Дорогие 11-классники! Когда вам станет трудно, вспомните: вы сами сюда поступили. А когда станет совсем трудно, вспомните «тяжело в учении — легко в бою», и приходите на кафедру химии за печеньками.

Инструкция для выбора курсовой работы 

Видеолекции Недели науки для школьников в МГУ

25 семинар (11М — 8.11.17, ср, 11ЛН — 7.11.17, вт): Коллоквиум на тему «Химическая термодинамика и кинетика»

Джоуль

Возможны задачи типа:

za-terk4        К зачету по термодинамике и кинетике       11ЛН
1. На основании приведенных данных рассчитайте константу равновесия в равновесной смеси при стандартных условиях:     Н2 (г) + Э(тв) = Н2Э(газ)
delta Н , кДж/моль    S , Дж/моль*К
Н2    0    130,5
Э    0    31,9
Н2Э    -20,9    205,6
2. Приведите расчетную формулу для вычисления константы равновесия на основе табличных данных по delta G° для реакции     2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(г) + 2SO2(г)
при стандартных условиях и при 1000°С, пренебрегая температурной зависимостью энтальпий образования веществ и их энтропий.
3. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе
2 NO(г) + Cl2(г) = 2 NOCl(г)  составляли: оксид азота (II) 0,02 моль/л; хлор 0,03 моль/л; хлористый нитрозил 0,01 моль/л. Каким будет направление процесса при быстром смешении реагентов в концентрациях, равных для всех веществ 0,01 моль/л при той же температуре?
4. При температурах 800 и 600 К константы равновесия реакции
CH4(г) + 2 O2(г)  = CO2(г) + 2 H2O(г)
равны соответственно 1*10 52 и 5*10 69 . Экзо- или эндотермическая эта реакция?
5. Вычислите константу равновесия термической диссоциации молекул хлора при 1000К.
Сl2    Br2    I2
Степень термической диссоциации при 1000 К    3,5*10-4    2,3*10-3    2,8*10-2
6. Для какой из реакций модуль изменения энтропии может быть более значительным:   BaCO3 = BaO + CO2    или  BaCl2 + Na2CO3 = 2 NaCl + BaCO3
7. При изучении кинетики реакции А + В + 2Д = Г обнаружено, что скорость при увеличении концентрации А в 2 раза возрастает в 4 раза, не зависит от концентрации В и возрастает в 3 раза при увеличении концентрации Д в 3 раза. Напишите кинетическое уравнение реакции (выражающее зависимость скорости от концентраций). Почему показатели степеней в кинетическом уравнении не совпадают с коэффициентами в уравнении реакции?
8. Для реакции     [Mn(H2O)6]2+ + SO42–  =  [Mn(H2O)5SO4] + H2O
получены следующие значения скорости при заданных концентрациях:
C([Mn(H2O)6]2+), моль/л     C(SO42–), моль/л    r, моль/(л•c)
0,1    0,05    3,98•105
0,05    0,1    1,99•105
0,02    0,05    0,796•105
а) Определите вид кинетического уравнения.
b) Вычислите константу скорости реакции.
9. При 37°С реакция заканчивается за 150 с, а при 57°С – за 37,5 с. Приведите необходимую расчетную формулу (с подставленными численными значениями) и вычислите энергию активации.
10. В реакции C(тв) + 2 H2(г) = CH4(г) давление водорода увеличили в два раза. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если считать ее элементарной? Затем в том же реакторе увеличили в два раза массу углерода С. Как и почему может измениться скорость реакции в этом случае?
11. Температурный коэффициент реакции равен 2. Скорость реакции при 20°С – V1. При какой температуре для той же реакции скорость V2 изменится так, что V2 = 8 V1 ?

24 семинар (6.11.17, пн): Решение абитуриентских задач по кинетике (зависимость скорости от температуры)

kinet-ab-mod              Домашнее задание по кинетике

  1. (Хф-98, Хф-за-99, ан.Хф-за-94) Энергия активации некоторой реакции в 2 раза больше, чем энергия активации другой реакции. При нагревании от T1 до T2 константа скорости первой реакции увеличилась в a раз. Во сколько раз увеличилась константа скорости второй реакции при нагревании от T1 до T2?
  2. (Фм-92, Бф-92) Растворение образца цинка в соляной кислоте при 200С заканчивается через 27 минут, а при 400С такой же образец металла растворяется за 3 минуты. За какое время данный образец цинка растворится при 550С?
  3. (ХФ-02) Константа скорости реакции A = B  при 220С равна 2,4 мин-1, а при 270С  —    3,3 мин-1. При какой температуре константа скорости реакции будет равна 4,0 мин-1?.
  4. (Бф-02) Константа скорости реакции изомеризации A = B равна 20 с-1, а константа скорости обратной реакции B = A равна 12 с-1. Рассчитайте состав равновесной смеси (в граммах), полученной из 10 г вещества А.
  5. (ФФМ-02) Две реакции протекают с одинаковой скоростью (w1= w2)  при 200С, температурный коэффициент скорости первой реакции равен 6, второй —  3. Как будут относиться скорости реакций w2/w1 , если реакции проводить при 600С?
    Почему Ваш ответ не является корректным?

