26 семинар 26.04.19, пт (11Н): Повторение органической химии. Лабораторная работа «Углеводы»

сахар

14 практикум 25.04.19, чт (11Л): Зачет

Занятие проводится в СУНЦ, 46 каб.
9.00-9.30 Зачет по билетам для ВСЕХ (освобождение может быть дано тем, кто защитил одну курсовую в 10 классе и готов защитить вторую по материалам практикума). Для особо одаренных: на странице требований к практикуму подробно написано, что это такое и как протекает.
9.30-11.30 Защиты курсовых. Доклад 3 мин для курсовых по материалам практикума, 5 мин для полноценных исследовательских работ. Презентации принимаются ТОЛЬКО в формате *.ppt, тезисы ТОЛЬКО в формате *.doc. Неправильный формат будет караться. Тезисы должны быть загружены ДО начала защит в раздел «Защита работ» системы ЦДО (там же можно почитать и посмотреть примеры, как готовить тезисы и презентации).
11.30-12.30 Досдача работ (если вообще успеется! лучше сдать их заранее)

14 лекция 24.04.19, ср: Металлургия

25 семинар 23.04.19, вт: Повторение органической химии — азотсодержащие органические соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 26-27) и другой доступной литературе.

pepti-gl           Домашнее задание на тему «производные кислот»

  1. (ВКНМ-96, Бф-93, ФМ-93, Хф-пр-94) При частичном гидролизе некоторого пептида А, имеющего молекулярную массу 293 г/моль и содержащего 14,3% азота по массе, получено два пептида, В и С. Образец пептида В массой 0,472 г может при нагревании вступить в реакцию с 18 мл 0,222 М раствора HCl. Образец пептида С массой 0,666 г полностью реагирует при нагревании с 14,7 мл 1,6%-ного раствора NaOH (плотность 1,022 г/мл). Установите возможную структурную формулу пептида А. Напишите уравнения реакций.
  2. (Хф-96, Бф-91) Твердый животный жир (триглицерид) массой 13,32 г полностью растворили при нагревании с 38 мл 25%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,18). Избыток щелочи нейтрализовали 40,2 мл 12%-ного раствора соляной кислоты (плотность 1,06). При последующем избыточном подкислении раствора выделяется 10,8 г нерастворимого в воде вещества. Установите возможную формулу жира.

24 семинар 19.04.19, пт (11Н): Повторение. Решение задач

13 практикум 18.04.19, чт (11Л): Металлы

Доделываем синтезы и сдаем к этому дню все мартовские работы.

Внимание! В ср 17.04.19 во время спецкурса по ЕГЭ (15.45) состоится полный тренинг ЕГЭ по химии на бланках. ВСЕ, кто собирается сдавать ЕГЭ по химии, должны в нем поучаствовать. Если конкретно это время для вас совершенно невозможно, надо будет в ср взять у Н.И.Морозовой вариант и сдать в пт на 5-6 уроках.

13 лекция 17.04.19, ср: Лекция Е.А. Гудилина

23 семинар 16.04.19, вт: Страшные сказки

22 семинар 12.04.19, пт (11Н): Повторение органической химии. Лабораторная работа «Различение органических соединений»

химия 27-5 глюкоза + Cu(OH)2 1

12 практикум 11.04.19, чт (11Л): Переходные металлы (демонстрации)

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  d-металлы IV периода  (в бумажной версии стр.63-65). Готовим таблички.

12 лекция 10.04.19, ср: Химическая промышленность

21 семинар 9.04.19, вт: Повторение органической химии — кислородсодержащие соединения

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 22-25) и другой доступной литературе.

  Домашнее задание на тему «Кислоты-1»

  1. (Хф-90) Приведите не менее трех способов получения альфа-бромпропионовой кислоты. Укажите необходимые условия проведения синтеза (агрегатное состояние веществ, растворитель, катализатор, температура, давление)
  2. (Химф-90) На основании теории строения органических соединений предскажите химические свойства пентен-2-овой кислоты. Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
  3. (Биол-94, Хф-пр-95) Для полного гидролиза 7,4 г смеси двух сложных эфиров потребовалось 70 г 8%-ного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 6,48 г осадка. Определите строение сложных эфиров и их содержание в исходной смеси (в мольных%).

