Наличие в СУНЦ МГУ двух потоков — химико-биологического и физико-математического — определяет необходимость по меньшей мере двух программ по химии, принципиально различающихся своими целями, наполнением и временем, выделяемым на их изучение.
На обоих потоках в 10 классе изучается органическая, а в 11 классе — общая и неорганическая химия. Такой порядок связан с вынужденным подстраиванием под программу средней школы, чтобы облегчить отчисляемым из СУНЦ адаптацию к программе обычной школы.
Лекции | Семинары | Практикумы | Всего | |
Количество часов |
Физико-математические классы |
|||
в неделю (1 семестр / 2 семестр) |
1 |
1 |
— |
2 |
Химические классы 10 |
||||
2 |
2 |
4 |
8 |
|
Химические классы 11 |
||||
2 |
6/2 |
0/4 |
8 |
|
Биологические классы 10 |
||||
2 |
4 |
0/4 |
6/10 |
|
Биологические классы 11 |
||||
2 |
4 |
0 |
6 |
Физико-математический поток
Цели преподавания химии:
- Развитие научного мировоззрения.
2 Обеспечение общекультурного минимума знаний по химии для адекватной ориентации в современном мире.
Курс предполагает 1 лекцию и 1 семинар в неделю. По лекционному материалу 1-2 четвертей 11 класса и 1-3 четвертей 10 класса созданы авторские пособия. На семинарах обсуждаются наиболее сложные разделы курса, для наглядности используются демонстрационные эксперименты и компьютерные презентации. С весеннего семестра 2008 года учащиеся 11-х физико-математических классов имеют возможность выполнять контрольные работы, пользуясь Интернетом. Для них созданы модули с гестами, презентациями, фотографиями и видеозаписями химических экспериментов. На каждом семинаре проводятся 10-минутные самостоятельные работы (имеется постоянно совершенствуемый комплект самостоятельных работ по всем темам, содержащий тестовые задания типа ЕГЭ, расчетные задачи и теоретические вопросы). Один раз в четверть проводится устный блиц-опрос по пройденным темам.
Эффективность использования перечисленных педагогических приемов и в особенности информационно-коммуникационных технологий (за эту работу се авторы получили диплом Выставки инновационных проектов 2008 года химфака МГУ) можно оценить
из отзывов выпускников, например:
«И вот, счастливый и пока жизнерадостный человек садится за парту, не ожидая никакого подвоха… И тут на него обрушивается страшный поток леденящих душу слов: радикал, полиморфизм, аллотропия, изоморфизм и др. В результате самое приятное, что человек может себе представить после всего этого, — это электрон, нервно вертящийся сам вокруг себя, одновременно трепыхаясь вокруг ядра атома, потому что какой-то нехороший дядя по фамилии Спин заставляет его это делать.»
«»И тут он ему и говорит: «А гони-ка ты мне свои электроны, мужик!». Это я помню. Но совершенно не помню, кто это говорил. То есть говорил это наш учитель химии, конечно, но вот кого он изображал… То ли это был водород, то ли литий, — не помню. И даже восстановить по тетрадкам не могу, потому что перед выпускным с упоением рвала все тетради. Но было смешно».
«Надо заметить, что наши учителя буквально выбивались из сил, стараясь сделать занятия интересными и запоминающимися. Но, может быть, взрослые люди просто забывают, как работает память ребенка. Возьмем для примера занятие, на котором нам показывали слайды с всякими умными вещами. Думаете, сейчас расскажу про те умные вещи, которые я запомнила? Ничего подобного! Запомнила только, что зачем-то нам в самом конце занятия показали видеозапись выстрела из ружья в замедленном варианте. Вот ружье я помню. Красивое… И дым потом… И фантазия сама сначала достраивает всё Бородино вокруг этого ружья, и ты уже видишь оборванные в клочья мундиры, шашки наголо, драгунов на красивых лошадях… А потом снова смотришь на экран, а там уже опять умные вещи показывают. И думаешь: «Ну их, этих французов!». И вместо них представляешь медведя, который умеет очень дружелюбно говорить «Превед!»».
Проблемы:
- Отсутствие у большинства учащихся мотивации к изучению химии.
- Отсутствие у большинства учащихся базового образования по химии при формально положительной оценке за 8-9 классы.
- Отсутствие у большинства учащихся навыков логического анализа, способностей к самостоятельной работе с пособиями, произвольности.
- Большинство учащихся не умеют считать устно в пределах 100, что не позволяет им выполнять простейшие оценочные расчеты при решении задач.
В течение последних нескольких лет наблюдается усугубление перечисленных проблем. Решение их в рамках 2 уроков по химии в неделю принципиально невозможно. Существующие консультации не решают проблемы отсутствия базовых знаний, т.к. при отсутствии мотивации учащиеся не заинтересованы повышать свои знания по химии.
преподавания химии:
- Формирование научного мировоззрения и понимания структуры, особенностей, подходов и методов химии как науки.
