skip to Main Content

ОБРАЩЕНИЕ

собрания участников I Международного командно-личного
Турнира школьников по математическому моделированию

г. Москва, СУНЦ МГУ, 28 октября—4 ноября 2018 г.

С 28 октября по 4 ноября 2018 года в СУНЦ МГУ проводился 1-й Международный командно-личный турнир школьников по математическому моделированию (далее ТММ-2018, Турнир), организованный Специализированным учебно-научным центром – школой-интернатом им. А. Н. Колмогорова Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, механико-математическим факультетом МГУ при поддержке РАН, Клуба выпускников СУНЦ МГУ.

В работе Турнира приняли участие более 120 российских и зарубежных школьников 7-11 классов. География российских участников Турнира охватила 13 регионов Российской Федерации: Республика Адыгея (Майкоп), Республика Башкортостан (Уфа), Волгоградская область (Волгоград), Воронежская область (Воронеж), Камчатский край (Елизово), Республика Коми (Сыктывкар), Москва, Московская область (Красногорск), Новосибирская область (Новосибирск), Пермский край (Пермь), Свердловская область (Екатеринбург), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Тюменская область (Тюмень), Удмуртская республика (Ижевск). Зарубежные участники Турнира представляли Китай (Гонконг, Макао).

Основная цель Турнира – развитие у учащихся навыков математического моделирования объектов, явлений и ситуаций окружающей действительности, ознакомление с проблемами прикладной математики и с математическими задачами, возникающими за пределами математики как таковой.

Главное соревнование Турнира – командный Конкурс по математическому моделированию, на котором предлагается одно задание открытого типа на построение и исследование математической модели для конкретной ситуации из окружающей действительности, на решение которого отводится несколько дней с использованием любых неодушевленных источников информации. Ещё одним командным соревнованием Турнира стал Конкурс оптимизационных задач, в котором участники получают компьютерные модели некоторых объектов и требуется с помощью заложенного в них инструментария перевести их в состояние, как можно более близкое к оптимальному (в заданном смысле).

Командные конкурсы ТММ-2018 дополнялись двумя личными турами: олимпиадой по прикладной математике, задачи которой тесно связаны с приложениями математики к механике, физике и другим естественным наукам, и олимпиадой «Математика реальности», в которой предлагаются математические задачи на сюжеты, заимствованные из жизни.

В рамках Турнира прошёл научно-методический семинар для руководителей команд – учителей и преподавателей математики, на котором председатель оргкомитета Всекитайского турнира по математическому моделированию Альфред Чёнг (Гонконг) выступил с лекцией  «Опыт организации конкурсов по математическому моделированию в Большом Китае», а к.ф.-м.н., научный сотрудник ИВМ РАН, член жюри международного конкурса International Mathematical Modeling Challenge (IMMC) К.К.Авилов – с лекцией «Взгляд прикладного матмодельера на обучение математическому моделированию в школе»; член оргкомитета IMMC, доцент СУНЦ МГУ В.Н. Дубровский рассказал о перспективах и путях развития математического моделирования в российской школе; преподаватели учебных заведений – постоянных участников соревнований по математическому моделированию, поделились опытом работы в этом направлении; состоялось обсуждение современных российских и мировых трендов в школьном математическом образовании.

В выступлениях подчеркивалось, что естественные науки едины, а математика и информатика – это инструменты, созданные по запросам физики и других «практических» наук. По сути, математическое моделирование – это метод всех количественных исследований в различных областях науки, поскольку любое исследование связей между измеримыми (количественными) параметрами чего-либо порождает математическую модель.

Участниками семинара отмечалось, что:

  • привитие школьникам устойчивого интереса к научным исследованиям и занятиям математикой, физикой и информатикой,
  • поощрение преподавания математического моделирования на всех уровнях образования и для всех учащихся,
  • налаживание связей между отечественными и зарубежными школами/классами математического, естественнонаучного, компьютерного, инженерного и т.п. профилей

необходимы в целях реализации государственных программных документов Российской Федерации в области образования и науки (Концепции развития математического образования, Стратегии научно-технологического развития, Программы развития образования и др.), а главное – для развития ключевых компетенций школьников, необходимых для успешной жизни в современном быстроменяющемся информационном и технологическом мире.

Выступающие указали на объективные проблемы внедрения в школьное образование математического моделирования: отсутствие школьных учителей, владеющих этой областью знаний на необходимом уровне, отсутствие адаптированных под среднюю школу образовательных программ по математическому моделированию для организации школьных кружков, спецкурсов или факультативов, отсутствие соответствующей русскоязычной литературы для школьников и учителей.

В ходе обсуждения был отмечен позитивный опыт Китайской народной республики в организации данной работы на государственном уровне во всех школах страны. За несколько лет проведения конкурса IMMC в Китае его участниками стали более 10000 школьников, были сформированы все этапы проведения этого соревнования (школьный, региональный, всекитайский, международный), математическое моделирование введено как предмет в школьную программу старшей ступени. По итогам проведения Всекитайского турнира по математическому моделированию в Китае проводятся исследования, подтверждающие высокий уровень развития среди его участников актуальных компетенций, необходимых выпускникам школ, в числе которых: умение работать с абстрактными объектами, применять логическое и аналитическое мышление, вычислительные умения, умение моделировать объекты и явления, доказывать утверждения.

В связи с вышесказанным, участники собрания считают, что чрезвычайно важным является внедрение в массовое школьное образование математического моделирования как основного методологического принципа обучения школьников предметам естественно-математического цикла: математике, информатике, физике, химии и биологии, а также привлечения к его преподаванию специалистов профильных вузов и научных организаций в рамках реализации сетевой модели взаимодействия  «Школа-ВУЗ-НИИ».

Для реализации этой идеи предлагается:

  1. Проводить Турнир школьников по математическому моделированию на базе СУНЦ МГУ ежегодно в период осенних школьных каникул.
  2. Обратиться в органы управления образованием с предложением о придании Турниру официального статуса подобно существующим разнообразным мероприятиям с возможностью учета результатов Турнира в портфолио учащегося, различных рейтингах учащихся и школ.
  3. Обратиться во Всероссийский образовательный центр «Сириус» с предложением проводить в нём ежегодно профильную смену для победителей и призёров Турнира и других соревнований по моделированию с целью подготовки российских команд к успешному участию в International Mathematical Modeling Challenge (IMMC).
  4. Создать web-сайт Турнира с русскоязычной версией заданий и решений IMMC прошлых лет и другими методическими материалами.
  5. Создать страницы Турнира в социальных сетях (FB, VK).
  6. Организовать перевод на русский язык англоязычных учебных пособий по математическому моделированию для подготовки российских школьников к Турниру и другим соревнованиям.

Участники собрания ТММ–2018 выражают уверенность в том, что дальнейшая совместная работа заинтересованных организаций и органов управления образованием обеспечит реализацию поставленных задач и намеченных мероприятий, способствующих повышению качества математического образования в Российской Федерации.

Перейти к содержимому