Сергеев С.Н.
1. Кто мы
Мы — это Сергеев Сергей Николаевич, Могилевский Евгений Ильич, Дмитриев Константин Вячеславович. Мы работаем на кафедре физики СУНЦ МГУ, но считаем, что учебный процесс не может сводиться только к урочно-семинарской форме: «учитель объясняет — ученики записывают», а требует активной работы самого ученика.
Научная работа школьников — важный элемент учебного процесса, призванный выработать исследовательские навыки у учащихся, и именно с такой точки зрения она рассматривается авторами. Поясним: мы не ставим перед собой цель выполнения школьниками серьёзных исследований, выполняемые работы рассматриваются как часть учёбы, а именно — как лучший из возможных способов выработать исследовательские навыки. Наблюдения за нашими учениками, ставшими впоследствии студентами МГУ, показывают, что прошедшие школу исследовательских работ ранее, чем «обычные» студенты, начинают по собственной инициативе работу в лабораториях МГУ (часто уже на первом курсе, когда учебным планом предписаны только общие курсы по профилю факультета), более успешны в научном творчестве, что выражается в количестве опубликованных статей, участии в различных фантах и другом подобном.
Работа с учащимися школы-интерната МГУ привела в итоге к созданию в школе Лаборатории научного творчества СУНЦ МГУ — общественного подразделения, хорошо оснащённого научным и компьютерным оборудованием (большей частью на условиях самофинансирования — за счёт грантов на выполнение исследовательских проектов), в котором школьники могут выполнять свои проекты под руководством наставников — преподавателей и сотрудников СУНЦ МГУ и, что важно, студентов МГУ, имеющих собственный опыт исследований, в том числе и в школьные годы.
Лаборатория возникла на базе кафедры физики СУНЦ МГУ, которая в течение трудных 90-ых годов была единственным подразделением СУНЦ, занимавшимся научной работой с учащимися; однако в настоящее время она открыта для всех школьников, желающих заниматься научной работой, например, для школьников из класса, курируемого недавно созданным в МГУ факультетом биоинженерии и биоинформатики. Естественно, что в этом случае научными руководителями работы являются профильные преподаватели соответствующей кафедры. Также в Лаборатории происходит подготовка к всероссийскому и международному Турниру юных физиков соревнованию, «придуманному» когда-то в МГУ (в том числе и преподавателями школы-интерната, за что они были удостоены престижной тогда премии Ленинского Комсомола) и ставшему в настоящее время престижным международным соревнованием, сравнимым с Международными олимпиадами.
Создание лаборатории позволило вывести исследовательскую работу школьников на качественно новый уровень. В результате появилась возможность заниматься более серьёзными работами, что привело к тому, что сотрудниками Лаборатории выиграно несколько грантов государственных и коммерческих организаций, которые были выполнены совместно со школьниками (возможно, такой случай уникален для средней школы).
Следующий этап был связан с сотрудничеством с АНО «Школа нового поколения» компании «Базовый элемент», в рамках которого в СУНЦ МГУ было организовано несколько каникулярных школ для детей из школ-партнёров АНО «Школа нового поколения». В отличие от учащихся СУНЦ МГУ, прошедших конкурсный отбор для обучения в интернате МГУ и, в большинстве своём, уже мотивированных на профильное (по специализациям СУНЦ) обучение, участники каникулярных школ не имели такой мотивации, а уровень их владения знаниями даже в рамках школьной программы часто оставлял желать лучшего. Тем не менее, одна из задач каникулярных школ состояла в привитии этим школьникам основ исследовательской работы, что и было успешно выполнено. Таким образом, стало очевидно, что исследовательскую работу способны выполнять не только «предрасположенные» к этому ученики спецшкол, но и самые обычные школьники.
2. Почему исследовательская работа, а не, например, олимпиады?
Потому что этого требуют современные условия жизни. Почему мы часто используем слово «современный» (современная наука, современные технологии и т.д.)? Ведь и древние греки использовали современные им технологии, но это их не удивляло. Дело в том, что: 1) мир никогда не изменялся так быстро как сейчас; 2) задача образования: раньше — подготовить человека жить в том «мире», в котором он родился, сейчас — подготовить его жить в нескольких, сменяющихся на протяжении жизни человека, «мирах». И никто не может сказать, какие именно навыки и знания понадобятся человеку через 10-15 лет, когда он, получив высшее образование, станет самостоятельным работником в выбранной им (или жизнью) сфере деятельности. А значит, он должен будет не опираться на заученные когда-то теоремы и решённые типовые (хоть и повышенной сложности) задачи, а быть готовым сам искать ответы на те задачи, о существовании которых мы пока и не догадываемся. И, разумеется, быть нацеленным на конечный результат.
Обратимся к «авторитетам». Совместное исследование The Conference Board, Corporate Voices for Working Families, Partnership for 21st Century Skills, and the Society for Human Resource Management в 2007 году выделило основные навыки, которыми должен обладать специалист в течение ближайших пяти лет, и оценило степень необходимости этих навыков для успешной карьеры:
1. Проблемное/аналитическое мышление — 78%
2. Информационно-телекоммуникационные навыки — 77%
3. Хорошее здоровье — 76%
4. Умение работать в команде — 74%
5. Инновационность — 74%
6. Предпринимательские способности — 72%.