- Подготовка учащихся к вступительным экзаменам по химии в серьезные ВУЗы (например, МГУ).
Учебный план слегка отличается для химических и биологических классов. Например, у биологических классов предусмотрен практикум только по органической химии (для практического ознакомления с методами химического синтеза и исследования), тогда как химические классы проходят также практикум по аналитической химии (10 кл.) и неорганической химии (11 кл.). Наполнение курса химии для биологического класса учитывает специфику вступительного экзамена на биологические и медицинские специальности и предполагает особый акцент на изучении органической химии (количество часов в 10 классе у биологического класса больше, чем у химического, а в 11 классе ситуация обратная).
Самостоятельные работы, проводимые на каждом семинаре, рассчитаны на 30-80 минут и включают реальные задачи вступительных экзаменов разных лет. Проводятся также тесты типа ЕГЭ на 10-15 минут. В рамках семинаров в течение I семестра проводятся 3 коллоквиума по общей химии.
Практикумы предназначены для поддержки курсов органической и неорганической химии. Они включают знакомство с техникой химического эксперимента и свойствами реальных веществ.
В конце каждого года проводится письменный экзамен, моделирующий условия вступительного экзамена в ВУЗ.
Проблемы:
- Постепенное снижение базовых знаний по химии.
- Сильная загруженность практикумов химфака МГУ и, как следствие, нежелание их руководства обеспечивать практикумами учащихся СУНЦ, при отсутствии собственной материальной базы для проведения практикумов.
- Отсутствие у большинства учащихся навыков логического анализа, способностей к самостоятельной работе с пособиями, произвольности.
Снижение начального уровня знаний у профильных классов приводит к тому, что часть учебного времени тратится на ликвидацию безграмотности вместо углубленного изучения химии. Вследствие этого, при наличии и хроническом усугублении проблемы №3, снижается и уровень знаний выпускников.
А вот чем запомнились наши практикумы выпускникам химического класса 2008 года:
«Если говорить о лабораторных работах, то я запомнила только бонусную, которую нам дали исключительно для того, чтобы простимулировать наш интерес к химии. Называлась она «чай с сахаром». Из оборудования был и черный чай, сахар-песок, плюшки и кипяток. Как ни странно, эта работа каким-то образом действительно соотносилась с химией. Какие были вопросы, я не могу точно сказать, но помню, что в одном из ответов я написала, что если не буду часто бегать по стадиону, то стану толстой и безобразной. Оценкой моего гениального ответа послужил смайлик. …
Практикум по химии, на котором я решила понюхать хлор, надолго отбил у меня нюх, после чего я некоторое время даже могла заходить в комнату к парням из нашего класса без предварительного вопроса о том, когда они устраивали последнюю стирку. В общем, химии я могу быть только благодарна».
Очень многие почему-то считают, что СУНЦ нужен, прежде всего, для поступления в МГУ, а химический класс — для поступления на химфак и ФНМ. Однако поступить сейчас вполне можно и без двух лет в нашей замечательной школе. А вот что думает о своей учебе студент ка-х имик:
«А на занятиях по химии необходимо больше надзора и контроля. И вообще, по моему мнению, надо было не давать нам столько свободы, нужно было любить нас меньше, а то выходит, что в СУНЦе мы все такие хорошие, любимые и особенные, а теперь как все, если не хуже. И странно, почему если человек не выходит из комнаты, сидя за книжками целыми днями, его считают ботаном? А еще я училась в СУНЦе лучше многих, но при этом была уверена, что меня непременно должны отчислить».
«Я поняла, что жизнь в СУНЦе перевернула всё мое мировоззрение и отношение к жизни в целом. Я не знаю, хуже это или лучше. Я теперь просто стала мыслить по-другому. СУНЦ был в моей жизни и иначе быть просто не могло.
И еще — мне кажется, что химфак это совершенно не мое…. Нет, всё интересно, всё здорово, но так выносить свой мозг всякой математикой… Я себя просто насилую, я больше так не могу».
Тем не менее, что-то положительное у «химиков на букву «Л»
есть:
«Креативные и доброжелательные способы преподавания это, безусловно, хорошо. Но вот только теперь я помню не химию, а своих учителей, не формулы и реакции, а учительские улыбки. …
Уроки химии продлили мою жизнь на долгие годы. Учителя химии объяснили мне, почему употребление алкоголя приводит к неизбежному сушняку. Контрольные и экзамены по химии отняли со счета моего телефона многие сотни рублей на смс тем, кому посчастливилось вынести с уроков больше, чем мне. Коллоквиумы по химии научили меня великой мудрости: не иди сдавать коллоквиум к преподавателю, написавшему методичку, по которой вы занимаетесь, но которую ты так и не открыл».
«Когда я поступала в химический класс, я знала, что «химия» это что-то про волосы. Откровенно признаться, я и сейчас, по прошествии двух лет, знаю не больше. Но! За эти два года меня научили тому, чему мало кто может научить: меня научили ЛЮБИТЬ ХИМИЮ. А это самое главное».