skip to Main Content

На нашей секции один из главных критериев отбора — исследовательский характер работы. В современной методической литературе хорошо разобраны положения о различных видах творческих работ учащихся (см., например, www.researcher.ru). Мы придерживаемся следующих базовых положений: основными видами творческих работ учащихся являются реферативные, экспериментальные, натуралистические, проектные и исследовательские работы.

Реферативные работы включают сбор, представление и анализ информации по заданной теме. Так или иначе, любая исследовательская работа может начинаться (а также заканчиваться, при написании раздела «обсуждение результатов») реферативной работой, которая обучает навыкам сбора и анализа информации. Критерием качества такой работы является полнота сбора информации, а также объективность её изложения. Пример названия: «Современные представления о возникновении диабета».

Экспериментальные работы базируются на выполненном учащимся эксперименте, иллюстрирующем известные в науке законы и закономерности. Пример: «Исследование яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от её температуры».

Натуралистические работы включают в себя наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике. В какой- то мере натуралистические работы являются вариантом экспериментальных работ, только лабораторией является окружающий мир. Критерием качества таких работ является достоверность и объективность полученных результатов, максимальная полнота описания объекта исследования. Очень часто наблюдение за окружающей природой позволяет делать качественные натуралистические работы. Пример: «Видовое разнообразие жуков, собранных на территории поселка N».

Проектные работы направлены на достижение заранее спланированного результата. Иногда в процессе работы приходится корректировать исходный план для достижения конечной цели, т.е. включать элементы исследования, однако работа по сути своей остается проектной. Большая часть работ экологической направленности относятся именно к проектным работам. Пример: «Определение оптимального размещения мусорных ящиков на территории дачного поселка N».

Исследовательские работы базируются на решении задачи с заранее неизвестным результатом. В основе работы лежат наблюдения, описания экспериментов и анализ полученных данных. Все эти процедуры выполняются на основе методов, применяющихся в научных исследованиях. Важным элементом исследования является гипотеза. Гипотеза не должна быть очевидной. Например, утверждение «выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду» не является гипотезой. Гипотеза должна формулироваться как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе исследовательской работы. Пример: «Смывы с полей по сравнению с промышленными отходами города Y являются более значимыми в загрязнении реки X солями тяжелых металлов».

Итак, на основании указанных выше критериев на рассмотрение жюри секции были отобраны работы, имеющие исследовательский характер. Далее рассматривались следующие характеристики, которыми должна обладать исследовательская работа: наличие собственных данных, наличие сформулированных цели и задачи исследования, наличие рабочей гипотезы, оценка методик, применяемых авторами при проведении исследований, наличие выводов и заключения. Научная ценность работы, поступающей на нашу секцию, не имеет решающего значения при отборе тезисов. Актуальность темы исследования также не имеет принципиального значения. А вот соответствие выводов и заключения целям и задачам исследования является важным критерием отбора. Следует отметить, что цели и задачи — это не одно и то же. Цель исследования обычно состоит в определении, какие явления вы собираетесь изучать, а задачи показывают, что вы собираетесь делать для изучения данного исследования. На начальном этапе проведения исследовательской работы полезно после формулировки цели и изучения соответствующей литературы формулировать рабочую гипотезу. Для проверки гипотезы формулируются задачи. Далее представляются собственные результаты.

В разделе обсуждение результатов полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них, логично вытекать из результатов работы.

К сожалению, большинство представленных работ не отвечают предъявляемым требованиям. И причина не в том, что на рассмотрение принимаются тезисы. Конечно, тезисы надо учиться писать. Однако по рекомендациям написания научных статей тезисы рекомендуется писать после завершения описания исследовательской работы. Если работа задумана и выполнена по достаточно нехитрым правилам, изложенным выше, то сформулировать основные положения работы кратко, на одну страницу, уже не трудно. Большая часть рассмотренных тезисов производила впечатление, что они написаны до обдумывания результатов и описания работы в полнотекстовом объеме. Половина, а то и почти вся страница текста тезисов была посвящена описанию актуальности работы или ссылками на используемые источники. Возможно, какие-то работы, которые выполнялись учащимися долго и кропотливо, с интересом и настоящим исследовательским азартом, тем не менее, были отклонены жюри из-за ошибок в их изложении. Исследования в области биологии являются в какой-то степени самыми сложными из всех видов естественнонаучных исследований из-за сложности и многомерности изучаемых явлений и объектов, из-за необходимости использования методов математической статистики, физико-химических методов измерения параметров, анализа многофакторных данных и т.д. Современная биология — это междисциплинарная наука, а потому требования к точности изложения материала являются, возможно, и наиболее строгими.

В заключение хочется отметить, что основная задача проведения конкурса творческих исследовательских работ заключается именно в обучении учащихся и их руководителей правилам проведения исследований. Обмен опытом между учащимися и педагогами, приехавшими из разных регионов страны, — это не только эмоциональные впечатления из образа «людей посмотреть, себя показать», это также возможность научиться технике проведения исследований и анализу получаемых данных, технике исследовательского мышления. Для работы в жюри привлекаются ученые-исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова. Это дает возможность учиться непосредственно у людей, которые занимаются самой интересной в мире профессией создание новых научных знаний.

Перейти к содержимому