skip to Main Content

Философия современного образования: рефлексия педагогов

 

В постоянно меняющемся современном мире эффективное преподавание возможно только при условии обмена опытом и усовершенствования методик. Кафедра гуманитарных дисциплин Специализированного учебно-научного центра (факультета)  МГУ имени М.В. Ломоносова придерживается этих правил, регулярно проводя методические совещания, круглые столы и конференции как для преподавателей, так и для учеников.

Заведующий кафедрой профессор Таймураз Муссаевич Караев задумал объединить рассмотрение философских проблем современности с обсуждением новейших методических разработок, пригласив преподавателей ведущих вузов разных стран поделиться накопленным опытом и принять участие в дискуссии.

Так в мае 2021 года была организована первая Международная научно-практическая онлайн-конференция «Философия современного образования».

Целями конференции также является взаимодействие профессорско-преподавательского состава МГУ им. М.В. Ломоносова, специализированных учебно-научных центров России, институтов образования России и Финляндии, в том числе школы Ressu; их профессиональная консолидация по проблемам современного образования, координация усилий, направленных на интенсификацию профильного обучения посредством регулярного взаимодействия, взаимного ознакомления с полученными результатами и их коллективного обсуждения.

Докладчики из ряда стран, в числе которых Финляндия, Казахстан, Швейцария, Австралия и США приняли участие в заседании, состоявшемся 19 мая 2021 года.

Пленарное заседание открыл директор СУНЦ МГУ К.В. Семёнов: «Если серьёзно заниматься школьным образованием, то без рефлексии этого делать нельзя, поэтому необходимо провести такую конференцию, на которой были бы освещены вопросы философии образования: кого мы учим, как мы учим и зачем».

Затем профессор философского факультета МГУ Таймураз Муссаевич Караев сделал доклад «Универсальность образования. М.В. Ломоносов. Д.И. Менделеев. А.Н. Колмогоров». В работе показано, что принципы великих учёных лежат в основе системы СУНЦ МГУ: важность среднего звена (старшие классы, училища), неразрывная связь обучения и воспитания, универсальность образования.

В рамках спецкурса «Устойчивое развитие» дети писали работу «Наука и образование в современном прогрессе». Сами учащиеся считают, что им необходимо универсальное образование в школе, что они на одинаковом уровне углублённо должны обучаться и литературе, и языкам, также они высоко ставят уроки обществознания и истории.

Эту же актуальную тему затронула Изабелла Станиславовна Огоновская, доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ УрФУ, советник министра образования Свердловской области. В докладе  «О работе в естественнонаучных классах СУНЦ УрФУ: из опыта педагога-стажиста» Огоновская, опираясь на свой тридцатилетний опыт работы в СУНЦ УрФУ, отмечает определённое неприятие такого предмета, как «история», со стороны новоиспеченных «физматов» и «биохимов» (подтверждение – итоги входного анкетирования, когда до 70% поступивших пишут о своей нелюбви или равнодушии к предмету) и, вместе с тем, сравнивает мнение о чрезвычайной востребованности гуманитарного знания среди большинства лицеистов, понявших его значение для личностного развития (доказательство – анкетирование на выходе). Для того, чтобы последнее стало реальностью, – считает автор, – необходим целый ряд продуманных целенаправленных педагогических шагов, которые делает целый коллектив, в ходе которых развиваются гражданско-патриотические и духовно-нравственные качества личности. В докладе были представлены алгоритмы развития интереса к изучению истории в виде шести шагов: завлечение, вовлечение, привлечение, извлечение, увлечение и развлечение.

Пленарное заседание продолжила доцент Елена Владимировна Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. В.М. Ломоносова. В докладе «Современные образовательные результаты. Теоретические рамки и практики» она описала современный быстро меняющийся VUCA мир и меняющуюся роль образования в нём. VUCA – это акроним из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). 

Основной тренд: будущему миру VUCA нужен разносторонне образованный профессионал, который способен работать не только глубоко разбираясь в профильных дисциплинах, но на стыке разных наук. Это синтез и взаимодействие гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Александр Николаевич  Веракса, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. В.М. Ломоносова в докладе “Психологические особенности дистанционного обучения в пандемию: результаты международных исследований” сделал следующие выводы. 

Несмотря на то, что современные дети самостоятельно с самого раннего возраста осваивают и свободно используют гаджеты, что они проводят около суток в неделю в интернете, исследования показывают, что только 20% этого времени дети тратят на поиск и передачу информации, то есть в образовательных целях, в то время как 80% экранного времени отводится тому, что требует минимальных умственных усилий: пассивному просмотру контента и играм. Отсюда логически вытекает следующий вывод: мы не можем доверить передачу основных ценностей, воспитание и образование детей даже самому развитому искусственному интеллекту — это задача людей – педагогов и воспитателей.

 Скворцов Алексей Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета Московского государственного университета им. В.М. Ломоносова рассказал об этических рисках дистанционного образования.

Янне Каристо, преподаватель философии, школы Ressu г. Хельсинки, Финляндия, в докладе «Дистанционное обучение – опыт финских гимназий во время пандемии COVID-19» проанализировал результаты исследований мировой статистики и сделал вывод, что обучение онлайн в рамках карантина повлияло на увеличение стресса, неуверенности в себе, уровня депрессии среди студентов, а также привело к ухудшению здоровья.

Каристо также отметил, что самой популярной платформой в Финляндии стала Microsoft Teams, которая позволяет давать индивидуальные и групповые задания, легко размещать полезную информацию и оставлять комментарии.

Завершила пленарное заседание Вайсборд Янна Александровна, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова с докладом “Нужно ли в наши дни не-гуманитариям изучать иностранные языки, и если да, то зачем”.

