Дорогие 11-классники! Когда вам станет трудно, вспомните: вы сами сюда поступили. А когда станет совсем трудно, вспомните «тяжело в учении — легко в бою», и приходите на кафедру химии за печеньками.

Инструкция для выбора курсовой работы 

Видеолекции Недели науки для школьников в МГУ

12.05.17, пт — начало Кореневских чтений в 10.45, встреча с деканом химфака В.В. Луниным, зам.декана Н.Е. Кузьменко и В.В. Миняйловым в 15.30

Для тех, кто ездит на сборы, олимпиады и т.п., а также гуляет, болеет и т.д.:

Напоминаем, что сдача ВСЕХ работ по химии обязательна (исключение делается только для тех, кто стал победителем или призером Всероса по химии). Если вы отсутствуете, присылайте сфотографированные решения работ Н.И. Морозовой по эл.почте или ВКонтакте ДО 12 мая. Задания:

18 семинар 21.03 (металлы 1-2 групп)

19 семинар 24.03 (лаб. эл.диссоциация), 11Н

20 семинар 4.04 (Al, Zn)

21 семинар 7.04 (лаб. термодинамика), 11Н

22 семинар 11.04 (переходные металлы)

23 семинар 14.04 (лаб. переходные металлы), 11Н

24 семинар 18.04 (качественные задачи)

26 семинар 25.04.17, вт: Репетиция экзамена

Практикум 21.04.17, пт (11Л): Переходные металлы (демонстрации)

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  d-металлы IV периода  (в бумажной версии стр.63-65). Готовим таблички.

Практикум опять в боковушке!

25 семинар (11Н — пт, 21.04.17, 11М — пн, 24.04.17): Повторение органической и физической химии

Лекция 19.04.17, ср: Переходные металлы — 2

Во вт 18.04.17 в 15.45 — полный тренинг ЕГЭ по химии по новым вариантам. Обязательно написать ВСЕМ, кто собирается сдавать ЕГЭ по химии

24 семинар (11М — пн, 17.04.17, 11ЛН — вт, 18.04.17): Повторение. Качественные задачи

15.04.17, сб — начало защиты курсовых в 15.04.17!!!

К этому моменту (и ни секундой позже) на кафедральный ноутбук должны быть скинуты презентации (строго в формате ppt и ни в каком ином!) с названием, содержащим фамилию автора.

К этому же моменту на общую почту курсовых должны быть присланы тезисы (строго в формате doc), оформленные в соответствии с требованиями Колмогоровских чтений (кто заранее прислал конечный вариант тезисов при регистрации на Колмогоровские чтения, может больше не присылать), с названием, содержащим фамилию автора.

Доклад запрещается читать с листа (или с телефона, или с планшета, или с транспаранта и т.п.). Доклад должен представлять собой рассказ, а не чтение. Размещать на слайдах презентации связный текст категорически не рекомендуется, презентация — это иллюстративный материал к вашему рассказу.

На доклад отводится не более 5 минут.

Если кто-то не понимает всего написанного выше, то уровень интеллектуального развития этого несчастного не позволяет ему учиться не то что в СУНЦ МГУ, но даже в коррекционном классе обычной школы. Поэтому мы считаем, что все учащиеся СУНЦ понимают эти требования. Следовательно, если они не будут выполнены, мы будем расценивать это как демонстративное и циничное неуважение к организаторам защиты.

14.04.17, пт – практикум (11Л): Синтезы

Группа Быстрова: Валуева — CrO3, Воробьева — хромоаммонийные квасцы, Гаглоева — CuCl (способ 2), Данилов — хромокалиевые квасцы, Чабин — AlCl3*6H2O, Чикинева — CuCl (способ 1), Шигапов — триоксалатохромат

Группа Жирова: Безбородова и Онойко — хлорид гексаамминкобальта (III), Козлов — получение Cu(I) с тиомочевиной, Леонтьев — нитрат пентаамминхлоркобальта (III), Мещеряков — то же самое, но изомер, Рябченко — хлорид пентаамминхлоркобальта (III), Стребков — хлорид, бромид, иодид гексаамминникеля

Группа Морозовой: Александрова — ICl3 с бантиками, Звонков — SnCl4, Орлова — CuCl (способ 2), Рязанова — нитрат кобальта, Шилова — нитрат марганца, Шильдякова заканчивает возню с K3Fe(CN)6, Старых продолжает K2Cr3O10.

23 семинар (11Н — 14.04.17, пт, 11М — 18.04.17, вт): Лабораторная работа «Переходные металлы»

Лекция 12.04.17, ср: Переходные металлы (1). 1Б и 2Б группы

22 семинар (11М — 10.04.17, пн, 11ЛН — 11.04.17, вт): Переходные металлы

7.04.16, пт – практикум (11Л): Металлы главных подгрупп

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  s- и р-металлы  (в бумажной версии стр.55-57). Готовим таблички. Сдаем сделанные работы! Обсуждаем зачетные работы.

