skip to Main Content

Ямчинов Иван Степанович

Ямчинов Иван Степанович родился 2 апреля 1919 года в д. Васильевское Тимошевской волости Волоколамского уезда Московской губернии РСФСР (ныне Волоколамского района Московской области).
Член ВЛКСМ с 1937 года. Женат.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938 года, призван Волоколамским РВК Московской области. Военную присягу принял 23.02.1939.
В 1939 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу им. В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком в строевую часть.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 89-го иап на Юго-Западном фронте.
.
Из истории 89 иап
Сформирован в 1940 году в г. Овруч. Имел 4-х эскадрильный состав, вооружён новейшими истребителями И-16 последней 28-й серии с двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС и установками РС под плоскостями. Осенью 1940 года перелетел в г. Луцк. В поле, в 5 км от Луцка, полк стал строить новый аэродром (ангары, склады, землянки и т.д.). Он находился всего в 38 км от демаркационной линии с Германией. Полк интенсивно готовился к боевым действиям, летали много и даже начали осваивать ночные полёты. Весной 1941 года перелетел в летние лагеря, на полевой аэродром в местечко Колки (севернее г. Луцк). Входил в состав 14 сад. Лётчики осваивали слепые полёты (с закрытой кабиной), полёты на больших высотах, интенсивно велись воздушные бои. Перед самой войной одна из эскадрилий полка получила на вооружение новые истребители ЛАГГ-3.
22.06.1941 г. в 3 часа ночи в полку была объявлена боевая тревога. Лётчики и техники начали готовить самолёты к вылету. Около 4-х часов утра аэродром базирования подвергся бомбёжке вражеской авиации (6 бомбардировщиков He-111). В результате налёта было ранено около 10 человек личного состава и сгорел 1 самолёт. В первые часы войны полк полностью сохранил боеспособность. В течение дня лётчики летали на боевые задания. В одном из вылетов сопровождали девятку бомбардировщиков СБ летавших на бомбардировку г. Хельм. В течение дня аэродром Колки еще два раза подвергался бомбежке вражеской авиацией, однако полк больших потерь не понёс. К вечеру был получен приказ перебазироваться на свой аэродром в г. Луцк.
С 23 по 26.06.1941 г. полк вел активные боевые действия с аэродрома Луцка, прикрывал город и наземные войска. За эти дни понёс значительные потери как в личном составе, так и в материальной части.
27.06.1941 г. перелетел на аэродром под Ровно, откуда летал на боевые задания в течение 3-х дней. Затем на аэродром Федоровка под г. Новгород-Волынский, где базировался ещё в течение 4-х дней. После этого перелетел на аэродром Скоморохи под г. Житомир. Через два дня после перебазирования на аэродром Скоморохи полк получил новую задачу: оставшимся самолётам перелететь на аэродром Володькова-Девица под г. Нежин, туда же прибыть и наземному составу. Прибыв к месту назначения получили приказ: — лётчикам, не имевшим самолётов, убыть в Москву; — техникам, не имевшим самолётов, убыть в станицу Крымская на Кубань вместе со штабом полка; — оставшимся самолётам перелететь на аэродром под г. Переяславль (теперь Переяславль-Хмельницкий). Туда же приказано убыть и заместителю начальника штаба полка Звереву.
На новом месте полк вошёл в состав 15 сад. Начались действия остатков полка по обороне Киева. Был образован сводный полк, в который входили остатки всех полков, воевавших в первые дни войны на приграничных фронтах. В него вошли: 10-15 самолётов И-16 от 89 иап, 3-5 самолётов И-153 от 62 шап, а в основном были самолеты И-15 от 66 шап. Командиром полка был назначен полковник А.И. Сидоренко (бывший командир 23 иап), военным комиссаром — батальонный комиссар Панченко, начальником штаба — капитан Зверев из 89 иап. Полк помогал обороне Киева наземными войсками в основном со стороны юга. Лётчики делали по 7 — 9 боевых вылетов в день. Ответственную задачу выполнял полк по прикрытию Каневского моста через р. Днепр.
После Переяславля, полк вёл боевые действия с аэродрома Чернобай (под Винницей). Последний аэродром откуда полк летал на штурмовку войск противника наступающих на Киев, а так же на прикрытие мостов через р. Днепр и своих наземных войск — аэродром Хорол.
В начале августа 19141 г. передан в состав 64 иад. Перевооружен самолётами ЛаГГ-3.
10.08.1941 г. вошёл в состав 17 сад.
В сентябре 1941 года полк был расформирован.
.
В сентябре 1941 года командир звена 89 иап ВВС Юго-Западного фронта младший лейтенант Ямчинов Иван Степанович пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК Министерства ВС СССР № 01134 от 27.04.1946.

Увековечен в печатной Книге Памяти Московской области том 2.
.
Перейти к содержимому