 Тема рефлексии проходила красной нитью…  

В обсуждении доклада профессора химии и биохимии Калифорнийского университета в Санта-Круз, США Евгения Раскатова особое внимание было уделено дискуссии о рефлексии и важности высказывать свои мысли, о необходимости диалога в современном мире.

О.Н. Берсенева, преподаватель истории и обществознания, в докладе «Формирование общественно-исторического опыта как показателя развития человека» подчеркнула необходимость рефлексии в конце каждого урока для учащихся.  

В докладе было рассмотрено место успешного учителя в современном мире: он человек науки или сферы услуг? Были даны советы, чтобы минимизировать стресс от обучения: преподаватель должен устанавливать понятные правила, быть последовательным и иметь эффективную обратную связь.

После пленарного заседания участники разделились на две секции: педагогические практики в обучении классов естественнонаучного профиля (модератор проф. Т.М. Караев) и обучение иностранным языкам (модератор Я.А. Вайсборд).

Первая секция открылась докладом заведующей кафедрой химии СУНЦ МГУ Н.И. Морозовой и профессора той же кафедры В.В. Загорского, в котором они представили свой новый дистанционный электронный курс «Физическая и неорганическая химия».

Дистанционные курсы являются неотъемлемой частью преподавания в условиях пандемии, поэтому этой актуальной теме был также посвящён доклад учителя-эксперта О.В. Литвиновой из Назарбаев интеллектуальной школы химико-биологического направления, г. Павлодар, Казахстан, которая рассказала о курсе «NIS Computer Science C++» как средстве организации смешанного обучения при изучении раздела «Программирование». Ольга Владимировна отметила эффективность усвоения материала учащимися, повышения мотивации при изучении программированию в ходе работы с курсом.

Взаимосвязь интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки и развития личности учащихся была рассмотрена аспирантом факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова М.М. Паршиной, на занятиях которой большой интерес студентов вызывает актуальная в наши дни тема цифрового искусства.

Арингазинова Алия Мухийденовна, магистр информационных систем, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Павлодар, Казахстан сделала интересный доклад “Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся на уроках информатики в условиях дистанционного обучения”.

Клышина Лариса Леонидовна, учитель-эксперт биологии из той же школы рассказала о самооценивании на уроках как факторе развития навыка самоанализа учащихся в условиях дифференциации обучения.

Каримова Асель Сембаевна, учитель-модератор химии, Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Павлодар, Казахстан сообщила о применении стратегии «шесть шляп мышления» технологии критического мышления на уроках химии в 8-ом классе при изучении темы «причины и последствия парникового эффекта» в рамках дистанционного образования.

Вакин Андрей Николаевич, аспирант 1-го года обучения факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова рассказал о разработке новой модели смешанного обучения химии в 8-9 классах средней школы.

Данилов Алексей Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет и Данилова Мария Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой СУНЦ ФГБОУ ВО Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина сделали доклад “Региональные особо охраняемые природные территории как база для организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся”.

Вторая секция, посвящённая преподаванию иностранных языков, открылась докладом методиста Университета Аделаиды Наталии Зариной и специалиста по образованию доктора Бет Лавис. Несмотря на то, что из-за существенной разницы во времени в Австралии уже была полночь, преподаватели поделились опытом организации групповой работы по различным дисциплинам при очном обучении, сравнив её с особенностями выполнения групповых заданий на дистанте.

 Доцент МГИМО И.А. Мазаева и переводчик-синхронист, преподаватель нескольких иностранных языков, магистрант МГИМО Н.В. Гончарова представили результат своего исследования читательской деятельности студентов МГИМО. По результатам опроса 60 человек были сделаны неочевидные выводы, отчасти опровергающие современные стереотипы.

Самыми популярными жанрами оказались художественная литература и блоги в соцсетях. Автор советует обратить внимание на новый жанр постов в личных блогах, ведь, несмотря на презрительное отношение к ним специалистов, это именно то, что читает молодёжь, студенты и подростки.

Это поколение, для которого важна обратная связь, которое хочет обсудить прочитанное. Рефлексия студентов очень интересна: они отмечают, что всё уже написано, и это надо прочитать, чтобы привести в порядок свои мысли.

Председатель оргкомитета профессор Т.М. Караев, подводя итоги конференции, в заключительном слове подчеркнул важность преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях с естественнонаучным уклоном: только гармонично развитый человек может стать настоящим учёным. Несмотря на то, что некоторые преподаватели считают необходимыми только профильные предметы, учащиеся осознают значимость изучения истории, языков и литературы. Дети, участники спецкурса Т.М. Караева по устойчивому развитию общества, заявляют, что каждому человеку необходимо гуманитарное образование. Это инструмент номер один, который мы должны использовать с умом.

Как заведующий кафедрой, Таймураз Муссаевич считает, что после пандемии будет невозможно вернуться к тем же методам очной работы, что надо будет перестраивать даже программы, разрабатывать новые курсы и спецкурсы.

Т.М. Караев также отметил большое количество участников первой Международной научно-практической онлайн-конференции «Философия современного образования», в том числе иностранных, сделав вывод, что заявленная тема актуальна, и пригласил всех на одноимённую конференцию в следующем году. 

Подводя итог, профессор процитировал слова директора СУНЦ МГУ К.В. Семёнова, сказанные на открытии конференции: «Мы должны услышать других людей, чтобы понять себя». Регулярное взаимодействие профессорско-преподавательского состава ведущих учебных заведений разных стран, взаимное ознакомление с новейшими методиками и их коллективное обсуждение расширит горизонты педагогической деятельности и приведёт к более эффективному преподаванию в условиях постоянно меняющегося мира.