21 семинар (11Н — 7.04.17, пт, 11М — 11.04.17, вт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Термодинамика»

Лекция 5.04.17, ср: Амфотерные металлы

До 5.04.17 все желающие участвовать в Колмогоровских чтениях должны зарегистрироваться на портале Ломоносов. Тезисы можно прикрепить пустые.

20 семинар (11М — 3.04.17, пн, 11ЛН — 4.04.17, вт): Алюминий, цинк. Решение абитуриентских задач

25 и 26 марта на химфаке МГУ состоится день открытых дверей! Информация: День открытых дверей 2017

ВНИМАНИЕ! Конференция «Воробьевы горы» состоится действительно 24 марта! (несмотря на то, что на их сайте указано 25 марта). Начало в 11.10. Отъезд от СУНЦ в 10.30 с автобусом, везущим 11Л на химпрак. Предполагаемые участники: Данилов, Белоусова, Фролова, Шагиева, Птицына, Бакулина. Если кого-то забыли или кто-то лишний, СРОЧНО пишите Н.И.Морозовой!

Воробьевы горы программа

Практикум 24.03.17, пт (11Л): Углерод и кремний

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Углерод, кремний  (в бумажной версии стр.52-54). Готовим таблички

Внимание! Из-за курсовой контрольной по неорганике практикум опять будет не в обычном помещении, а в боковушке. Шуметь и заходить в помещение практикума во время контрольной запрещается. К лаборанту обращаться не через окошко, а через дверь.

Март кончается. Не забываем сдавать работы.

19 семинар (11Н — 24.03.17, пт, 11М — 4.04.17, вт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

Лекция 22.03.17, ср: Металлы 1-й и 2-й групп

18 семинар 21.03.17, вт: Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

18 марта состоится межрайонный этап Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся , критерии см. http://mgk.olimpiada.ru/news/10
экспертный лист оценки исследовательской работы
экспертный лист оценки инженерно-конструкторского проекта
Сбор участников 18 марта в 9.50 возле ОД, сопровождающий — Горбатенко Владислав Олегович

Практикум 17.03.17, пт (11Л):  Синтезы неорганических соединений

Группа Н.И.Морозовой: Орлова — азотистый ангидрид (способ 1), Александрова — нитрозилгидросульфат, Шильдякова — NO2, Шилова — нитрозилпиросульфат, Рязанова — азотистый ангидрид (способ 2), Звонков — таинственное соединение Со.

Группа В.Ю.Быстрова: Валуева, Данилов — N2O3; Воробьева, Чикинева — NO2; Гаглоева — HNO3, Шигапов — NOCl.

Группа А.И.Жирова: (внезапно) Безбородова — RbICl4 (получаем KICl4 из HCl и KIO3 и делаем обменную реакцию), Стребков — CsICl4 (из CsI).

16 марта (чт) в 15.45 в каб.46 состоится долгожданное мероприятие Дня науки для молодежи:

ME-ESDY2017-poster-en

В программе — выступления Л.В.Поповой (ф-т почвоведения МГУ), Е.А.Смирнова (выпускник химкласса СУНЦ, тема «Научная карьера: от СУНЦа до EPFL» в рамках менторского проекта для студентов и выпускников http://msumentors.club/),  В.В.Загорского (в рекламе не нуждается), а также наших учащихся.

Приглашаются ВСЕ!

Лекция 15.03.17, ср:  Металлы. Зонная теория

17 семинар 14.03.17, вт: Модификации углерода

16 семинар (11М — 20.03.17, пн, 11Н — 17.03.17, пт):  Повторяем органику. Лабораторная работа «Различение органических соединений»

Практикум 10.03.17, пт (11Л):  Демонстрационный эксперимент по теме “Азот и фосфор”

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

15 семинар 7.03.17, вт: Фосфор и его соединения. Абитуриентские задачи

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

14 семинар (11М — 6.03.17, пн, 11Н — 10.03, пт): Лабораторная работа «Получение фосфатов»

13 семинар (11Н — 3.03.17, пт, 11М — 27.02.17, пн):  Лабораторная работа по соединениям азота

Практикум 3.03.17, пт (11Л): Синтезы (индивидуальная работа)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (синтезы) (в бумажной версии стр.37-42), а ТАКЖЕ по рекомендации преподавателя. Оформляем работу.

ВНИМАНИЕ! Занятие будет проходить не в большом практикуме, а в боковушке. Не шуметь, в большой прак не рваться, при необходимости взять оттуда что-либо тихо просить Елизавету Анатольевну.

