Неизвестен пока ни один СУНЦевец, ни разу не слышавший что-нибудь о Юлие Киме. Он работал в ФМШ №18 недолго (с 1965 по 1968) учителем истории, обществоведения и литературы, но Юлия Кима не забывают, а его песни про интернат и школьную жизнь поют до сих пор.
23 декабря Юлию Черсановичу исполнилось 75 лет. Свой юбилей знаменитый советско-российский бард, поэт, композитор и драматург, автор популярнейших песен к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам встречал у себя в небольшой квартире в иерусалимском районе Гело, где по его признанию, можно отдохнуть и продлить лето.
Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 года в Москве. Его отец Ким Черсан был преподавателем русского языка в корейских школах. В 1937 году он был арестован как японский шпион, в феврале 1938 года его расстреляли. Мать осудили по статье «Член семьи изменника Родины». После ареста матери Юлия и его старшую сестру поместили в детский дом, но через несколько месяцев их разыскал дедушка и забрал к себе в город Наро-Фоминск. Юлию было тогда чуть больше года.
После возвращения из лагеря матери, Юлий с семьей жил в городе Малоярославце Калужской области, за 101-м километром, а затем они уехали в Ташауз (Туркмения) на заработки. И только в 1954 году он вернулся в Москву.
Ещё будучи студентом пединститута, Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 года) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым, «цыганским» строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. В 1959 году Юлий Ким окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина и в течение 5 лет работал учителем русского языка и литературы в средней школе поселка Ильпырский Карагинского района Камчатки. В 1962 году Юлий Ким возвратился в Москву, преподавал в средней школе № 135, затем — в физико-математическом интернате № 18 при МГУ. Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.
В 1968 году Ким окончательно расстался со школой по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении (а также таких песен, как «Адвокатский вальс», «Господа и дамы» и других). С тех пор стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино, а появлялся в титрах под псевдонимом «Ю. Михайлов», поскольку фамилия «Ким» звучала по-диссидентски крамольно. При этом публиковаться он не мог даже под псевдонимом.
В марте 1968 года Юлий Ким вместе с Александром Галичем, Владимиром Бережковым и другими бардами участвует в фестивале авторской песни, организованном клубом «Под интегралом»
В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. А в 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем, и выпустил первый диск с песнями — «Рыба-кит». После начала перестройки фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с песнями Кима (1988); в титрах кинофильмов появляется его фамилия. Песенная пьеса-композиция «Московские кухни» (1990) стала своеобразным завершением темы диссидентства в творчестве Кима.
К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований виниловых и лазерных дисков, аудио- и видеокассет с записями авторских песен, а его песни звучали в более, чем 50 фильмах.
Песни Юлия Кима сразу угадываются по особой интонации, в которой сочетаются ироничность и безмятежность, разумный скепсис и умение подчеркнуть мысль, спрятав эмоции. В Юлии Киме удивительным образом сохранилась детская наивность чистой души, вера в человека, в чудесное свойство доброты. Все это проявляется и на сцене, где обаяние его неординарного и какого-то домашнего артистизма неотразимы, а элемент исполнительской импровизации совершенно очевиден. Залом он владеет безраздельно. При этом искус самолюбования, восторг от собственной персоны для него абсолютно неприемлемы: творчество всегда выше успеха.
Песни Кима прозвучали в более, чем 50 фильмах, среди которых: «Точка, точка, запятая…» (1972), «Рассказы о Кешке и его друзьях» (1974), «12 стульев» (1976), «Про Красную Шапочку» (1977), «Усатый нянь«(1977), «Короли и капуста» (1978), «Обыкновенное чудо» (1978), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Формула любви» (1984), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Собачье сердце» (1988), «Гадкий утёнок» (2010)…
Вот что Юлий Черсанович писал в своей книге о годах, отданных преподаванию в школе:
Весь институт я думал, что буду кем угодно, только не учителем. Редактором, журналистом, свободным художником. Собирался в аспирантуру, античностью занимался, латынь учил! В итоге — без малого 9 лет отдал школе, и работал с удовольствием. Тоже ведь творческое дело, да и театральное отчасти: все-таки все время на публике. Из Камчатки в Москву я привез значительный опыт — педагогический и песенный, и все это широко применил в физико-математической школе-интернате №18 при МГУ, специальном заведении для молодых гениев. Шефом-основателем его был академик Колмогоров, один из величайших академиков мира. Я, признаться, не очень рассчитывал, что гении пойдут со мной петь и плясать, подобно простодушным камчадалам, — и ошибся: гении очень даже пошли, и все три года, что я пробыл в школе, с большой охотой оглашали сцену, и свою, и университетскую, сочиненными мною звуками. Тут я разошелся, песенные наши представления вполне походили на настоящие спектакли, в которых были все элементы мюзикла.
А школьный гимн там и до сих пор поют. Стоя.
Некоторые награды Юлия Черсановича:
1. Лауреат премии «Золотой Остап» (1998).
2. Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (1999 год)[1].
3. Лауреат Царскосельской художественной премии (2003).
4. Лауреат литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года»,учрежденной Сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого (2007).
5. Лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор / перевод)» (2007).
6. Обладатель «Бард-Оскара» (казанский международный фестиваль 2009 года).
«Утренняя колыбельная»
Как спокойно, как красиво
На рассвете люди спят —
Словно нет и не бывает
Огорчений и утрат.
Все вчерашние заботы
Словно смыл блаженный сон,
Брови хмурые расправил
И морщины сгладил он.
И доверьем, и покоем
Дышит каждая черта.
Только, может быть, осталась
Складка горькая у рта.
Это след неизгладимый…
И откуда он, Бог весть:
Оттого ль, что счастья нету,
Оттого ль, что совесть есть…
Посмотри на человека
В сонной утренней тиши:
Сколько в нем тепла и света
Нерастраченной души!
Погоди звенеть, будильник,
Придержи идущий день,
Дай еще полюбоваться
На людей- как на детей…