Ориентируясь на эти навыки, следует признать, что выработать их можно у школьника только в результате выполнения проекта (про здоровье мы тоже не забудем, отсюда странный, на первый взгляд, туристический раздел на нашем сайте).
Стоит особо отметить, что, по нашему мнению, вместе с ушедшей эпохой потеряли своё творческое значение всевозможные предметные олимпиады, оставшись только имиджевым мероприятием (по количеству победителей олимпиад ещё часто судят об уровне школы). Всё больше возникает понимания того, что это соревнование превратилось в некоторый вид спорта, где победу одерживают умные, но «натасканные» тренерами на конкретные задачи ученики. Подтверждением этого понимания служит, по-видимому, поддержка ведущими ИТ компаниями (например, Интел) научно-технических смотров.
3. Как у нас организуется исследовательская работа
Основная проблема, с которой мы столкнулись в последние годы — неготовность большинства школьников вкладывать собственные усилия для получения результата в будущем, получить свой «пряник» хочется здесь и сейчас. Поэтому несомненно большее количество наших учеников пойдёт на любую олимпиаду, рассчитывая получить диплом усилием четырёхчасового решения задач. Получают, разумеется, те, кто всё-таки готовился. Чтобы помочь определиться тем, кто будет работать над проектом в течение года, всем выразившим желание попробовать свои силы предлагается лёгкое вступительное задание. Например, изучить свойства яблока как батарейки (благо в сентябре СУНЦовский сад предоставляет отличную возможность для проведения такого эксперимента. Разумеется, большая часть учеников, получив задание для самостоятельной работы, уходит навсегда. Те, кто остался — наша команда. И они получают своё персональное задание. Дальше всё как в обычной работе: знакомство с проблемой, поиск путей решения, создание экспериментальной установки или компьютерной модели. В течение года будет сделано несколько выступлений на нашем внутреннем семинаре, проведён тренинг по презентационным навыкам. И, наконец, как итог — поездка на конференцию или турнир юных физиков, которая оценит работу в сравнении с другими сверстниками наших ребят. Некоторые на этом не останавливаются и готовят публикацию с результатами своей работы.
Серьёзная проблема — выбор конференции. В отсутствии ясных критериев и большого числа всевозможных школьных конференций очень важно, чтобы школьники не попали на откровенную халтуру, где дипломы будут раздаваться за реферативные работы. Особую опасность представляют математические секции, поскольку представители этой уважаемой специальности часто пытаются выдать решение школьником задачи повышенной сложности за научное исследование. Например: «дан треугольник. Найти…». Научное исследование или нет? Если предложен новый метод исследования, то — да. Само решение задачи как таковое не может быть исследованием. Критерием серьёзности конференции может быть дальнейшая судьба участников. Например, конференция является российским финалом Всемирного научно- технического смотра школьников, и её финалисты привозят со Всемирного смотра большое число наград.
В настоящее время мы готовим наших ребят к следующим соревнованиям:
1. Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»,
2. Балтийский научно-инженерный конкурс
(победители этих двух соревнований примут участие в международном смотре Intel International Science and Engineer Fair (Intel ISEF)).
3. International Conference of Young Scientists (ICYS) — международная конференция, проводящаяся по очереди в странах Европы. Доклад необходимо сделать на английском языке.
4. Российский турнир юных физиков, победители которого представляют страну на международном турнире.
Как правило, наши ученики занимают призовые места по секциям физики и информатики. Последнее объясняется работой в нашей Лаборатории под руководством К.В. Дмитриева с различными, как правило, web-ориентированными проектами, в которой школьники принимают самое активное участие.
4. Чем можем похвастаться к юбилею школы
Мы изложили концепцию нашей работы, которая ничего не стоит сама по себе, ценность имеют результаты. Перечислим самые главные из них за последние пять лет, прошедших с последнего юбилея школы.
1. Результаты научной работы школьников
2007-2008 учебный год: 12 дипломов, в том числе на ICYS три диплома третьей степени и один второй степени. Впервые в истории СУНЦ работа по физике (Кортунов Иван) была включена в состав российской сборной на Intel ISEF.
2006-2007 учебный год: 7 дипломов, в том числе на ICYS диплом первой и второй степени.
2005-2006 учебный год: 10 дипломов, в том числе на ICYS два диплома второй степени
2004-2005 учебный год: 4 диплома, в том числе два специальных диплома ICYS.
2003-2004 бный год: 8 дипломов, в том числе на ICYS два диплома второй степени
2. Турнир юных физиков
Турнир юных физиков возник в МГУ более тридцати лет назад и сейчас продолжает активно развиваться. Турнир призван выработать навыки командной работы над проектом в конкурсной среде: все участники по всему миру решают одни и те же научные проблемы и выясняют, кто же сумел провести лучшие исследования. Побеждают те, кто работал командой, кто сумел провести лучшие исследования, кто сумел убедить всех в своей правоте, кто смог за короткое время стать экспертом в своей области.
