В.В. Вавилов
В сентябре 1971 года в Венгрии на Международном конгрессе но проблемам преподавания физики в средней школе выдающийся ученый современности, лауреат Нобелевской премии, академик Петр Леонидович Капица выступил с докладом «Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи» [1], в котором он высказал некоторые критические замечания о специализированных школах. В частности. он писал:»…Школы, созданные для избранной, одаренной молодежи в области математики, физики, химии, биологии, оказываются даже вредными Вред их заключается в следующем. Если талантливого школьника изъять из школы, то это ее как бы обескровливает и сильно сказывается на уровне всей школы. Это объясняется тем. что способный товарищ может уделять своим одноклассникам гораздо больше времени, чем учитель, и взаимная помощь между ними налаживается проще и теснее. Талантливые школьники часто играют большую роль, чем учителя, для обучения своих товарищей. Но этого мало.
Хорошо известно, что в процессе обучения сам обучающий учится. Чтобы объяснить товарищу теорему, надо хорошо ее самому понять, и в процессе объяснения лучше всего выявляется своя собственная неполнота понимания. Таким образом, талантливым школьникам для своего умственного роста нужны товарищи, с которыми они могли бы заниматься. В школе для талантливой молодежи такого взаимного обучения обычно не возникает, и это сказывается на эффективном развитии способностей» Отметим, что статья касалась более широкого круга вопросов воспитания молодежи, а приведенное выше замечание о спецшколах дальнейшего развития не нашло.
Мнение о том, что не следует удалять способных учащихся из общеобразовательной школы , так как этим школа лишается детей, которые оказывают плодотворное влияние на средних учеников довольно резкой критике еще в 1911 году подвергал В П. Кащенко [2] в своем выступлении на Первом всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в С.- Петербурге. В то время этот вопрос был актуален еще и потому, что в 1910 году при Ломоносовском обществе и Москве ( это общество возникло в начале XX века для выявления особо одаренных детей крестьян, ремесленников и рабочих и создания для них условий для развития талантов и получения соответствующего образования) открылся интернат ( квартира для 7-8 учеников) для обучения выявленных талантливых детей и общество обеспечивало их довольно высокой стипендией. В частности, В.П.Кащенко писал: «3а что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использование неразвернувшихся дарований на пользу процветания среднего индивида. Можете чем хотите поднимать дух соревнования в классе, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарований, которым вы должны дать возможность развернуться во всю ширину и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву…»
Немного далее, он же пишет. «Человечество движется вперед благодаря избранным» — говорит Д. Бине ( французский психолог- экспериментатор), поэтому для общества выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом; ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть».
И наконец, в этом же докладе В.П.Кащенко, в его заключительной части, содержатся следующие слова, которые были очень близки организаторам нашей школы: «Как должна быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделить их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план — эти вопросы считаю существенно важными .; важно принципиально осознать необходимость такой дифференцировки и создания специально организованных школ; техническая же разработка, я сказал бы, дело времени».
После публикации своей статьи, П.Л. Капица направил ее копию А.Н.Колмогорову, и адресат был выбран, конечно, далеко не случайно. К этому времени академик Андрей Николаевич Колмогоров имел огромный опыт работы со школьниками и учителями математики средних школ: он стоял у истоков организации математических олимпиад школьников в пашей стране, читал много лекций для учащихся и учителей, написал (совместно с П.С. Александровым) учебник но алгебре для массовой школы, опубликовал в журнале «Математика в школе» много статей методического характера, являлся инициатором и самым активным руководителем реформы математического образования в средней школе ч т.д. 2 декабря 1963 года но его инициативе совместно с академиком И.К.Кикоиным и яри активном участи академиков П.С. Александрова, Б.В.Гнеденко и И.Г.Петровского при Московском университете была организована специализированная школа- интернат (имевшая №18 в Московской нумерации) физико-математического профиля, которая, к обсуждаемому П Л. Kaпицей моменту времени, имела уже восьмилетний опыт работы. В то время А.Н Колмогоров огромное количество времени проводил в стенах школы-интерната и активно занимался всеми проблемами, связанными с ее становлением и развитием. Письмо со своим мнением Л.Н.Колмогоров направил П.Л.Капице 5 ноября 1971 года и затем позднее оно было опубликовано в [3] вместе с другими откликами на статью П.Л.Капицы.
