«Он, лучше сказать, сам был первым
русским университетом».
А.С. Пушкин.
19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения. Он вошел в науку как физик, химик, энциклопедист, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, утвердил основания современного русского литературного языка, заложил основы науки о стекле.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 года, в возрасте 19 лет, Ломоносов взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном с рыбой, который ехал в Москву. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. После 3 лет обучения в Славяно-греко-латинской академии (Спасских школах) его вызвали в Академию Наук как одного из лучших учеников, где был зачислен в студенты университета при Академии Наук.
В 1748 году создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. А 7 лет спустя по его проекту учрежден Московский университет, который до сих пор носит его имя.
Ломоносов сумел объять в своем творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самую сущность непонятых в его время явлений, настолько идти впереди своего времени, что и сейчас лишенными даже малого преувеличения звучат слова В. И. Вернадского, сказанные более чем сто лет назад о Ломоносове, как о предстающем «нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию».
В нем естественным образом соединялось то, что называется естествознанием и гуманитарной наукой. А ведь это именно то, что сейчас требуется нашему обществу. Невозможно воспитать современного человека, не соединяя точные науки с гуманитарными знаниями, литературой, музыкой.
Михаил Поплавский, 11«В»