На российском турнире команда СУНЦ МГУ ежегодно занимает призовые места.
3. Система дистанционного обучения
Дистанционные курсы, разработанные Лабораторией научного творчества СУНЦ МГУ, позволяют вести удаленное обучение по сети Интернет.
• Особенность курсов — «живое» присутствие в них преподавателя, который контролирует процесс обучения и может разъяснять возникающие вопросы.
• Программное обеспечение курсов позволяет вести часть обучения в автоматическом режиме.
• Система позволяет гибко распознавать ответы пользователя и оценивать результаты заданий, не ограничиваясь простым тестированием. В частности, могут быть задачи на ввод математических выражений любой сложности, или числовых множеств.
• Модульная структура (построение графиков, решение неравенств и т.п.) позволяет по желанию автора дополнять курс новыми типами задач.
• Система позволяет работать с элементами высшей математики: производными, интегралами, пределами,
дифференциальными уравнениями, специальными функциями. Система «Веди» — Русский язык, разработанная Лабораторией научного творчества под руководством профессора А.Н. Качалкина, предназначена для проверки и совершенствования знаний в правописании.
• Позволяет быстро и эффективно совершенствовать свои знания грамотности и умение ориентироваться в словарных возможностях русского языка.
• Специальным образом подобранная система упражнений охватывает все возможные случаи написания в русском языке.
• Система сама подбирает индивидуальный курс обучения для
каждого пользователя, рассчитывая его уровень и скорость обучения
Виртуальные лекции предназначены для записи и хранения уникального материала: занятий, проводимых преподавателями СУНЦ. В настоящее время используется для записи лекций, читаемых «приглашёнными» учёными в рамках образовательной программы.
Программное обеспечение, разработанное Лабораторией научного творчества СУНЦ МГУ, позволяет записывать и воспроизводить разнообразные курсы лекций.
• Программа дает возможность удобного восприятия материала и при этом погружает в «атмосферу» реальной лекции.
• Материал содержит как видеозапись лекции, так и материал лекции — «доску» с возможностью интерактивных вставок и текстовых комментариев.
• Для удобства использования предусмотрено несколько видов поиска и навигации по материалу.
• Программа имеет низкие системные требования и не требует установки на компьютер пользователя.
5. Работа над созданием нового практикума Разработанная Лабораторией научного творчества СУНЦ МГУ установка для выполнения физического практикума использует современные технологии National Instruments.
• Дистанционная работа проводится на реальной установке, а не с компьютерной моделью.
• Компьютер предназначен только для ускорения процесса съема данных и выполнения технической работы.
• Установка позволяет наблюдать эффекты, недоступные в случае обычного «ручного» эксперимента.
6. Турпоходы
Приведем слова одного из участников нашего последнего похода на Алтай:
«Походы дали мне больше, чем всё, чему я учился в жизни. Каждый поход — это новое достижение и новый урок. Когда мне пришлось выбираться с Каратюрека, я понял, что самое важное — управлять ситуацией, сохранять спокойствие перед лицом хаоса. Второй полученный мною урок — урок упорства и стойкости: ты уверен, что сделаешь это, даже если силы на исходе. И последнее, чему я научился, — сосредоточенность, внимательное отношение к погоде, снаряжению, каждому своему шагу. Походы раздвигают границы возможностей — интеллектуальных и физических, выявляют скрытые резервы, о которых и не подозреваешь. Ты начинаешь осознавать, кто ты на самом деле и на что способен».
Лаборатория научного творчества организует походы в течение всего учебного года, но главной изюминкой, конечно, является летний поход. В последние пять лет мы были в Карелии, на Урале, в Башкирии, ходили по Двинскому Заволочью и по Алтаю. Новое в наших походах выходного дня — теперь мы ходим по 30 и более км туристскими тропами, а в древние города ездим в межсезонье.
7. Летняя астрономическая экспедиция со сплавом и горным походом
В августе 2008 года состоялось полное солнечное затмение. Было принято решение организовать астрономическую экспедицию, совмещённую с походом, под руководством С.Н. Сергеева. Участники совершили сплав по реке Катунь и совершили горный поход, преодолев два двухтысячника и трёхтысячник. Протяжённость активной части маршрута — 306 км. А научную ценность результатов оценит жюри предстоящих конференций.
7. Работа на выставках
Результаты нашей работы представляются на различных выставках. Приходите и сами всё увидите!
8. Каникулярные школы
При содействии компании «Базовый элемент» мы провели три каникулярные научно-образовательные школы для школьников из различных регионов России. Их особенность — привлечение учёных МГУ для чтения лекций, обязательно — выполнение исследовательского проекта каждым участником. Наиболее отличившиеся ребята стали учениками СУНЦ.
И ВСЁ ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ — НЕ ПРОСТО «РУКОВОДСТВО» УЧЕНИКАМИ, А НАШИ СОВМЕСТНЫЕ С НИМИ ДОСТИЖЕНИЯ!