20 семинар 5.04.19, пт (11Н): Повторение химии неметаллов. Решение разных задач 

0 получ CsICl4 1 Клименко

11 практикум 4.04.19, чт (11Л): Синтезы

Группа Лукьяновой: Деянков — CdS (c.39), Красильников — соль Мора, Видерский — гексагидрат AlCl3, Ожималов — ацетат хрома, Скоробогатько — NiS (как CdS с.39), Калягин — триоксалатохромат, Николаев — POCl3 (c.51), Ефимов — CrO2Cl2, Козин — CuCl (способ 2)

Группа Морозовой: Бутакова — CrO2Cl2 + ацетилацетонат железа, Нечаве — триоксалатохромат, Фролов — соль Мора, Белова — ацетат хрома, Дубодел — CrO3, Чабанов — хромокалиевые квасцы, Берсенев — хромоаммониевые квасцы, Галкин — FeCl3 безводный (с.27), Татаренко — AlCl3 безводный (с.26)

Группа Ситниковой: Смокотина — CrO3, Хульт — Mn(NO3)2, Черемных — CuCl (способ 2), Барсанова — соль Мора, Козлов — CuCl (способ 1), Шалыбкова — Co(NO3)2, Зарипов — ацетат хрома, Селиванова — CrO3, Крысанов — гексагидрат AlCl3, Романенко — хромокалиевые квасцы.

11 лекция 3.04.19, ср: Качественный анализ (повторение)

19 семинар 2.04.19, вт: Повторение органической химии — углеводороды

Повторяем соответствующие параграфы по книге Кузьменко-Еремина-Попкова (в издании 2001 г. параграфы 17-21) и другой доступной литературе.

hyd-car1     ДЗ «Повторение органической химии.  Углеводороды»

  1. Напишите структурные формулы веществ A — E в следующей  цепочке превращений. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре:
    рисунок на сайт 1
  1. Напишите структурные формулы и названия трех ароматических соединений состава C8H9Cl.
  2. Установите строение углеводорода состава C8H6, если известно, что он обесцвечивает бромную воду и подкисленный водный раствор перманганата калия, причем в последней реакции из раствора можно выделить кислоту состава C7H6O2. Напишите уравнения описанных реакций.
  3. Напишите уравнения реакций этилбензола со следующими реагентами:
    а) Br2, (свет); б) Br2, (FeBr3);  в) H2, (Pt, t); г) KMnO4(H+, 100oC)

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ

18 семинар 22.03.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Переходные металлы»

соли Zn Co Mn Ni + OH-

10 практикум 21.03.19, чт (11Л): Металлы главных подгрупп

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  s- и р-металлы  (в бумажной версии стр.55-57). Готовим таблички.

Это последнее занятие марта. Работы за февраль принимаются в последний раз. За февральские работы, не сданные до 21 марта включительно, ставятся двойки.

10 лекция 20.03.19, ср: Переходные металлы — 4

17 семинар 19.03.19, вт: Переходные металлы

Для отсутствующих: tsab-me2-1

16 семинар 15.03.19, пт (11Н): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

CoCl2 в спирте 2018

Для отсутствующих: TST1104a Диссоциация

9 практикум 14.03.19, чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Углерод, кремний», сдача работ

Читаем  практикум по неорганической химии, главу углерод, кремний (стр.53-54 в книжке). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента

9 лекция 13.03.19, ср: Переходные металлы — 2, Переходные металлы — 3

15 семинар 12.03.19, вт: Алюминий и другие амфотерные металлы. Решение задач

Для отсутствующих: TSAB-ME-Al-Zn

8 практикум 7.03.19, чт (11Л): Синтезы и сдача работ

8 лекция 6.03.19, ср: Переходные металлы

14 семинар 5.03.19, вт: Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

Для отсутствующих: tsab-me (решение можно сдать в тетради или прислать Н.И.Морозовой по почте или в ВК)

13 семинар 1.03.19, пт (11Н): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Теплота гидратации»

Мурзякова Боброва прокаливают NiSO4

Для отсутствующих: therm

7 практикум 28.02.19, чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Азот, фосфор», сдача работ

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот, фосфор  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

Это последнее занятие февраля. Работы за январь принимаются в последний раз. За январские работы, не сданные до 28 февраля включительно, ставятся двойки.

7 лекция 27.02.19, ср: Алюминий

12 семинар 26.02.19, вт: Коллоквиум на тему «Неметаллы»

козел и баран

Обратите внимание на олимпиаду, организованную нашими выпускниками!
Группа: https://vk.com/pr.chemol
Сайт: chemolymp.ru
Отборочный тур пройдет 3 марта (воскресенье).

