Программа развития кафедры математики СУНЦ МГУ

Кадровые вопросы

В СУНЦ принята методика обучения школьников, которая используется в высшей школе: по каждому из 3-х математических дисциплин
(геометрия, алгебра, математический анализ) каждую неделю читается одна лекция (1 урок) и проводятся упражнения (2 урока). Так как в СУНЦ в неделю нужно прочесть 14 лекций, то необходимо предусмотреть на обязательную нагрузку, связанную с чтением лекций, в совокупности 14 ставок профессоров и доцентов (желательно, чтобы каждый лектор читал лекции только в одном классе). В настоящее время по штатному расписанию общее число ставок профессоров и доцентов равно10. При этом следует учесть, что иногда лектор имеет постоянное место работы на одном из факультетов МГУ и, возможно, некоторые ставки не будут заняты лекторами обязательных курсов. В то же время, в СУНЦ сложилась традиция чтения спецкурсов и ведения спецсеминаров и кружков силами профессоров и доцентов механико- математического факультета, которые и могли занять свободные ставки. Кроме этого, в настоящее время планируется возрождение предмета «математический практикум» (2 урока в неделю), который также требует значительного количества опытных преподавателей.
Что касается упражнений, то как принято в СУНЦ, так и в других школах физико-математического профиля, упражнения ведут по возможности 3 преподавателя. Необходимость работы 3-х преподавателей на упражнениях вызвана двумя основными причинами: 1) в СУНЦ поступают школьники, которые изучали математику по разным программам и поэтому необходим индивидуальный подход к каждому из них. Тем самым желательно, чтобы каждый учащийся курировался на уроке одним из преподавателей. Средняя численность класса составляет порядка 25 учащихся. Поэтому на каждого преподавателя приходится около 8 учеников, что дает возможность проконтролировать им выполнение домашних заданий и работу на уроке. 2) на кафедре работает много молодых преподавателей, которые на занятиях с опытными преподавателями перенимают их опыт. Таким образом, на уроке учатся не только  школьники, но и начинающие преподаватели. Кроме того, следует учитывать, что на кафедре сейчас работают 10 аспирантов, которые в перспективе станут кандидатами наук и планируют продолжить работу на кафедре.
Исходя из всего вышесказанного, для полноценного преподавания математики с учетом перспективы, необходимо дополнительно (к уже имеющимся ставкам) добавить:
1. Ставки профессора – 2 ед.
2. Ставки доцента – 5 ед.
3. Ставки старшего преподавателя – 3 ед.
4. Ставки ассистента – 5 ед.
Прошу больше, чем сейчас реально требуется, с учетом слов Ректора об увеличении набора при переезде в новое здание.

Материальное обеспечение преподавателей

Преподавание в СУНЦ является гораздо более сложным процессом, чем преподавание в высшей школе. Это объясняется многими причинами. В первую очередь, переходным возрастом учеников. В настоящее время происходит ранее половое созревание, которое может привести к различным неприятным ситуациям. Кроме этого, школьники живут в общежитии, оторваны от родных, от своих друзей, от привычной домашней обстановки. Поэтому необходимо общение преподавателей со школьниками не только на уроках, но и во внеурочное время (кружки по интересам, посещение театров, музеев, организация экскурсий, походов и спортивных мероприятий и т.д.). Но у подавляющего большинства преподавателей на такую деятельность не хватает времени, т.к. в силу совершенно недостаточной заработной платы, они вынуждены подрабатывать на стороне. Предлагается значительно увеличить заработную плату преподавателям в 5-10 раз. В СУНЦ учатся одаренные дети, являющиеся стратегическим потенциалом России, и на них придется опираться при модернизации экономики нашей страны. Поэтому не нужно жалеть средств на то, чтобы они получили хорошее общее образование и воспитание.
Наиболее срочно следует рассмотреть вопрос о поддержке аспирантов, работающих на кафедре, поскольку размер стипендии аспиранта совершенно недостаточен для обеспечения приемлемого уровня жизни, а в силу занятости аспирантов работой по подготовке диссертаций у них не остается времени для дополнительного заработка. Это же касается и студентов, работающих на кафедре.

