым школа должна обучить. Современные информационные технологии являются, возможно, наиболее ярким примером подобных нововведений. Работа в текстовом редакторе или подготовка электронной презентации, не говоря уже об электронной почте, и эффективном поиске в сети Интернет — сегодня эти навыки необходимы и обязательны не только для построения успешной карьеры, но и для повседневной жизни.
Как именно обеспечить интеграцию перечисленных проблем и задач в учебные курсы без ущерба для уже существующих предметов — дилемма, возникшая перед министерствами образования и учителями всего мира. Возможными путями ее решения являются:
- смещение акцента с усвоения значительных объемов
информации на овладение способами самостоятельного приобретения новых знаний и умений;
- освоение навыков работы с любой информацией, с
разнородными, противоречивыми данными.
Во многих странах придается большое значение формированию у учащихся умений работы с информацией. Для оценки результатов проводимой работы проводятся специальные исследования. Наша страна начала принимать участие в таких международных исследованиях только с конца прошлого столетия, в частности, с начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования PISA.
В тестировании PISA принимают участие только девятиклассники; им предлагаются задания по математике, естествознанию и функциональному чтению (работа с текстом). Результаты этих исследований показывают, что уровень подготовки российских школьников по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Вместе с тем эти исследования выявили, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различных формах, характерных для средств массовой информации. Например, российские школьники не очень хорошо выполняют задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы решить поставленную проблему. Они испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные». Затруднения вызывают проверочные работы с большим числом заданий разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбор ответа, запись слова или числа, краткое или развернутое обоснование и т.п.), которую надо выполнить за ограниченное время.
Мы у себя в СУНЦ также сталкиваемся с проблемой специального обучения учащихся работе с информацией. Несформированность таких умений проявляется и на обычных школьных уроках, и при выступлении учащихся с докладами на школьных конференциях. Какие бы хорошие результаты не получил
школьник в своей исследовательской работе, если за отведенные для выступления 15-20 минут он не смог донести суть полученных результатов до жюри и остальных участников конференции, рассчитывать на высокую оценку ему не придется. Эти требования прослеживается и на Колмогоровских чтениях, проходящих ежегодно в СУНЦ МГУ.
Для целенаправленного формирования у наших школьников умений работы с информацией, представленной в электронном виде, преподаватели кафедры информатики СУНЦ выбрали два направления. С одной стороны, мы расширяем банк заданий специальными задачами, при выполнении которых параллельно с достижением основной учебной цели формируются навыки работы с информацией. Мы включаем в задания по информатике «лишние условия» или, наоборот, формируем условие задачи с «недостающими» данными, которые учащиеся должны выделить из контекста задания сами. Столкнувшись с такими непривычнцми заданиями, школьники часто заявляют: «А у вас, в задаче ошибка». Наибольшие трудности вызывают у учащихся решение задач с «лишними данными»: всё предыдущее обучение в школе их научило: если в задаче есть данные, они должны быть использованы. Другими словами, если на сцене висит ружье, то в конце спектакля оно обязано выстрелить.
С другой стороны, мы расширили учебный план (правда, к сожалению, в рамках тех же часов), включив в него такие темы как «Правила набора научного текста в современных текстовых редакторах», «Основы составления реферата или доклада», «Правила подачи информации в докладе с презентацией», «Основы web-дизайна и web-проектирования». Теперь каждый ученик 11-го класса на уроках информатики делает доклад с презентацией. Темы докладов могут быть как связаны с информатикой, например, «ЭВМ пятого поколения», так и не связаны, например, «Мировые запасы нефги: экономить ли нефть для потомков?», «Демографические проблемы России». Как правило, тема доклада формулируется очень широко. В задачу учащегося входит сузить тему, выбрав одну из нескольких проблем по этой тематике, подготовить доклад и сопровождающую его презентацию. Для всех фактических данных, используемых в докладе, должны быть указаны информационные источники. При подготовке докладов учащиеся активно используют информацию из Интернета. А Интернет, как известно, — это большая информационная свалка. И далеко не вся информация, «добытая» из Интернета заслуживает доверия. Еще одной нашей задачей совместно с учениками является выделение критериев, по которым можно определить, заслуживает ли конкретный сайт доверия или нет.
Преподаватели кафедры информатики СУНЦ МГУ принимают активное участие в проекте по оценке ИКТ-компетентности. Начиная с 2005-ого года в РФ в рамках проекта Информатизации системы образования (ИСО) проводится изменение уровня ИКТ-компетентности девятиклассников. Аббревиатура «ИКТ-компетентность» расшифровывается как информационно — коммуникационно — технологическая компетентность. Под ИКТ-компетентностью в педагогическом сообществе понимается умение учащихся работать с информацией, представленной в электронном виде, в частности:
- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления информации;
- умение собирать и/или извлекать информацию;
- умение применять существующую схему организации или классификации; умение интерпретировать, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные;
- умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- умение генерировать новую информацию, адаптируя и используя известную информацию;
- способность должным образом передавать информацию в электронном виде, умение адаптировать эту информацию для конкретной аудитории (возрастной, профессиональной и т.п.).
Работая в рамках этого проекта, нам пришлось принимать участие в составлении заданий для тестирования и в проведении тестирования в регионах. Первая проверка уровня ИКТ-компетентности была проведена в семи регионах (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край) в апреле-мае 2006 года, было протестировано около 4 тысяч девятиклассников. Результаты тестирования оказались далеко не радужными. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: low, medium, high. К сожалению, оказалось, что больше 30% школьников получили интегрированную оценку low.
Ознакомившись с результатами тестирования, мы решили провести аналогичное тестирование в СУНЦ, что и было сделано в рамках летней школы 2007 года. Результаты нас порадовали: больше половины школьников получили интегрированную оценку high, что, собственно, и следовало ожидать. Такая высокая оценка говорит о том, что в сильных российских школах уделяют достаточное внимание формированию навыков по работе с информацией (анализ, классификация, обоснование выбора и т.д.). В течение года мы наблюдали, как учатся школьники, получившие на тестировании шикую оценку: к сожалению, практически всем этим школьникам учиться в нашей школе трудновато.
Изменение учебной деятельности на уроках информатики, направленное на формирование умений работы с информацией, представленной в электронном виде, дает положительные результаты. Эго проявляется и в количестве дипломов, получаемых учащимися СУНЦ МГУ на школьных конференциях, и в повышении качества выполняемых работ, в которых полученные результаты требуется оформить в электронном виде. И главное, это проявляется в повышении интереса учащихся к предмету информатика.