11 семинар 22.02.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Фосфаты»

Co фосфаты CoHPO4 и Co3(PO4)2 Азбукина Селифанова

6 практикум 21.02.19, чт (11Л): Синтезы и сдача работ

Группа Лукьяновой: Деянков — CdS, Красильников — SOCl2, Видерский — H2SO4, Ожималов — PbS, Скоробогатько — NiS (на основе CdS), Калягин — ацетат хрома (с.61), Николаев — KICl4, Ефимов — CuBr (с. 60), Козин — Sb2S3

Группа Морозовой: Бутакова — SOCl2, Галкин — ZnS (на основе PbS), Татаренко — PbI2, PbBr2, Чабанов — KICl4, CsICl4, Берсенев — CuI (с.60), Нечаев — H2SO4, Фролов — PbS, Денисов — NiS (на основе CdS), Белова — CdS, Дубодел — Sb2S3

Группа Ситниковой: Смокотина — H2SO4, Хульт — SnS (на основе PbS), Черемных — ацетат хрома (с.61), Барсанова — PbS, Козлов — ZnS (на основе PbS), Шалыбкова — Na2S2O3, Зарипов — CdS, Селиванова — NiS (на основе CdS), Крысанов — Sb2S3, Романенко — хлориды серы.

6 лекция 20.02.19, ср: Металлы 1-2 групп

10 семинар 19.02.19, вт: Подгруппа углерода. Решение задач

Домашнее задание: Какой элемент главной подгруппы IV группы нравится вам больше всего? Напишите о нем хвалебную песнь или положительную характеристику (кому что ближе) с обоснованием, почему он вам нравится больше остальных.

Объем до 1 тетрадной страницы. Более длинные опусы будем читать лишь в том случае, если они представляют собой увлекательное художественное произведение.

Выбор любимого элемента не оценивается. Хоть флёровий (хотя мы сомневаемся, что вы сможете написать о нем страницу; да-да, борцы с системой могут принять вызов). Оценивается обоснование. За качество текста возможны бонусы.

9 семинар 15.02.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Азот»

Cu(NO3)2 гидрат прокаливаем 3

5 практикум 14.02.19,чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Сера». Сдача темы «Галогены»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

Активизируемся и сдаем несданные работы. Если вам не хватает времени на практикуме, договаривайтесь с преподавателем о сдаче после уроков.

5 лекция 13.02.19, ср: Углерод и Кремний

8 семинар 12.02.19, вт: Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

7 семинар (11Н) 8.02.19, пт: Лабораторная работа «Сера»

MnS-2011

4 практикум 7.02.19, чт (11Л): Индивидуальная работа. Получение соединений галогенов (по 1 синтезу на человека)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Галогены (в бумажной версии стр.24-32, а также готовимся к другим синтезам по рекомендации преподавателя). Оформляем работу.

Группа Морозовой: Бутакова — K2MnCl6, Галкин — SnCl4, Татаренко — PbI2 и PbBr2, Чабанов — KICl4 и CsICl4, Нечаев — KClO3, Берсенев — CuI (с.60), Фролов — CuCl (способ 2, с. 60), Денисов — I2, Белова — KIO3, Дубодел — ICl3

Группа Ситниковой: Смокотина — ICl3, Хульт — I2, Черемных — KIO3, Барсанова — SnI4, Козлов — триоксалатохромат калия (с.62), Шалыбкова — SnCl4, Зарипов — KClO3, Селиванова — K2MnCl6, Крысанов — KICl4, Романенко — PbI2

Группа Лукьяновой: Деянков — SnI4, Красильников — SnI2, Видерский — Br2, Ожималов — ICl3, Скоробогатько — CuI (с.60), Калягин — KIO3, Николаев — KICl4, Ефимов — PbI2, Козин — CuCl (c.60)

4 лекция 6.02.19, ср: Подгруппа углерода

6 семинар 5.02.19, вт: Решение абитуриентских задач на азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему «Азот-1»

(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

3 практикум (11Л) 31.01.19: Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы «Водород, кислород»

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород» должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п. Отсутствие на практикуме 24.01 не является оправданием неготовности сдать тему.

3 лекция 30.01.19, ср: Фосфор

30.01.19 в 15.45 состоится полный тренинг ЕГЭ по химии. Все, кто собирается сдавать химию — приходите!

5 семинар 29.01.19, вт: Некорректные задачи

tsab-inc                      Некорректные конкурсные задачи (ДЗ)

Задания для конкурсных вступительных экзаменов готовятся обычно в условиях «повышенной секретности». При этом отсутствует многократная перепроверка условий и авторских решений, и даже достаточно квалифицированные преподаватели могут совершать ошибки, которые достаются затем абитуриентам.

Особенно сложным случаем является встреча достаточно подготовленного абитуриента с некорректной задачей. Если задача расчетная и используется полуавтоматическая предварительная проверка, заведомо химически правильное решение может быть оценено в «0» баллов, поскольку получена совершенно другая цифра ответа.

Поэтому мы предлагаем в данной ситуации сначала удовлетворить составителя задания тем решением, которое он считает правильным, а затем уже приводить свои комментарии и критику наряду с исправлением условия и решения.

