skip to Main Content

1963-1973

Открытие школы

23 августа 1963 года по инициативе И. Г. Петровского, А. Н. Колмогорова, И. К. Кикоина принято Постановление Совета Министров о создании школ-интернатов при университетах городов Москвы и Новосибирска. 2 декабря 1963 года открыта ФМШ-интернат №18 при МГУ и создан попечительский совет под руководством А.Н. Колмогорова. В 1964 году приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР утверждены «Положение о специализированной школе-интернате при государственном университете» и «Правила приёма в специализированную школу-интернат при государственном университете».

Первый выпуск

Первый выпуск школы в 1964 году состоял из 19 учеников, которые учились 7 месяцев и поступили: 14 человек на мехмат, 1 – на физфак и 4 – в МФТИ. Двое окончили школу с золотой медалью и четверо – с серебряной.

Летние школы

В 1964 году в Красновидово под Москвой проходит первая летняя физико-математическая школа. В ней участвует 46 человек, 19 из которых составили первый класс, а затем и первый выпуск школы. В 1971 г. летняя школа проводилась в Пущино. А.Н. Колмогоров читал лекции и принял участие в эстафете, проведенной в один из последних дней летней школы.

Самоуправление

В 1965 году появляется совещательный орган, хорошо знакомый нам Совет интерната, и cтенгазета “Говорит интернат”. До 1966 г. секретари комсомольской организации школы выбирались демократическим голосованием из числа учащихся школы с предвыборной борьбой.

ЕЖИ

В 1966 году школа расширяется, состоялось два выпуска из ФМШ (зимний и летний).

В летней школе уже 186 человек и впервые выпускается одногодичный поток.

Учеба

В 1964 году в честь 1-й годовщины школы была проведена олимпиада для 9, 10 и 11 классов. В 1967 году в ФМШ перестали принимать детей из крупных университетских городов, считая, что у них имеются достаточные возможности для получения хорошего образования.

В 1968 году в Москве прошла 10-я Международная математическая олимпиада с участием 12 стран. Олимпиада проводилась непосредственно в ФМШ №18 при МГУ, в ней участвовало множество тогдашних учеников, было завоевано 2 золотые медали.

В 1969 году учащиеся и выпускники школы открыли Заочную математическую школу для восьмиклассников (работала до 1974 г.).

Традиции

В 1972 году впервые проходит посвящение в ФМШата. В школе проводится всем известная зарядка. Появляется ежегодный чемпионат по различным видам спорта. В 1972-73 учебном году был организован первый чемпионат ФМШ по футболу с участием команд классов и одной команды учителей.

Творчество

Андрей Николаевич Колмогоров проводил в ФМШ беседы о науке, о музыке, о живописи и архитектуре. Сам подбирал альбомы, пластинки и приносил их в школу. Любил ходить со школьниками в различные походы по Подмосковью. На трёхлетие Интерната Ю.Ким написал и поставил спектакль «Ходят слухи». «Артистами были ученики интерната. Среди зрителей были А.Н.Колмогоров и И.Г.Петровский. В течение 1967 года в школе работала мастерская художника Д. И. Гордеева (преп. математики).

 

1973-1983

Учеба

В 1973 году прошел первый матбой (КВН). В 1973 году среди выпускников ФМШ появился первый доктор наук  — математик Ю. В. Матитясевич. В 1973 году впервые  набирается  трехгодичный класс. После двух лет работы с учениками стало ясно, что 14–15 летние подростки плохо адаптируются к жизни в общежитии. С 1975 г. набор на трехгодичное обучение прекратили. Летняя школа в 1975 году впервые была проведена в Москве (в ФМШ). В 1976 году было образовано НОУ (научное общество учащихся).

Самоуправление

В 1974 году вышел первый номер стенгазеты «Физико-математический вестник». В 1975 году формируется оперативный комсомольский отряд (ОКО). Первый выпуск радиогазеты.

Спорт

В 1982 году в школе создается Клуб водного туризма (рук. Б. А. Штыканов)

Творчество

В 1976 году состоялся первый математический КВН. В школе прошел концерт Юлия Кима. В 1978 году создается музей ФМШ, появились первые экспонаты. Проводятся школьные музыкальные вечера (преп. математики Пахомов В.Ф.).

 

1983-1993

Новые кафедры и классы

В 1986 году набирается класс информатики 9 «И». В 1989 году появилась кафедра математики, в 1990 году — кафедры физики и гуманитарных дисциплин, лаборатории химии и информатики, в 1992 году — кафедра информатики. В 1993 году создается  химико-биологический класс.

