skip to Main Content

Как начинался Ваш трудовой путь в нашей школе?

Будучи в аспирантуре в Москве, я работала в школе при Академии Пед Наук и там проводила эксперимент. Было очень весело и интересно – от 5-ых до 10-ых классов. Географический круговорот – 24 часа в неделю. А дома двое маленьких – мальчик и девочка. Им нужна мама. Ищем школу, где было бы поменьше часов преподавания. И вот удача: выясняется, что есть такая школа при университете (живем в доме при МГУ, все друзья и их дети, детсад – все МГУ), где требуется преподаватель географии, но нет желающих, так как там только 5 часов нагрузки (5 классов девятых А, Б, В, Г, Д, и только позже появились И, Л). Дрожала как осиновый лист. Такая школа! Единственная в стране! С мужем за ручку пришла. А опыт работы был уже более 10 лет, даже звание «учитель-методист» и аспирантура по методике преподавания. Но было «страшно – аж жуть»! К директору просьба: хочу сходить на урок, проверить, достойна ли я этой школы, смогу ли? Обратно бежала по лестнице вприпрыжку. «Ой, какие же хорошие ребята! Как же можно с ними работать!» У них уроки географии вела прекрасный преподаватель биологии. Но география – это же ГЕОГРАФИЯ!

«И завертело, закружило…» — уроки, затем классное руководство, затем воспитатель, завуч по воспитательной работе, «экскурсовод», организатор «летнего трудового лагеря» у моря, поездок в Италию, Францию, Ленинград, Смоленск, Владимир, Бородино и т.д. И географии стало по 2 часа в неделю в каждом классе, и переполненный желающими пообщаться спецкурс как продолжение уроков, и праздники, конкурсы, КВН, Советы интерната, Комитеты комсомола, прием генуборок, ежепятничные приглашения гостей – ученых, артистов, оркестров, чтецов, международников, художников, «скачки» по субботам… И дом, и дети, которые маму так и не видели. И это не для красного словца, а действительно так и было.

Что особенно интересного запомнилось Вам за время работы в Интернате?

Запомнился мне один эпизод. Приведу его как пример принципиальности подбора учащихся в нашу школу. Из Минска позвонила мне учительница (познакомились мы с ней на какой-то конференции) и попросила узнать, поступил ли к нам ученик из ее школы –  уже конец июня, а они не знают ситуации. Поднялась я в 38 кабинет. Там шумно (может, больше тогда математиков было). Я вползаю и спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, …» Мне не дают договорить и просят «выйти вон». Через несколько минут выходит Таня Трушанина (она в моем классе математику вела, а я в ее – географию) и говорит:

– Ты что, с ума сошла?! Его вычеркнули из списков!

– Почему?

– Расценили как знакомство!

– Но я ведь его совсем не знаю!..

Вот так было!..

Вообще, думаю, вам будет интересно узнать, как жилось интернатовцам в 80-е годы прошлого века. Думаю, что нынешним можно все же и позавидовать тем давним. Да, в завтрак – каша, масло и стакан молока, нет вторых завтраков, нет под сон грядущий кефира–ряженки и обеда из 4 блюд. В комнатах жили минимально по 8 человек, а где и 10-12; хорошо еще, если в ней все — одноклассники!!! Но ежевечерне происходили потрясающие события: то А.А.Земляков в актовом зале горячо обсуждает какие-то проблемы математики, там споры, дискуссии; то при свечах В.Ф.Пахомов читает «Мастера и Маргариту», которую просто невозможно было приобрести; а в классе с А.Я.Ливергантом слушают «Страсти по Матфею» И.Баха, и на экран проецируются кадры перевода на русский язык этого великолепного произведения; В.Н.Дубровский рассказывает о джазе; В.С.Лысенко, преподаватель английского языка, ведет беседы по проблемам психологии; я «развлекаю» непутевыми заметками по странам и континентам.