Группа Морозовой: Александрова — Sb2S3, Звонков — СоСО3, Орлова — CuCl (способ 1), Рязанова — CuS, Старых — K2Cr3O10, Шилова — ацетат хрома (II), Шильдякова — иссл.работа

Группа Быстрова: 2 чел. SOCl2, 2 чел. PbS (в том числе Чабин), 2 чел. CdS (в том числе Данилов), 2 чел. Na2S2O3

Группа Жирова: Безбородова и Леонтьев — MgCO3, Козлов — Li2CO3, Мещеряков — ZnCO3, Онойко и Рябченко — СоСО3, Стребков — NiCO3

Лекция 1.03.17, ср: Подгруппа углерода

На конкурс «Воробьевы горы» регистрируемся не на портале Ломоносов, а с помощью письма на msu.nauchnayadolina@mail.ru . Напоминаю: дедлайн — 3 марта (наверное, если вы пришлете письмо чуть позже, вас не отфутболят). Участников из СУНЦа там очень ждут, в том числе ректор!
Информация о самом конкурсе и требования к материалам — на http://lomonosov-msu.ru/rus/event/4173/

12 семинар 28.02.17, вт: Азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему «Азот-1»

1.(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

2.(Хф-98) Газ, полученный при действии избытка концентрированной азотной кислоты на 4,8 г меди, пропустили через 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия, после чего раствор подкислили. Какая максимальная масса иода может образоваться при добавлении иодида калия к полученному раствору?

В пятницу гуляем!  23 фев

Методические рекомендации по оформлению работы на межрайонный этап Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ

После 28 февраля работы приниматься НЕ БУДУТ. СРОЧНО (до 26 февраля включительно) оформляем работы и посылаем О.В.Колясникову (или Н.И.Морозовой).

Лекция 22.02.17, ср: Подгруппа азота

11 семинар (11М — 20.02.17, пн, 11ЛН — 21.02.17, вт): Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу, галогены, кислород, водород

Практикум 17.02.17, пт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Сера»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента (см. пример).

10 семинар (11Н — 17.02.17, пт, 11М — 21.02.17, вт):  Лабораторная работа по соединениям серы

Лекция 15.02.17, ср: Сера (2), свойства серной кислоты и сульфатов

Практикум 10.02.17, пт (11Л): Занятие 4. Индивидуальная работа. Получение соединений галогенов (по 1 синтезу на человека)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Галогены (в бумажной версии стр.24-32, а также по рекомендации преподавателя). Оформляем работу.

Группа А.И.Жирова: синтезы KICl4 (Козлов — из KI и царской водки; Леонтьев, Стребков — из KIO3 и HCl), CsICl4 (Мещеряков, Онойко, Рябченко — из CsI и царской водки), MgCO3 (Безбородова)

Группа Н.И.Морозовой: Рязанова — KICl4 (2-й способ), Шилова — FeCl3, Александрова — I2, Звонков — Br2; Орлова, Старых — PbI2, Шильдякова — KBrO3

Группа В.Ю.Быстрова: Валуева — FeCl3, Гаглоева — KBrO3, Ефимова — ICl3, Чабин — PbI2, Чикинева — KICl4 (способ 2), Шигапов — I2; Воробьева, Данилов — Br2

Все работы за январь (перекристаллизация и демонстрация по водороду-кислороду) должны быть сданы в феврале, в марте они приниматься не будут.

9 семинар (11Н — 10.02.17, пт, 11М — 14.02.17, вт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Теплота гидратации»

Повторяем термохимию и растворы.

8 семинар (11ЛН — 14.02.17, вт, 11М — 7.02.17, вт): Абитуриентские задачи по сере

tsab-s              Домашнее задание на тему «Сера»

  1. (Ф-мед-98) Взаимодействие простых веществ «А» и «В» при высоких температурах приводит к образованию ядовитой жидкости «С». При сгорании одного моля «С» в атмосфере кислорода образуется один моль газообразного кислотного оксида «D» и два моля газообразного кислотного оксида «Е». Соединение «Е» обесцвечивает кислый раствор перманганата калия. Приведите формулы веществ «А» — «Е» и напишите уравнения всех реакций.
  2. (Почв.-98) Предскажите физические и химические свойства селенита калия. Напишите уравнения трех реакций, в которые должно вступать это соединение. Ответ мотивируйте.
  3. (Бф-97) Предложите способ получения:
    а) натрия из сульфита натрия;
    б) серебра из сульфида серебра.
    Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их проведения.
  4. (Ф-мед-97) При пропускании оксида серы (IV) серез раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5,0%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

Практикум 3.02.17, пт (11Л): Занятие 3. Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание перекристаллизации, определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы «Водород, кислород»

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород» должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п.

7 семинар (11Н — 3.02.17, пт, 11М — 13.02.17, пн): Повторение физической химии. Работа со справочниками. Лабораторная работа «Гидролиз»

Лекция 1.02.17, ср: Сера (1). Подгруппа серы

6 семинар (11ЛН — 7.02.17, вт, 11М — ?): Кислородные соединения галогенов. Решение абитуриентских задач