29.10 — 5.11 КАНИКУЛЫ!

как я просыпаюсь

23 семинар (11Л — 26.10.17, чт): Решение олимпиадных задач по кинетике

Лекция 26.10.17, чт: Катализ

22 семинар (11М — 25.10.17, ср, 11ЛН — 24.10.17, ср): Решение абитуриентских задач по кинетике (зависимость скорости от концентраций)

Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III, глава 2

с.51 №5; с.74 №9, 10; с.85 №7

21 семинар (23.10.17, пн): Химическая кинетика. Реакции 1 порядка

20 семинар (11Л — 19.10.17, чт): Решение сложных задач по равновесию. Работа со справочниками

Лекция 18.10.17, ср: Хим. кинетика (1). Уравнение скорости и Уравнение Аррениуса

Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III, глава 2

19 семинар (11М — 18.10.17, ср, 11ЛН — 17.10.17, вт): Решение абитуриентских задач по равновесию

ravn-do            Домашнее задание на тему “Равновесие”

  1. (Хф-по-97) Один моль аммиака поместили в сосуд объемом 20 л и нагрели до 600oC. Давление в сосуде оказалось равным 435 кПа. Рассчитайте степень разложения аммиака.
  2. (Х-пр-93) Уксусную кислоту массой 25 г растворяют в воде, и объем раствора доводят до 1 л. Определите концентрацию ионов H+в полученном растворе, если константа диссоциации уксусной кислоты равна 1,8*10-5. Изменением концентрации кислоты при диссоциации пренебречь.
  3. (Хф-93; Хф-за-94; Хф-пр-94; ВКНМ-96) Имеется смесь азота и водорода, которая на 5% легче гелия. После пропускания смеси над нагретым катализатором образовался аммиак, в результате чего смесь стала тяжелее гелия при тех же условиях. Рассчитайте область допустимых значений для выхода реакции.
  4. (Хф-пр-98; ВКНМ-98; Хф-за-99) Смешали по три моля веществ А, В, С. После установления равновесия А + В = 2С в системе обнаружили 5 молей вещества С. Рассчитайте константу равновесия. Определите равновесный состав смеси (в мольных %), полученной смешением веществ А, В, С в мольном соотношении 3:2:1 при той же температуре.
  5. На основании известных термодинамических параметров процесса:

реакция  N2 + O2 = 2 NO
ΔH            0       0        +91 кДж/моль
S           +192  +205    +210 Дж/моль*К

определите (ΔG), возможна ли прямая реакция при стандартных условиях.   Вычислите, начиная с какой температуры пойдет реакция.

18 семинар (16.10.17, пн): Энтропия. Связь константы равновесия и энергии Гиббса

17 семинар (11Л — 12.10.17, чт): Термохимия. Олимпиадные задачи.

Лекция 11.10.17, ср: Термодинамика (2). Энтропия. Энергия Гиббса. Равновесие. Константа равновесия

Читаем зеленую книжку Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III, глава 1, параграф 1.4 (до конца 1-й главы).

16 семинар (11ЛН — 10.10.17, вт, 11М — 11.10.17, ср): Решение абитуриентских задач по термохимии

therm-2t         Домашние задачи по термохимии

1. (Хф-97) Теплота сгорания пропанола-1 составляет 1887 кДж/моль, теплота сгорания пропанола-2 равна 1872 кДж/моль. Какое из этих соединений будет преобладать в равновесной смеси, образующейся при нагревании пропанола-2 в присутствии изомеризующего катализатора при 450 градусах Цельсия? Напишите уравнение процесса и ответ подтвердите расчетом.

2. (Хф-пр-92) 57,6 г минерала, содержащего 66,7% меди и 33,3% серы по массе, сожгли в избытке кислорода, а твердый продукт сгорания прокалили с 15,4 г алюминия. Какое количество теплоты выделилось в результате каждого из этих процессов, если известно, что реакции проводились при постоянной температуре, а теплоты образования при данной температуре равны: сульфид меди 53 кДж/моль; оксид меди (II) 165 кДж/моль; оксид серы (IV) 297 кДж/моль; оксид алюминия 1675 кДж/моль?

