Краткая автобиография: окончил физ-мат класс СУНЦ МГУ и  физический факультет МГУ. С 1991 года работаю в СУНЦ МГУ на кафедре физики. С 1995 года читаю двухгодичный курс общей физики для учащихся 10-11 классов СУНЦ МГУ. К.ф.-м.н (1991), д.ф.-м.н (2013). Преподаватель и автор курсов физики для 7-9 классов Заочной школы СУНЦ МГУ. Координатор от кафедры физики всех дистанционных проектов СУНЦ МГУ (Заочная школа, Интернет-олимпиада, Дистанционные курсы). Более 60 научных и учебно-методических печатных работ. Стаж педагогической работы 25 лет. Женат, имею дочь и сына.

Педагогические кредо. Ориентируюсь на сильных учеников, строя уроки таким образом, чтобы все остальные могли за ними тянуться. Всегда готов максимально поддержать ученика, если вижу его трудолюбие и ответственность. Не приемлю стремление получить хорошие оценки любыми нечестными способами. Считаю, что главное, что может сделать преподаватель — это подбор изучаемого материала, оптимизированный по сложности и глубине, а также создание в группе обстановки учебного заинтересованного творчества и товарищеского сотрудничества с элементами состязательности. Не считаю успехи в олимпиадах безусловным критерием действительно отличного и глубокого знания физики. Например, трое из пяти моих выпускников 2015 года, участвовавших в Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике (включая одного призера) имеют итоговые четверку, двое – пятерки. Считаю, что олимпиады уровня выше регионального – это чистый спорт, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами, как для общего развития ребенка, так и для его психологического состояния. В своей многолетней практике сталкивался со случаями возникновения апатии и сильного психологического надлома у сильных по физике школьников, которым по каким-либо причинам не удавалось достичь тех результатов в олимпиадах, к которым они стремились.

Особенности методики обучения. Использую полную пятибалльную шкалу (от 1 до 5). Считаю совместное творчество школьников при работе над домашними заданиями одним из важных механизмов обучения в условиях СУНЦ, но не допускаю их механического списывания с помощью специально разработанной системы проверки домашних заданий, которая является важнейшим элементом системы моего обучения. Стараюсь избегать «театра одного актера» (преподавателя), максимально широко привлекая школьников к работе у доски, чтобы привить им грамотную речь и навык обоснования своих решений.

Информация о выпускниках 2017 года. В 2017 году выпустил (как преподаватель семинарских занятий) 21 учащегося (группа 9 человек в 11 А классе и группа 12 человек в 11Б классе). Из них

— по итогам ЕГЭ по одному учащемуся получили 100 (Надежда Татаринова) и 98 (Сергей Евсеев) баллов, шестеро учащихся – 96 баллов (Кирилл Вишневецкий, Денис Дивицкий, Анастасия Масальцева, Степан Назаров, Темирлан Рахимгалиев, Михаил Чернавских), 7 учащихся получили 92 – 94 балла, 3 учащихся 85 – 89 баллов и по одному учащемуся – 80 и 78 баллов. Средний балл, полученный моими выпускниками 2017 года на ЕГЭ – 92,25 (средний балл ЕГЭ в двухгодичном потоке выпуска 2017 года – 85,4). Один учащийся ЕГЭ не сдавал;

— шесть учащихся имеют в аттестате оценки отлично, 10 – хорошо, 5 – удовлетворительно;

— шесть учащихся стали призерами Московской городской олимпиады по физике (Павел Алешин, Анастасия Бакланова, Кирилл Вишневецкий, Сергей Евсеев, Надежда Татаринова, Михаил Чернавских);

— трое учащихся стали призерами Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (Сергей Евсеев, Надежда Татаринова, Михаил Чернавских), а один — участником Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (Сергей Евсеев).

Таким образом, успехи моих выпускников 2017 года в собственно обучении (итоговые оценки и результаты ЕГЭ) оказались выше, чем у выпускников 2015 года, а вот успешность выступления на олимпиадах – заметно ниже. На мой взгляд, это объясняется тем, что олимпиады серьезного уровня – это очень специфическое соревнование, в котором важны не столько способности и объем фактических знаний (хотя без них, конечно, не обойтись), сколько определенные бойцовские качества, умение собраться, быстро увидеть (почувствовать, угадать) ключ к решению задачи, воля к победе, а также натренированность на определенные типы задач. А натренированность требует времени, которое надо отрывать от чего-то еще и не каждый учащийся к этому готов. И мне кажется, что это правильно. Попутно замечу, что 2017 год оказался не очень успешным на Всероссийской олимпиаде школьников по физике и для СУНЦ в целом. На ее Заключительном этапе все 11 классы СУНЦ представляли всего три учащихся, двое из которых стали призерами. Для сравнения в 2015 году в ЗВОШ по физике участвовало 5 человек, три из которых стали призерами.

Информация о выпускниках 2015 года. В 2015 году выпустил (и как лектор, и как преподаватель семинарских занятий) 25 учащихся (группа 13 человек в 11А и группа 12 человек в 11Б). Из них

—  три призера Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (Денис Глазов, Костя Горпынченко, Павел Коханчик), еще двое  – его участники (Николай Огилько, Алексей Савельичев);

— пять победителей Московской городской олимпиады по физике (Костя Горпынченко, Георгий Погосян, Катя Савина, Артем Савинов, Алексей Савельичев) и шесть призеров этой олимпиады (Света Артюкова, Денис Глазов, Света Королева, Альберт Назмиев, Николай Огилько, Настя Сухова).

