skip to Main Content

Курс для тех, кто хочет разобраться в глобальных проблемах современности, которые затрагивают нашу Планету и касаются всех и каждого.

Глобальное изменение климата действительно происходит? — и если да, то чем оно вызвано – природными факторами или антропогенной деятельностью? Какую роль сыграла Луна в эволюции Земли? Действительно ли на нашей планете может в скором времени может растаять весь лёд: что тогда будет и было ли уже такое в прошлом? Действительно ли эпоха Голоцена — время, в котором мы с вами живем — это самое холодное время всей Кайнозойской эры, несмотря на «глобальное потепление»? Насколько экологична «Зеленая энергетика»? Почему происходит закисление Мирового океана и что с этим делать? Что плохого в скрабах для кожи и чем опасны солнцезащитные кремы для окружающей среды?

Курс построен на комплексном сочетании базовых знаний из астрономии, геологии, химии, биологии, географии и экологии. Рекомендуется учащимся 7-9 классов.

Программа курса:

  1. Планета Земля в космическом пространстве.

1.1. Общее представление о Вселенной и происхождении Солнечной системы. Размер и строение Солнечной системы: планеты земной группы, планеты-гиганты и планеты-карлики. О важности правильного масштаба. Телескопы Хаббл и Уэбб, вид на планету Земля из космоса.
1.2. Строение Солнца и его эволюция. Солнечные циклы и солнечные пятна.  Влияние Солнца на Земные процессы: смена дня и ночи, смена времен года. Прецессия. Как Солнце освещает Землю. Пояса освещенности, сумерки и белые ночи. Влияние на биосферу.
1.3. Основные теории происхождения Луны. Альбедо и приливной захват в космосе. Орбита Луны и Суперлуние. Либрации Луны. Роль Луны в солнечных и лунных затмениях. Приливы и отливы. Приливные зоны биосферы.

  1. Формирование и внутреннее строение нашей планеты

2.1.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Формирование и внутреннее строение нашей планеты. Глубинные геосферы Земли. Химический состав нашей планеты.
2.2. Тектоника литосферных плит. Возраст пород океанического дна Северной Атлантики. Магнитное поле Земли: как часто происходит инверсия магнитного поля. Космическое излучение и радиационные пояса.
2.3. Эволюционное формирование основных геосфер Земли: геохронология, теория катастроф и массовые вымирания. Зарождение жизни на Земле. Влияние живой материи на геологические процессы.

  1. Основные особенности атмосферы, гидросферы, биосферы

3.1. Особенности природных комплексов, природных зон, географической оболочки в целом. Какие бывают природные зоны на Земле и почему часть из них специально охраняют.
3.2. Основные закономерности и особенности атмосферы.
3.3. Основные закономерности и особенности гидросферы. Океан. Пресные воды. Проблемы чистой воды.
3.4. Основные особенности биосферы. Биогеография.

  1. Геоморфология

4.1. Связь геологического строения с рельефом, климатом, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека. Основные возвышенности и низменности Земли. Эволюция гор. Реки, озера, болота, их происхождение и эволюция.
4.2. Развитие рельефа, как динамическая система. Геоморфология как часть физической географии. Антропогеография, изменение рельефа под действием человека. Природные изменения рельефа: сели, наводнения, землетрясения.

  1. Изменение климата.

5.1. Измерение концентрации СО2 и астрономические факторы, влияющие на климат Земли. Работы Килинга и Циклы Миланковича.
5.2. Хоккейная клюшка” и скандал вокруг нее: что не так со Средневековым теплым периодом и Малым ледниковым периодом. Викинги в Гренландии. Как вулканы «работают» на охлаждение Земли. Как узнать, какой климат был на Земле в прошлом: дендрохронология.
5.3. Криосфера и гляциосфера. Виды льда. Зачем нам сухой лёд. Движение ледников, морской лед и рост уровня Мирового океана. Какой лёд в Космосе.
5.4. Антарктические ледяные керны и климатическое прошлое Земли. Станция «Восток» и два величайших прорывных географических открытия XX века.
5.5. Реконструкция климатического прошлого Земли за последние 500 млн лет . Как доказать антропогенный вклад в растущие выбросы СО2? Проекты по улавливанию и хранению СО2. Углекислый газ и другие «забытые» парниковые газы: метан и закись азота. Как связаны эпидемии и мангровые леса?

  1. Экологические проблемы и оценка состояния Мирового океана.

6.1. Научное понимание Океана. Физическое и химическое состояние Океана и его связь с изменением климата.
6.2. Загрязнение нутриентами и другими веществами. Экономическое использование Океана.

  1. Глобальные экологические вызовы современности.

7.1. Глобальное загрязнение. Как оценить количество ежегодно производимого Человеком мусора. Пластик – тройная угроза планетарного масштаба. Что такое экологическое культура.
7.2. Зеленая энергетика. Зеленые решения глобальных проблем: всегда ли экологична и безопасна Зеленая энергетика?
7.3. Российские, международные организации и сотрудничество в решении глобальных экологических проблем.

С вами работают:

Автор курса — ассистент кафедры биологии СУНЦ МГУ, кандидат химических наук

Гончар Мария Владимировна

 

 

 

 

 

Автор курса — зав.кафедрой биологии, доктор химических наук

Сергеева Марина Глебовна

Перейти к содержимому