3. (Х-по-92) При стандартных условиях теплота полного хлорирования графита равна 103,3 кДж/моль, а теплота полного хлорирования алмаза равна 105,6 кДж/моль. Чему равна теплота превращения графита в алмаз при стандартных условиях?

ВНИМАНИЕ учащихся 11Л! Желающим делать курсовые открыт (или в ближайшее время будет открыт) доступ к таблице тем с почты химкласса. Надо выбрать темы до 10 октября и отправить заявки на aesc.bioclass@gmail.com
Примечание: Это не обязательно! Только для желающих сделать что-то достойное и, может быть, выступить на конференциях. Остальные делают мини-курсовую в рамках неорганического практикума.

15 семинар (9.10.17, пн): Коллоквиум на тему «Строение атома и химическая связь»

Коллоквиум предполагает беседу с преподавателем по мотивам заданий. Вспоминаем всю свою жизнь и учим молитвы.

Демо-версия заданий коллоквиума:

1. Каковы все допустимые значения квантового числа _ при а) _;  б) _;  в) _ ? Как обозначают эти орбитали?
2. Запишите электронную конфигурацию атомов(ионов): __; _3+; _2+
3. Объясните, почему при переходе от _ к _ в естественном ряду элементов стабильная электронная конфигурация изменяется от __ к __, а не __.
4. Какое пространственное строение имеют следующие молекулы (назовите фигуру, попытайтесь ее нарисовать): __; __; __. Укажите тип молекулы по Гиллеспи (ABmEn) и тип ее гибридизации.
5. Нарисуйте энергетические диаграммы молекул элементов второго периода: __; __ . Укажите магнитные свойства, кратность связи, молекулу (ион) с наибольшей и наименьшей энергиями диссоциации.

зачет бы

14 семинар (11Л — 5.10.17, чт): Метод МО (повторение)

Лекция 4.10.17, ср: Термодинамика (1). Энтальпия

Читаем зеленую книжку Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть III. Основы химической термодинамики и кинетики, глава 1 ДО параграфа 1.4. Также полезно почитать книгу Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграф 5) и другие пособия.

13 семинар (11ЛН — 3.10.17, вт, 11М — 4.10.17, ср): Метод молекулярных орбиталей (решение задач)

Повторяем параграф 3.3 розовой книжки Коренев и др. Общая и неорганическая химия, Часть I

ДЗ «Метод МО»
Нарисуйте диаграмму молекулярных орбиталей для частицы ННе. Определите кратность связи. Что надо сделать, чтобы частица стала более устойчивой: убрать электрон или добавить? Объясните.

В пн 2.10.17 спецкурса «Органический ликбез» не будет.

12 семинар (2.10.17, пн): Метод валентных связей (решение задач)

Повторяем параграф 3.2 розовой книжки Коренев и др. Общая и неорганическая химия, Часть I

ДЗ «Метод ВС»
Определите форму молекулы XeF4 и иона Al(OH)4-. Определите тип гибридизации центрального атома в этих частицах.

11 семинар (11Л — 28.09.17, чт): Решение олимпиадных задач на строение атома и химическую связь

Лекция 27.09.17, ср: Метод валентных связей и метод молекулярных орбиталей

Повторяем параграф 3.2 розовой книжки Коренев и др. Общая и неорганическая химия, Часть I. Страдаем.

10 семинар (11ЛН — 26.09.17, вт, 11М — 27.09.17, ср): Химическая связь. Решение абитуриентских задач на строение атома и химическую связь

Повторяем книжку Коренев и др. Общая и неорганическая химия, Часть I и  соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 2-4) и другой доступной литературе. Умеренно тоскуем.

Домашнее задание «Строение атома и химическая связь»

  1. (ФМ-98) Напишите электронную конфигурацию сульфид-иона в первом возбужденном состоянии.
  2. (ВКНМ-97) Рассчитайте объем и радиус атома кальция, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара, а объем шаров составляет 74% от общего объема. Плотность кальция равна 1,55 г/см3.
  3. (1 к) Какое пространственное строение имеют молекулы BF3 и NF3? Чем определяется геометрическое строение данных молекул (теория ОЭПВО, она же теория Гиллеспи)? Равны ли валентные углы F-B-F, и F-N-F в этих молекулах? Почему?

В пн 25.09.17 состоится 1-е занятие спецкурса «Органический ликбез«.

9 семинар (25.09.17, пн): Строение атома и электронные конфигурации. Ядерные реакции

Повторяем главу 2 книжки Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть I. Основные понятия, строение атома, химическая связь. Смотрим видео от В.В.Загорского.

8 семинар (11Л — 21.09.17, чт): Повторение органической химии – сравнение свойств веществ

Думаем, как отличить метанол от этанола в домашних условиях.

Лекция 20.09.17, ср: Химическая связь

Читаем главу 3 книжки Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть I. Основные понятия, строение атома, химическая связь.

