skip to Main Content

скачанные файлы

 Аппетит приходит во время еды,
                                                                           а интерес приходит во время работы.

В СУНЦ МГУ (а тогда школа-интернат № 18) я попала в то время, когда еще не остыл энтузиазм, сопровождавший появление этого учебного заведения.

Любое принципиально новое начинание осуществляется коллективом энтузиастов, привлеченных идеями, созвучными их восприятию жизни. Это состояние энтузиазма является довольно неустойчивым. Со временем под влиянием внешних неблагоприятных факторов волна энтузиазма спадает, коллектив понемногу распадается, и даже само это начинание может исчезнуть. Если же исчезновения  не происходит, все переходит в некое стационарное состояние. В таком состоянии остаются идеи, вызвавшие к жизни это начинание, но методы претворения их в жизнь формализуются, цели размываются, дух энтузиазма исчезает. Однако остается заложенный ранее фундамент, обеспечивающий достойное существование, и хорошая репутация в общественном мнении.

Рассказывая о себе на этой страничке, буду говорить о тех моментах в жизни школы, в которых я принимала непосредственное участие.

В области общественно-культурной жизни хочу упомянуть организацию двух общешкольных вечеров – «Звезды зовут» и «Физики и лирики»,  выпуск общешкольной газеты «Физики – фронту» к 40-летию победы, выпуск регулярной общешкольной газеты «Физ-мат. вестник», вечера, посвященные великим физикам. Все это осуществлялось при деятельном участии школьников и преподавателей разных дисциплин.

В течение семи лет я организовывала обмен группами школьников между нашей школой и аналогичным учебным заведением (Sixth Form College) в Кембридже (Англия). Те, кто участвовал в этих обменах, сохранили о них самые хорошие впечатления.

С первых лет существования нашей школы в ней традиционно проводились так называемые физбои и матбои, всегда вызывающие большой интерес. В 1979 г. в стенах нашей школы было предложено провести физбой с участием нескольких московских школ физмат профиля. На следующий год такой физбой с большим успехом был проведен во время Праздника юных физиков в ФИАНе, и тогда стало понятно, что родилось совершенно новое начинание, которое получило название Турнир юных физиков (ТЮФ).

Будучи сначала московским мероприятием, турнир стал привлекать команды из других городов, и в 1987 г. был проведен Первый международный ТЮФ, а с 1994 г. МТЮФ проходит в разных странах.

Команда нашей школы участвовала во многих Международных Турнирах и нередко была в числе победителей.

И хотя ТЮФ как начинание не избежал описанных мной  стадий, сейчас уже можно с уверенностью сказать, что Турнир занял свое место в системе современного физического образования. Международная комиссия по физическому образованию присвоила ему медаль c формулировкой: «в признание исключительной работы, которую МТЮФ проводит много лет, и заслуженного особого отношения к нему учителей физики по всему миру».

Наша школа может гордиться тем, что в ее стенах родился Турнир юных физиков, а я горжусь тем, что в течение многих лет входила в число организаторов этого мероприятия, как внутри страны, так и за рубежом.

Теперь об основной деятельности – преподавании. Попав в школу, я открыла для себя привлекательность преподавательской деятельности, которая содержит в себе и творческие элементы, и возможности для личностного роста. Как ни странно, но эта работа не надоедает. В чем-то она сродни актерской профессии, только актер выходит на сцену в своей роли в одной и той же пьесе, а здесь роль остается, но обстоятельства и действующие лица год от года меняются.

Одним из моих любимых изречений является следующее: «образование – это то, что остается, когда человек забывает всё, чему его учили». В этом парадоксальном, на первый взгляд, утверждении содержится глубокий смысл – целью образования не является простое накопление знаний. Важным является процесс осмысления получаемых знаний, в результате которого качественно меняется само мышление человека.

И хотя природа знаний, получаемых в процессе образования, не очень важна для формирования процесса мышления, физика играет здесь особую роль. Сами того не замечая, даже при решении не очень сложной физической задачи ученики должны выполнить много мыслительных действий. Необходимо перевести бытовой язык условия на язык физических понятий, отдавать себе отчет, что физическая модель не отражает все черты явления, понять, чем можно, а чем нельзя пренебречь, сформулировать идею решения, выбрать нужные законы и применить их должным образом, преодолеть математические трудности преобразований, и, получив ответ, проанализировать его. Проделывая всю эту работу изо дня в день, человек становится способным к решению не только физических проблем, но и многих других.

Но, конечно, в самом процессе образования очень важную роль играют фактические знания. Для того чтобы обдумывать какую-либо проблему, необходимо оперировать нужными знаниями, но для этого они должны быть в голове, а не в смартфоне.

Что касается физических знаний, то необходимо понимать, что основой научных физических представлений является эксперимент. Мало знать физические законы, необходимо представлять себе, какие явления изучались в процессе установления этих законов. Очень полезно читать литературу о великих физических открытиях, понимать атмосферу, в которой они совершались. Не зря в физике присутствуют такие термины как «революция в физике», «драма идей», «ультрафиолетовая катастрофа», «демон Максвелла» и другие.

На занятиях  я стараюсь добиться от своих учеников осмысленного подхода к решению задач, чтобы ответ не начинался словами: «есть формула…». Первый вопрос, который я всегда задаю: «В чем идея решения задачи?». Научить думать нельзя, но можно помочь человеку научиться думать.

Еще одним важным моментом в преподавании физики я вижу использование того оборудования, которое есть в нашем физическом кабинете. Начиная от простой наклонной плоскости и вплоть до интерференции звуковых или световых волн – все это можно увидеть в реальности на уроке.

Чтобы расширить кругозор своих учеников, в разные годы я вела спецкурсы «Дополнительные главы физики», «Астрофизика», «Специальная теория относительности».

Несколько лет я участвовала в подготовке  и сопровождении олимпиадной команды нашей школы на Всесоюзных олимпиадах по физике.

Для совершенствования учебного процесса мною написано много методических пособий по физическому практикуму, составлены тесты по всем разделам физики, составлен «Сборник задач по физике» в 7 частях.

В настоящее время, помимо преподавания основного курса  физики в физмат потоке, я веду спецкурс «Физика для любознательных», в программе которого предполагается обсуждение некоторых теоретических вопросов, решение задач повышенной сложности  (олимпиады «Ломоносов», «Шаг в будущее», и др.), а также разбор заданий ЕГЭ.

Многие из моих выпускников посвятили себя занятиям наукой и достигли больших успехов в своей работе. Среди выпускников последнего десятилетия много тех, кто успешно работает заграницей, и я знаю об этом из общения с ними в соцсетях. Нередко мои ученики становились победителями и призерами физических олимпиад («Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», региональный этап Всероссийской олимпиады). Подавляющее большинство моих учеников успешно сдают ЕГЭ по физике и получают высокие баллы, которые позволяют им поступить в тот ВУЗ, который они выбрали.

Но главным результатом своей работы я считаю тот рост, который происходит в интеллектуальном и духовном развитии моих учеников за время их нахождения в нашей школе.

Краткая биографическая справка: Закончила физфак МГУ, аспирантуру ИХФ АН СССР,  работаю в школе Колмогорова более 40 лет, имею многочисленные награды, в том числе звание «Заслуженный преподаватель МГУ».

Перейти к содержимому