skip to Main Content

Злобин Леонид Петрович (1922-2012)

 

Случайный летчик

Мой прадед, Злобин Леонид Петрович — командир воздушного судна! Он первым из Коми пилотов налетал безаварийно 23 тыс. часов. Как ему это удалось? Никаких особых секретов нет. «Пилот должен быть готов ко всему. Ведь никто не даст полной гарантии успешного полета. Надо предвидеть событие, которое может произойти. В этом и заключается мастерство, опыт», — говорил мой прадед. Слушая его, я думала о том, что этот человек родился для неба, для этой рисковой мужской работы. Между тем летчиком Леонид Петрович стал почти случайно.
Случайный летчик. Старший в крестьянской семье из пяти детей, Леонид поначалу и мечтать не мог о небе. Он родился 12 марта 1922 г. в Кировской области, в дер. Колошино. С раннего детства мальчишку влекло к технике. А поскольку в те годы началась агитация молодежи по освоению летных специальностей («Комсомолец, на самолет!»), после окончания десятилетки Леня Злобин поступил в Иркутское военное авиационно-техническое училище. Через три с половиной года Леонид вышел бы из него авиатехником первого ранга. Но проучился только год. Началась Великая Отечественная война.
Леонид Злобин был направлен на маньчжурскую границу. Обстановка очень напряженная. Нападения Японии ждали в любой момент. Японские самолеты постоянно нарушали нашу границу. Но был приказ: на провокации не отвечать. Весь состав подразделения строил укрытия для самолетов, которые должны были защитить от бомбовых ударов и артиллерии. Самолеты держали на круглосуточном подогреве дровами. Они были готовы взлететь в любую минуту. Особенно трудно приходилось механикам зимой. Работы на самолетах проводились только ночью, а температура доходила до минус 50-60°C. Конечно, были частые обморожения. «Но никто из личного состава,- вспоминал Леонид Петрович, — не стонал и не отказывался от работы». А над укрытием Злобина висел широкий красный плакат, на котором было написано: «Работайте, как Л. Злобин!»

В июне 1943 г. в их часть приехал незнакомый летчик. Командир подразделения построил всех механиков в одну шеренгу, а командированный летчик, отсчитав человек 20, дал команду: «Направо. Шагом марш!» Так я и стал летчиком,- улыбаясь, говорил Леонид Петрович.- Мы ничего не знали, а, оказывается, был приказ И.Сталина: ввиду нехватки летного состава в Вооруженных силах подготовить летчиков из числа авиационных механиков. Узнав о том, что станем летчиками, мы поздравляли друг друга, радовались, смеялись».
Леонид стал пилотом ЛИ-2. В то время это был один из лучших самолетов, мог выполнять полеты в сложных метеоусловиях, днем и ночью. Направление Злобин Л.П. получил в 7-й гвардейский Гатчинский краснознаменный полк авиации дальнего действия 54-й дивизии, которая базировалась на территории Польши. Там его и застало известие об окончании войны. Леонид демобилизовался в 1948 г. и в том же году поступил на работу в Кировское звено сыктывкарского отдельного отряда в качестве гражданского летчика самолета ПО-2. Так начались его мирные трудовые будни.

В 1980-ом мой прадед  «спустился с небес на землю» и занялся расшифровкой записей бортовых самописцев («черных ящиков»).

Среди множества наград Злобина Леонида Петровича: Орден Отечественной войны II степени, медаль Г.К. Жукова, Орден Ленина, Герой Социалистического Труда, «Ветеран труда», «Отличник Аэрофлота».

 

Правнучка Злобина Л.П. Рашева Анна

10Б СУНЦ МГУ Школа им. А.Н. Колмогорова

Перейти к содержимому