А.Н.Колмогоров пишет: «…Я руковожу физико-математическим интернатом при МГУ. Таких интернатов пока немного. Четыре (Москва, Ленинград, Новосибирск и Киев) существуют на основе специального постановления правительства. .. Школы эти. несомненно, сейчас полезны. Наша московская школа не имеет ни одного ученика из жителей Москвы и в принципе не принимает детей жителей университетских городов .. Мы считаем, что университеты должны сами заботиться о вовлечении в научную, творческую атмосферу старших школьников своего города.
В области математики успех школы несомненен…. Не аргументируя подробно, скажу, что около половины хороших научных работ, выполненных студентами и аспирантами математики в МГУ, принадлежит бывшим нашим выпускникам. Если же говорить просто о приеме в аспирантуру, то среди принимаемых в аспирантуру немосквичей бывшие наши выпускники составляют заметное большинство.
Сейчас для способного подростка в университетском городе имеется возможность оставаться в своей обычной школе и посещать специальные занятия (кружки, вечернюю школу), организуемые в университете. Но наши ученики, как правило, попадают к нам из таких мест, где их быстрый рост был бы крайне затруднен или невозможен.» Задача специальных школ — изучать и разрабатывать передовые методы обучения и воспитания. Спецшколы должны иметь хорошо подобранные кадры преподавателей и образцовую организацию. Конечно, такие школы не могут охватывать обучение по всем областям знания и должны быть специализированы по отдельным дисциплинам, как математика, физика, биология И пр.
Тут мы, по-видимому, несколько расходимся с Вами во взглядах. В Вашем письме, характеризуя деятельность Ваших школ, Вы определяете их значимость по научным успехам Ваших питомцев. Это, конечно, показывает, что Ваши методы преподавания математики действительно являются более совершенными. По Вы не говорите о том, что Вы предпринимаете, чтобы эгн методы обучения распространялись более широко, И как они влияют на качс ство преподавания математики в обычных школах. Я считаю, что повышение уровня преподавания в стране в широких масштабах и должно быть основной задачей спецшкол. Если это так. то из этого следует, что характер организации этих школ, отбор преподавателей и учеников должен быть согласован с этой задачей.
Спецшколы по основным отраслям знания, задачи которых — разрабатывать и внедрять наиболее передовые методы преподавания в масштабе всей страны, всегда будут нужны… Очень ценно, что Вы, ученый такого исключительно крупного научного дарования, занимаетесь вопросами воспитания молодежи. Я думаю, что сейчас это наиболее важная задача для развития* культуры в нашей стране. Когда-то Клемансо говорил, что война чересчур серьезная вещь, чтобы поручать ее одним военным. Я думаю, что то же относится к воспитанию творческой молодежи, в этой работе должны принимать участие ученые…»
Время, конечно, все расставило по своим местам. Сейчас во всем мире, в том числе и в России, существуют и активно развиваются специализированные школы, лицеи, гимназии, колледжи. Об эффективной национальной системе поиска, развития и поддержки талантливой молодежи сейчас заботится любая страна, думающая о своем будущем
ЛИТЕРАТУРА:
- Капица П.Л., Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопросы философии. 1971, № 7.
- Кащенко В.П.. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ начала XX в., — М. Педагогика, 1990
- Обмен мнениями с академиком П.Л.Капицей, Вопросы философии. 1972, №7.
«Журнал ФМШ имени А.Н. Колмогорова», 1996 г. № 1, с. 21-24.