Рабочие места и техническое обеспечение преподавателей

Помещение кафедры математики занимает очень малую площадь. Поэтому в настоящее время сотрудники кафедры лишены возможности не только полноценного отдыха в перерывах между занятиями, но и возможности бесед и проведения консультаций со школьниками. Предлагается передать кафедре математики комнату, находящуюся напротив кафедры.
Для подготовки и обеспечения учащихся раздаточными материалами (материалы занятий, домашних заданий и контрольных работ) необходимо дополнительно установить на кафедре:
1. Компьютеры стационарные – 4 шт.
2. Принтеры скоростные лазерные – 3 шт., из них хотя бы один цветной.
3. Скоростные ксероксы – 2 шт.
Компьютеры и принтеры должны быть объединены в локальную вычислительную сеть с возможностью доступа с личных устройств сотрудников и выходом в Интернет.
Для обеспечения возможности использовать компьютерные модели в процессе обучения необходимо оснастить аудитории обычными досками (современного качества изготовления), электронными досками вместе с необходимым математическим обеспечением, проекторами и экранами, необходимой аудиторной мебелью, фотопортретами выдающихся ученых и наглядными учебными плакатами, занавесками для окон и пр.
Считаю необходимым обеспечить преподавателей компьютерами типа ноутбук с установленным на них лицензионным обеспечением.

Предложения по деятельности кафедры в современных условиях

Необходимо широко использовать интернет для привлечения в СУНЦ одаренных детей. Для этого предлагается:
организовать бесплатные интернет курсы для школьников 7-9 классов, которые дадут возможность учащимся различных регионов России получить хорошую математическую подготовку и подготовить их к успешной сдаче вступительных экзаменов в СУНЦ.
организовать курсы повышения квалификации для учителей математики (очные или заочные по интернету).
Финансирование этих курсов (оборудование, заработная плата преподавателей) должна производиться за счет государственных средств.
С целью передачи накопленного в СУНЦ МГУ опыта преподавания заключить договора с факультетом педагогического образования МГУ и кабинетом методики преподавания элементарной математики механико-математического факультета для организации прохождения практики в СУНЦ МГУ студентами и аспирантами этих факультетов.
Рассмотреть вопрос о создании в СУНЦ МГУ на базе кафедры математики аспирантуры и диссертационного совета по педагогическим наукам.
В настоящее время на кафедре в инициативном порядке издаются методические пособия по различным частям математических курсов. Необходимо поставить эту деятельность на регулярную основу и издать в печатном виде материалы всех основных курсов, лучше всего – в виде учебников. На кафедре создана редакционно-издательская комиссия, основной функцией которой является издание Юбилейного сборника научно-методических работ сотрудников кафедры (к 50-летию СУНЦ МГУ) и организация публикаций в серии «Библиотека учителя и ученика СУНЦ МГУ», выпуска 2 раза в год научно-методического журнала кафедры «Школа педагогического творчества». Вся эта издательская деятельность потребует нового компьютерного издательского оборудования (системы) и расходных материалов.
Возможно, следует рассмотреть вопрос о выделении в составе кафедры группы, которая будет заниматься издательской деятельностью.

В целях упорядочения и активизации всей научно-методической работы сотрудников кафедры и научно-исследовательской деятельности школьников при кафедре математики создать кабинет педагогического творчества имени А.Н. Колмогорова, о чем имеется единогласное решение Ученого совета СУНЦ МГУ от 25.06.2012.
Получение грантов и спонсорских средств для выполнения в СУНЦ МГУ научных, научно-методических работ должно быть организационно оформлено администрацией СУНЦ МГУ.

Ежегодно проводить «Колмогоровские чтения СУНЦ МГУ» (для чего необходим постоянно работающий оргкомитет), предусмотрев в его научной программе две основные составляющие: школьные научно-исследовательские доклады и научно-методические доклады учителей.
Заведующий кафедрой математики СУНЦ МГУ профессор О.П. Виноградов
Декабрь 2013