В школе было два технически оборудованных кабинета литературы, созданных В.С.Лагутенко и Г.В.Белоцкой с ребятами, их силами собрана богатейшая фонотека радиозаписей, пластинок. На стенах портреты, стенды с иллюстрациями различных произведений русской и зарубежной литературы. С.М.Ойшпиц силами учащихся ставит пьесы. Н.М.Бовт помогает организовывать экскурсии в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей. Под ее руководством группа ребят создает «живые картины», восторг от которых позволял нам иметь лучших экскурсоводов музея (многие запомнили, наверное, картину В.Серова «Девочка с персиками» в исполнении Игоря Макарова). Помню очереди, в которых мы стояли с 6 утра, чтобы купить абонементы на лекции в этих музеях, и толпы наших ребят, стоящих в длиннющих очередях на всевозможные выставки. Наш Актовый зал – место встреч, спектаклей, конкурсов. Мне удавалось договариваться с театрами-студиями, и они здесь ставили свои спектакли («Собачье сердце», «Дорогая Вера Сергеевна»). А вот Сережа Неделько неоднократно привозил сюда Студию бальных танцев, победителей конкурса. Яркие костюмы, улыбки, движения – восторг!!! Ежемесячно к нам в школу приезжал оркестр филармонии или известные певцы, поэты, знаменитейшие чтецы страны. Ю.Ким, Ю.Визбор, А.Суханов, С. и Т. Никитины, А.Иващенко и Г.Васильев были частыми гостями в нашей школе. «Иваси» помогли поставить теневой спектакль «Принцесса на горошине» (в прошлом году по инициативе Юрия Евгеньевича Егорова его восстановили ученики школы, режиссер – Анна Павловна Быстрова, муз.руководитель – Валерий Валерианович Никитин, – прим.ред.) Восторг от спектакля не описать!

Я обожала наших молодых артистов и их корифея Игоря Коровина, который «озвучивал» этот спектакль, бегала с ними от одного конкурса самодеятельности к другому. В книге «Есть ФМШ!» собран интернатовский фольклор, там часто фигурирует класс «И» (Еще бы! Из этого-то класса вышел/вошел все тот же Коровин – артист театра и кино. Да, классы у нас были от «А» до «И» («Играй и пой десятый «И»…») – не только ЕЖи, но и ЕЖИКи!

Наши ребята участвовали в съемках фильмов «Борис Годунов», «Красная палатка», телепередачах, например, Познера (он даже писал благодарность директору школы, удивленный нашими познаниями и суждениями).

Что меня особенно поразило в этой школе – это отношение к учебе. Преподаватели-предметники, воспитатели — все обязательно имели ночное дежурство, и «главной задачей» было отыскать ночью отсутствующих в комнатах. Где только они не прятались — эти читающие, считающие, мечтающие, с учебниками, книжками, свечками!.. Под партами и за шторой, на подоконнике, на антресолях, на чердаке школы… Наша библиотека была всем библиотекам на зависть – Московский университет оснастил ее с любовью. Самое святое, достопочтимое место – очередь стояла задолго до ее открытия.

Несколько слов еще об одном из мероприятий – комсомольские собрания: классные и общешкольные. В актовый зал вход только по комсомольским билетам. Решаются там проблемы классов, школы, страны, свое участие в них, подведение различных итогов. У меня сохранился протокол одного из собраний по «Ленинскому зачету» и несколько комплексных планов. В школе (кроме Совета Интерната) был Комитет Комсомола с очень серьезным отношением к делу. Бывшие секретари Комитета – Русаков Саша, Вавилов Валера, Сергеев Сережа – они и сейчас в Интернате, так как школа, ее проблемы глубоко вошли в их жизнь.

Нельзя не сказать о спорте. Штыканов Б.А. и Буц Л.К. творили спортивные чудеса: столько игр, побед в городе – можно было подумать, что наша школа совсем не физико-математическая! А как любили ребята походы! Весной вся школа – и ученики, и преподаватели – уходили в поход на несколько дней. Уже с начала года ребята были в ожидании «Звездочки»: спортивные состязания, интеллектуальные конкурсы, игры… Интересно, что в электричках в походы мы ездили бесплатно как дети деревни Давыдково, о чем долго свидетельствовал штамп школы – «Школа – интернат №18, д. Давыдково» (для школьников из деревень проезд был бесплатным). И некоторые долго злоупотребляли этим правом. Приятно отметить, что эта традиция поддерживается и в настоящее время. Сергеев С.Н. с группой ребят выезжает в многодневный поход на байдарках, после последнего звонка классы уходят в однодневные походы со своими преподавателями.