7 семинар (11ЛН — 19.09.17, вт, 11М — 20.09.17, ср): Повторение органической химии — азотсодержащие органические соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 26-27) и другой доступной литературе. Особо упорные могут воспользоваться ВУЗовскими учебниками, но не говорите потом, что мы не предупреждали.

pepti-gl           Домашнее задание на тему «производные кислот»

  1. (ВКНМ-96, Бф-93, ФМ-93, Хф-пр-94) При частичном гидролизе некоторого пептида А, имеющего молекулярную массу 293 г/моль и содержащего 14,3% азота по массе, получено два пептида, В и С. Образец пептида В массой 0,472 г может при нагревании вступить в реакцию с 18 мл 0,222 М раствора HCl. Образец пептида С массой 0,666 г полностью реагирует при нагревании с 14,7 мл 1,6%-ного раствора NaOH (плотность 1,022 г/мл). Установите возможную структурную формулу пептида А. Напишите уравнения реакций.
  2. (Хф-96, Бф-91) Твердый животный жир (триглицерид) массой 13,32 г полностью растворили при нагревании с 38 мл 25%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,18). Избыток щелочи нейтрализовали 40,2 мл 12%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,06). При последующем избыточном подкислении раствора выделяется 10,8 г нерастворимого в воде вещества. Установите возможную формулу жира.

6 семинар (18.09.17, пн): Повторение органической химии — кислородсодержащие соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 22-25) и другой доступной литературе.

  Домашнее задание на тему «Кислоты-1»

  1. (Хф-90) Приведите не менее трех способов получения альфа-бромпропионовой кислоты. Укажите необходимые условия проведения синтеза (агрегатное состояние веществ, растворитель, катализатор, температура, давление)
  2. (Химф-90) На основании теории строения органических соединений предскажите химические свойства пентен-2-овой кислоты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
  3. (Биол-94, Хф-пр-95) Для полного гидролиза 7,4 г смеси двух сложных эфиров потребовалось 70 г 8%-ного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 6,48 г осадка. Определите строение сложных эфиров и их содержание в исходной смеси (в мольных%).

5 семинар (11Л — 14.09.17, чт): Повторение органической химии – классы органических веществ, предсказание свойств органических веществ

Повторяем органику по любым книгам. Ностальгируем по органическому праку.

Лекция 13.09.17, ср: Строение атома

Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И. Общая и неорганическая химия. Часть I. Основные понятия, строение атома, химическая связь. Читаем главу 2.

4 семинар (11ЛН — 12.09.17, вт; 11М — 13.09.17, ср): Повторение органической химии — углеводороды

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 17-21) и другой доступной литературе.

hyd-car1     ДЗ «Повторение органической химии.  Углеводороды»

  1. Напишите структурные формулы веществ A — E в следующей  цепочке превращений. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре:

рисунок на сайт 1

2. Напишите структурные формулы и названия трех ароматических соединений состава C8H9Cl.

3. Установите строение углеводорода состава C8H6, если известно, что он обесцвечивает бромную воду и подкисленный водный раствор перманганата калия, причем в последней реакции из раствора можно выделить кислоту состава C7H6O2. Напишите уравнения описанных реакций.

4. Напишите уравнения реакций этилбензола со следующими реагентами:
а) Br2, (свет); б) Br2, (FeBr3);  в) H2, (Pt, t); г) KMnO4(H+, 100oC)

3 семинар (11.09.17, пн): Уравнивание ОВР

Продолжаем увлекательное чтение главы 1 книжки Коренева и др. Общая и неорганическая химия, Часть V. Книжку взять в библиотеке или см.онлайн.

Выполняем домашнее задание «Степень окисления» в тетрадках:

Определите степени окисления всех атомов в CH4, C10Cl18, SnH4, (CH3)2CН-COOH, CH3-CH(OH)-CH2-CH=CH-CH=O.

2 семинар (11Л — 7.09.17, чт): Решение задач на определение состава вещества

Тренируем мозг.

use it

Лекция 6.09.17, ср: Основные понятия химии

Читаем главу 1 книжки Коренева и др. Общая и неорганическая химия, Часть I (не путать с частью V!). Книжку взять в библиотеке или см. онлайн.

Не забудьте освежить в памяти требования к учащемуся на лекции.

1 семинар (11ЛН — 5.09.17, вт; 11М — 6.09.17, ср): Вводный тест. Степени окисления

Собираемся с мыслями, берем себя в руки. Читаем главу 1 книжки Коренева и др. Общая и неорганическая химия, Часть V. Книжку взять в библиотеке или см.онлайн.

Освежаем в памяти требования к учащемуся на семинарах. Незнание правил не освобождает от ответственностит.