Работа учащихся в практикуме складывается из двух частей: демонстрационного эксперимента, выполняемого двумя учениками для всей подгруппы, и индивидуальной работы (как правило, синтезов). Демонстрационные (значок ♥) и синтетические (значок ♦) занятия чередуются.
Каждая тема настоящего руководства обычно предваряется правилами техники безопасности (значок ♠) и информацией о технике работы в лаборатории, привязанной к теме занятия (значок ♣). Дома перед соответствующим занятием учащимся необходимо ознакомиться с этими разделами и ответить на вопросы, обозначенные звездочкой (*).
Подготовка к демонстрационному эксперименту
В лабораторном журнале следует записать название темы и начертить таблицу с графами: 1) название опыта; 2) проведение опыта (кратко, схематично), 3) уравнения реакций, рисунки, наблюдения, умозаключения; 4) выводы. К началу занятия должны быть заполнены первые две графы, например:
Следует хорошо представлять себе суть опытов и технику безопасности при работе с используемыми реактивами и оборудованием.
Проведение демонстрационного эксперимента
Демонстраторы назначаются преподавателем. Получив у преподавателя допуск к работе, демонстраторы берут у лаборанта необходимое оборудование и реактивы и готовятся к опытам. Преподаватель в это время проверяет журналы и беседует с остальными учащимися.
Демонстраторы показывают опыты так, чтобы всем было видно, и громко комментируют свои действия. Остальные учащиеся сразу записывают наблюдения и умозаключения. Преподаватель обращает внимание на важные моменты проводимых опытов, задает вопросы.
В конце демонстрации учащиеся записывают выводы. Они должны быть не частными, а обобщающими (пример частного вывода: «Кислород реагирует с магнием и фосфором»; пример обобщающего вывода: «Для кислорода характерны окислительные свойства»). Значок вывода в данном руководстве – две звездочки (**). Пока преподаватель просматривает журналы и беседует с учащимися по итогам занятия, демонстраторы убирают рабочее место.
Так должен выглядеть журнал при сдаче работы преподавателю:
Подготовка к индивидуальной работе
К началу практикума в лабораторном журнале учащегося должны быть записаны:
1) название работы,
2) уравнения всех реакций (окислительно-восстановительные реакции в растворах – с приведением электронно-ионного баланса),
3) расчеты,
4) свойства продукта: агрегатное состояние, цвет; для кристаллов – форма; устойчивость, летучесть; для веществ, меняющих агрегатное состояние от –20oС до +100oС – температуры этих переходов; растворимость в воде (плохая, хорошая); для веществ, реагирующих с водой – уравнение гидролиза; 2-3 примера характерных химических свойств (окислительно-восстановительные, кислотно-основные, качественные реакции, превращения при долгом стоянии или нагревании) с уравнениями реакций,
5) список посуды, оборудования и реактивов, необходимых Вам на каждом этапе,
6) рисунки приборов, включая все узлы, места прикрепления штативных лапок, положение колец, нагревательных приборов, насосов, направление тока воды в холодильнике или поддува воздуха,
7) выполненные задания (указываются в данном руководстве перед или после методики).
Не нужно переписывать методику из книги.
Учащийся должен знать правила техники безопасности при работе с используемыми им реактивами и оборудованием.
Пример подготовки индивидуальной работы:
Проведение индивидуальной работы
В начале занятия преподаватель беседует с учащимся о предстоящей работе, указывает место для работы и дает, если необходимо, дополнительные рекомендации. Сразу после этого учащийся получает у лаборанта все необходимое оборудование и реактивы.
В лабораторном журнале сразу по ходу работы учащийся записывает все, что делает, отмечает все свои наблюдения, а также отклонения своих действий от методики. В случае любых неожиданностей следует позвать преподавателя или лаборанта.
По окончании работы с общим оборудованием необходимо вымыть его и убрать за собой; после выполнения синтеза – вымыть и сдать лаборанту посуду и неиспользованные реактивы, убрать рабочее место и предъявить его дежурному.
В конце занятия учащийся должен предоставить преподавателю лабораторный журнал, где указан практический выход продукта (в граммах и % от теории), и полученное вещество в пробирке с этикеткой, где указано его название, масса и фамилия учащегося.
Пример записей в лабораторном журнале:
При составлении пособия частично использовалась литература:
Практикум по неорганической химии. / Ред. Ю.Д. Третьяков. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
Ю.В. Карякин, И.И. Ангелов. Чистые химические вещества. – М.: Химия, 1974.
Г. Брауэр. Руководство по неорганическому синтезу. В 6 томах. – М.: Мир, 1985.
Ю.Ю. Лурье. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1989.