Можете ли вы представить нашу школу без ограждения? Мимо школы, по школьному стадиону ходили местные жители, в нашем прекрасном яблоневом саду , в березовой рощице (между корпусами) прогуливали собак, на стадионе шли разборки между нашими и местными… Так было! Сколько нервов и труда затратила администрация школы, чтобы оградить и облагородить нашу территорию! Мне казалось, что это осуществить просто невозможно! А нынешним детям XXI столетия кажется, что так и было всегда. (Можно позагорать, посидеть на красивых скамеечках и никто с дубинами и камнями не нарушит покой).

Любимые праздники?

Конечно, День Рождения школы! Особенно, когда этот праздник проходил в Актовом зале МГУ! Директор школы объявляет год выпуска, и в разных концах зала встают бородатые выпускники, приветливо машут друг другу рукой. А в холле собираются группки разных поколений, радуясь встрече. А мы, интернатовцы, стараемся поразить их своими успехами, творчеством, выставками и т.п.

Конечно, День посвящения! Трудно пересказать, что происходило в этот день, скорее – ночь!!! Из года в год потрясающие спектакли. Преподаватели, СУПЕРа всегда стояли в актовом зале в ожидании очередного ежегодного чуда (помню «Ангелов-хранителей», стоящих вдоль всего маршрута посвящающихся и их великолепный спектакль (инициатор Р. С. Раскутина), но чаще – спектакли из жизни и взаимоотношений в этом едином дружном коллективе учеников и преподавателей, о любви к школе. И как только они не изображали нас, любимых!

«Праздник строя и песни». Оркестр, знамена из школы ФСБ, где хорошо зарекомендовали себя наши выпускники: чистые, аккуратные, в белых рубашках, с серебряными пуговками, подстриженные – один лучше другого на марше! Бросают «гранаты», ставят палатки; эстафета – девочки бегут с «ранеными» завязанными-перевязанными на носилках… Где больше дружбы, те и побеждают.

Новый Год. Нынешние интернатовцы даже не представляют себе, что встреча Нового Года проходила в самом интернате, так как каникулы совпадали со студенческими, то-есть с 25 января по 6-7 февраля (вот и мой отсчет работы в интернате начинается с 6 февраля). Директор школы, воспитатели и некоторые преподаватели в новогоднюю ночь были вместе с учащимися.

Как великолепно проходит наш праздник Масленица! Участвуют все, сотрудники с детьми! В фойе школы столы заставлены изделиями художественных промыслов, собранных из домов сотрудников, на стенах вышивка, огромное количество забавных плакатов, во дворе ледяные горки, горячие пироги, чай, морс, ряженые с песнями, балалайками, играет гармонь, пляски, частушки, лазание по столбу за призом, спортивные игры, а в заключение — сожжение соломенной Масленицы!

 

 

 

 

 

 

Помню и люблю всех вас – и кого баловала, и кого обижала!

Валерий Никитин, 21«В»

Досье

Квалификационная категория: высшая

Государственные и отраслевые награды:  медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»  (1970), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), Почетные Грамоты Совета Министров БССР, ЦК ВЛКСМ, Почетные Грамоты III Всесоюзных педагогических чтений, Министерства просвещения СССР, Москорисполкома, МГУ, нагрудный знак министерства образования России «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2003), юбилейный нагрудный знак МГУ «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова» (2004).

Общий стаж работы: 50 лет

Стаж работы в данном коллективе: 35лет

В созвездии Козерога зарегистрирована звезда Локшиной:

Указаны градусы, присвоение имени и регистрация:

Перейти к содержимому