Для предлагаемых ниже задач приведите сначала «решение для проверяющего», затем правильное решение. Если корректно решить задачу нельзя, объясните причины.

Задача 4.(ММА-90)        К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.

Задача 5 (ММА-91)         К 90,1 мл 12%-ного раствора нитрата аммония (пл.1,11) прибавили 75 г 25%-ного раствора КОН. Раствор выпарили, остаток прокалили. Вычислите массы веществ в остатке после прокаливания.

4 семинар (11Н) 26.01.19, пн: Повторение физической химии. Работа со справочниками. Лабораторная работа «Гидролиз»

Повторяем тему «Гидролиз»!

2 практикум (11Л) 24.01.19, чт: Доделывание перекристаллизации, определение воды в кристаллогидрате. Занятие 2. Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород, галогены»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду и Водород, кислород (в бумажной версии стр.13-18).

В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

КАЖДЫЙ может быть назначен демонстратором — готовьтесь!

2 лекция 23.01.19, ср: Азот

3 семинар 22.01.19, вт: Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу

Домашнее задание:

  1. (Почв.-98) Предскажите физические и химические свойства селенита калия. Напишите уравнения трех реакций, в которые должно вступать это соединение. Ответ мотивируйте.
  2. (Ф-мед-97) При пропускании оксида серы (IV) через раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5,0%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

2 семинар (11Н) 18.01.19, пт: Лабораторная работа «Галогены»

ксилол + ио и бр вода Эрмидис Петров

1 практикум (11Л) 17.01.19, чт: Перекристаллизация

Повторяем книжку Коренева про растворы: Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. В особенности те части, где говорится о перекристаллизации! Берем в библиотеке книжку по практикуму или читаем в интернете: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии. А именно — введение и главу «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду«, в том числе «Определение состава кристаллогидрата» (в бумажной версии с.3-13), готовим лабораторный журнал.

Обратите внимание на требования к учащемуся на практикуме.

Занятия будут проходить на химфаке в помещении практикума: 3 этаж, северо-восток, комната 382. Начало в 9.00 (отъезд от СУНЦ 8.30, москвичи приезжают на химфак сами), окончание в 12.00. На занятии иметь: лабораторный журнал с подготовленной работой, книжку по практикуму или ее электронную версию, халат, ручку, мозг. В журнале должны присутствовать расчеты, графики и ответы на вопросы (расчеты проводились на семинаре 10.12.18; если они оказались неверны, то в ваших интересах заранее их исправить!).

Все учащиеся 11Л должны распределиться по 3 преподавателям (Наталья Игоревна Морозова, Мария Антоновна Лукьянова, Мария Валентиновна Ситникова) по 8-10 человек. ДО НАЧАЛА занятия (а в идеале — на семинаре 15.01) необходимо сдать списки учащихся, объединенных в пары для дежурств и распределенных по подгруппам, Н.И.МОРОЗОВОЙ.

До конца занятия ВСЕ должны согласовать со СВОИМ преподавателем тему своей индивидуальной работы по галогенам И ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить Н.И.Морозовой, не откладывая.

1 лекция 16.01.19, ср: V группа

1 семинар 15.01.19, вт: Абитуриентские задачи по сере

tsab-s              Домашнее задание на тему «Сера»

  1. (Ф-мед-98) Взаимодействие простых веществ «А» и «В» при высоких температурах приводит к образованию ядовитой жидкости «С». При сгорании одного моля «С» в атмосфере кислорода образуется один моль газообразного кислотного оксида «D» и два моля газообразного кислотного оксида «Е». Соединение «Е» обесцвечивает кислый раствор перманганата калия. Приведите формулы веществ «А» — «Е» и напишите уравнения всех реакций.
  2. (Бф-97) Предложите способ получения:
    а) натрия из сульфита натрия;
    б) серебра из сульфида серебра.
    Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их проведения.

НАЧИНАЕТСЯ 2 СЕМЕСТР!

14 лекция (17.12.18, пн): Сера (1). Подгруппа серы, Сера (2)

36 семинар (11Л — 10.12.18, пн): Перекристаллизация

Берем в библиотеке книжку: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 72 с. ИЛИ смотрим ее электронную версию на сайте. Читаем разделы «Введение» и «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду», он же «Перекристаллизация» (с.3-13). Повторяем также материал по перекристаллизации по книге Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. М.: Изд-во Мос.Ун-та, 2004

13 лекция 10.12.18, пн: Галогены (2). Соединения галогенов в положительных степенях окисления

12 лекция 3.12.18, пн: Галогены (1). Простые вещества, галогеноводороды, галогениды

11 лекция 26.11.18: Водород, кислород

Игры начинаются в сентябре…

хим шахматы