— по итогам ЕГЭ по одному учащемуся получили 100 (Настя Сухова) и 98 (Никита Алехин) баллов, двое учащихся – 96 баллов (Наталья Болоболова, Николай Огилько), 11 учащихся получили 92 – 94 балла, 6 учащихся 85 – 89 баллов и по одному учащемуся – 74 и 71 баллов. Средний балл, полученный моим выпускником 2015 года на ЕГЭ – 90,5 (средний балл ЕГЭ в двухгодичном потоке выпуска 2015 года – 82,5). Двое (призеры ЗВОШ) ЕГЭ не сдавали.

— двое учащихся имеют в аттестате оценки отлично, 16 – хорошо, 7 – удовлетворительно.

Краткая информация о достижениях прошлых лет.

Участвовал в подготовке четырех победителей международных олимпиад по физике и большого числа победителей и призеров московской городской и Всероссийской физических олимпиад, в том числе в рамках спецкурса «Олимпиадные задачи по физике», который вел с 1993 г. по 2011 год.        Четырежды (1994-95,1996,1998,2000 годы) становился лауреатом конкурса Международной Соросовской программы образования в области точных наук «Соросовский Учитель»; дважды (2001, 2002 годы) – лауреатом конкурса «Грант Москвы»; трижды (2001, 2003, 2004 годы) – лауреатом премии Департамента образования г. Москвы за подготовку школьников – победителей предметных олимпиад.  За особый вклад в работу с одаренными детьми в 2002 году был награжден дипломом министерства образования Российской Федерации (лауреата премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России»). Неоднократно награждался дипломами департамента образования города Москвы, имею благодарность ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, многочисленные почетные грамоты и благодарственные письма. В 2013 году был награжден Почетной грамотой министерства образования и науки РФ.

По итогам всех голосований,  с 2014 года ежегодно проводившихся среди учащихся СУНЦ, попадал в число лучших преподавателей СУНЦ.

Материалы к учебной неделе 4-9 сентября 2017 года.

Материалы лекции 1 (основные понятия кинематики материальной точки, графическое представление движения)

Вопросы по материалам лекции 1

ДЗ к семинару № 1  Внимание! Задача домашнего задания считается сделанной, если её решение записано в тетради и учащийся готов воспроизвести и объяснить его у доски без помощи тетради.

ДЗ к семинару № 2  Начиная со второго задания, на «пятерку» необходимо правильно сделать 5 задач из 8 предложенных.

Материалы к учебной неделе 11-16 сентября 2017 года.

Материалы лекции 2 (формула сложения скоростей и ускорений, кинематика криволинейного движения частицы на плоскости)

Вопросы по материалам лекции 2

СПИСОК 10а с делением на группы по физике

СПИСОК 10б с делением на группы по физике

ДЗ к семинару № 3

ДЗ к семинару № 4

Материалы к учебной неделе 18-23 сентября 2017 года.

Материалы лекции 3. Движение в системах со связями. Законы Ньютона.

Вопросы по материалам лекции 3

ДЗ2017(1)1.1(01-06)Кинематика — задания 5 и 6 в конце файла.

Материалы к учебной неделе 25-30 сентября 2017 года.

Материалы лекции 4. Сила упругости. Сила трения. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения

Вопросы по материалам лекции 4

ДЗ2017(1)1.2(07-12)Динамика — задания 7 и 8 в начале файла.

Материалы к учебной неделе 2-7 октября 2017 года.

Материалы лекции 5. Центр масс. Уравнение движения центра масс. Закон Кулона

Вопросы к лекции 5

ДЗ2017(1)1.2(07-12)Динамика — задания 9 и 10 в середине файла.

Материалы к учебной неделе 9-14 октября 2017 года.

Материалы лекции 6. Теорема Гаусса для электрического поля. Импусльс частицы. Импульс силы.

Вопросы к лекции 6

ДЗ2017(1)1.2(07-12)Динамика — задания 11 и 12 в конце файла.

Материалы к учебной неделе 16-21 октября 2017 года.

Материалы лекции 7. Работа. Теорема об изменении кинетической энергии. Консервативные силы

Вопросы к лекции 7

ДЗ2017(1)1.3(13-16)Законы сохранения — задания 13 и 14.

Материалы к учебной неделе 23-28 октября 2017 года.

Материалы лекции 8. Потенциальная энергия взаимодействия частиц. Законы изменения и сохранения энергии.

Вопросы к лекции 8

Во вторник 24 октября состоится двух часовая контрольная работа по кинематике и законам Ньютона. Поэтому домашнее задание на этот день не задаётся.

ДЗ2017(1)1.3(13-16)Законы сохранения — задание 15  на 28 октября.

Материалы к учебной неделе 07-11 ноября 2017 года.

Материалы лекции 9. Введение в кинематику, динамику и статику абсолютно твердого тела

Вопросы к лекции 9

ДЗ2017(1)1.3(13-16)Законы сохранения — задание 16  на 7 ноября.

 

Материалы лекций по молекулярной физике (2015-16 учебный год).

Лекция 1. Газовые законы. Квазиравновесные процессы.

Лекция 2. Макроскопическая работа. Первое начало термодинамики. Теплоемкость.

Лекция 3. Политропные процессы. Тепловые и холодильные машины. Обратимые процессы

Лекция 4. Второе начало термодинамики. Основы МКТ

Лекция 5.  МКТ (окончание).Тепловое расширение. Поверхностное натяжение

Лекция 6 (1 урок) Поверхностное натяжение (окончание)

Лекция 7 (1 урок) Пары. Влажность

Лекция 8. Кипение. Фазовые переходы. Тройная точка