Компьютеризация

1986 год – начало компьютеризации ФМШ (микрокалькуляторы МК-54, затем машины ДВК-2М). Закуплен класс французских компьютеров. В 1990 году открываются компьютерные классы на базе современных ПК.

Самоуправление

В 1987 г. на основе всеобщего прямого тайного голосования прошли выборы председателя Совета Интерната.

Учеба

В 1986 впервые состоялась Всесоюзная физико-математическая конференция НОУ. В 1988 — 1992 годах проводятся поездки по обмену с колледжем «Choate Rosmary Hall» (США, штат Коннектикут). 1993-1995 гг проводятся поездки по обмену с математической гимназией г. Белграда. В 1990 г проведен первый набор школьников из Москвы. В течение ряда лет (1992-1997) набирались учащиеся в классы математической экономики – состоялось пять выпусков. С 1998 г. от специализации отказались.

Творчество

В 1985 году проходит первый общешкольный КВН «Запад»-«Восток». В 1993  году готовится  сборник школьного фольклора к 30-летию ФМШ. В  журнале, посвященном 30-летию школы, впервые приведен список всех преподавателей ФМШ.

Создание СУНЦ МГУ

В 1988 году в честь 25-летия школе присвоено имя А.Н.Колмогорова. По решению Правительства в результате успешной деятельности школы  на ее базе создан Специализированный учебно–научный центр (СУНЦ МГУ).

Еще ближе к МГУ

В 1988 году проходит первый пробный письменный экзамен на мехмат МГУ. В 1989 году выпускники школы поступают в МГУ по рекомендации педсовета.

 

1993-2003

Новая кафедра

В 1994 году появляется кафедра химии.

Учеба

В 1999 году СУНЦ МГУ провел XXI Всероссийский турнир юных физиков.

В 2001 году состоялась первая конференция школьников «Колмогоровские чтения» посвященная 98-летию со дня рождения А. Н. Колмогорова. Ученики школы завоевали золотые медали на Международных олимпиадах по физике и информатике и на международном смотре научно-технического творчества молодёжи. Летом 2001 г. проведена профильная школа по информатике. В 2002 г. состоялся двухсторонний обмен с лицеем №1 г.Барановичи (Беларусь).

Творчество

В 1995 году выходит сборник школьного фольклора «Есть ФМШ». Через год записана аудиокассета со школьными песнями. В сети Интернет появляется сайт выпускников.  В 1997 году вышел сборник школьного фольклора «Три кубика».

В 1990 — 2003 гг осуществлена масштабная реконструкция учебных и жилых корпусов СУНЦ.

 

2003-2013

Новые кафедры и классы

В 2003 году создан биологический класс, а в 2006 г. в СУНЦ МГУ создана кафедра биологии. В 2003 году появилась также Лаборатория научного творчества.

Наука и учеба

В 2003 году школу посетила делегация учителей математики из Финляндии. С 2006 года в СУНЦ МГУ можно поступить по результатам конкурса «Покори Воробьевы горы». В 2008 году школа впервые приняла участие в III Фестивале науки.

Положение о СУНЦ

В 2010 году утверждено «Положение о специализированном учебно-научном центре (факультете) – школе-интернате им. А.Н. Колмогорова при МГУ», согласно которому школа преобразована в специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля с одногодичным и двухгодичным сроком обучения.

Ученый Совет

В 2012 году утверждён состав Учёного совета СУНЦ под председательством член-корр. РАН Ю.В. Нестеренко, профессора механико-математического факультета.

Творчество

В 2003 году проходит цикл вечеров «Культура России глазами современника», посвящённый 100-летию со дня рождения академика А.Н.Колмогорова. В школе ставятся различные спектакли и мюзиклы.  7 декабря 2013 года прошло празднование 50-летнего юбилея школы.

Школа сегодня

Сейчас  СУНЦ МГУ — это одна из лучших школ в России. В школе-интернате есть пять специализаций: математика, физика, химия, биология и информатика. В ней учится более 300 школьников из разных регионов страны, работает более 90 учителей, все они являются преподавателями МГУ. Основной принцип системы образования СУНЦ ‒ сочетание традиций фундаментального образования с развитием способностей и научных интересов каждого учащегося.

На предыдущую страницу

Перейти к содержимому