Дорогие 11-классники! Когда вам станет трудно, вспомните: вы сами сюда поступили. А когда станет совсем трудно, вспомните «тяжело в учении — легко в бою», и приходите на кафедру химии за печеньками.

Инструкция для выбора курсовой работы 

25 и 26 марта на химфаке МГУ состоится день открытых дверей! Информация: День открытых дверей 2017

ВНИМАНИЕ! Конференция «Воробьевы горы» состоится действительно 24 марта! (несмотря на то, что на их сайте указано 25 марта). Начало в 11.10. Отъезд от СУНЦ в 10.30 с автобусом, везущим 11Л на химпрак. Предполагаемые участники: Данилов, Белоусова, Фролова, Шагиева, Птицына, Бакулина. Если кого-то забыли или кто-то лишний, СРОЧНО пишите Н.И.Морозовой!

Воробьевы горы программа

Практикум 24.03.17, пт (11Л): Углерод и кремний

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Углерод, кремний  (в бумажной версии стр.52-54). Готовим таблички

Внимание! Из-за курсовой контрольной по неорганике практикум опять будет не в обычном помещении, а в боковушке. Шуметь и заходить в помещение практикума во время контрольной запрещается. К лаборанту обращаться не через окошко, а через дверь.

Март кончается. Не забываем сдавать работы.

19 семинар (11Н — 24.03.17, пт, 11М — 3.04.17, пн): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

Лекция 22.03.17, ср: Металлы 1-й и 2-й групп

18 семинар 21.03.17, вт: Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

18 марта состоится межрайонный этап Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся , критерии см. http://mgk.olimpiada.ru/news/10
экспертный лист оценки исследовательской работы
экспертный лист оценки инженерно-конструкторского проекта
Сбор участников 18 марта в 9.50 возле ОД, сопровождающий — Горбатенко Владислав Олегович

Практикум 17.03.17, пт (11Л):  Синтезы неорганических соединений

Группа Н.И.Морозовой: Орлова — азотистый ангидрид (способ 1), Александрова — нитрозилгидросульфат, Шильдякова — NO2, Шилова — нитрозилпиросульфат, Рязанова — азотистый ангидрид (способ 2), Звонков — таинственное соединение Со.

Группа В.Ю.Быстрова: Валуева, Данилов — N2O3; Воробьева, Чикинева — NO2; Гаглоева — HNO3, Шигапов — NOCl.

Группа А.И.Жирова: (внезапно) Безбородова — RbICl4 (получаем KICl4 из HCl и KIO3 и делаем обменную реакцию), Стребков — CsICl4 (из CsI).

16 марта (чт) в 15.45 в каб.46 состоится долгожданное мероприятие Дня науки для молодежи:

ME-ESDY2017-poster-en

В программе — выступления Л.В.Поповой (ф-т почвоведения МГУ), Е.А.Смирнова (выпускник химкласса СУНЦ, тема «Научная карьера: от СУНЦа до EPFL» в рамках менторского проекта для студентов и выпускников http://msumentors.club/),  В.В.Загорского (в рекламе не нуждается), а также наших учащихся.

Приглашаются ВСЕ!

Лекция 15.03.17, ср:  Металлы. Зонная теория

17 семинар 14.03.17, вт: Модификации углерода

16 семинар (11М — 20.03.17, пн, 11Н — 17.03.17, пт):  Повторяем органику. Лабораторная работа «Различение органических соединений»

Практикум 10.03.17, пт (11Л):  Демонстрационный эксперимент по теме “Азот и фосфор”

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

15 семинар 7.03.17, вт: Фосфор и его соединения. Абитуриентские задачи

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

14 семинар (11М — 6.03.17, пн, 11Н — 10.03, пт): Лабораторная работа «Получение фосфатов»

13 семинар (11Н — 3.03.17, пт, 11М — 27.02.17, пн):  Лабораторная работа по соединениям азота

Практикум 3.03.17, пт (11Л): Синтезы (индивидуальная работа)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (синтезы) (в бумажной версии стр.37-42), а ТАКЖЕ по рекомендации преподавателя. Оформляем работу.

ВНИМАНИЕ! Занятие будет проходить не в большом практикуме, а в боковушке. Не шуметь, в большой прак не рваться, при необходимости взять оттуда что-либо тихо просить Елизавету Анатольевну.

Группа Морозовой: Александрова — Sb2S3, Звонков — СоСО3, Орлова — CuCl (способ 1), Рязанова — CuS, Старых — K2Cr3O10, Шилова — ацетат хрома (II), Шильдякова — иссл.работа

Группа Быстрова: 2 чел. SOCl2, 2 чел. PbS (в том числе Чабин), 2 чел. CdS (в том числе Данилов), 2 чел. Na2S2O3

Группа Жирова: Безбородова и Леонтьев — MgCO3, Козлов — Li2CO3, Мещеряков — ZnCO3, Онойко и Рябченко — СоСО3, Стребков — NiCO3

Лекция 1.03.17, ср: Подгруппа углерода

На конкурс «Воробьевы горы» регистрируемся не на портале Ломоносов, а с помощью письма на msu.nauchnayadolina@mail.ru . Напоминаю: дедлайн — 3 марта (наверное, если вы пришлете письмо чуть позже, вас не отфутболят). Участников из СУНЦа там очень ждут, в том числе ректор!
Информация о самом конкурсе и требования к материалам — на http://lomonosov-msu.ru/rus/event/4173/

12 семинар 28.02.17, вт: Азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему «Азот-1»

1.(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

2.(Хф-98) Газ, полученный при действии избытка концентрированной азотной кислоты на 4,8 г меди, пропустили через 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия, после чего раствор подкислили. Какая максимальная масса иода может образоваться при добавлении иодида калия к полученному раствору?

В пятницу гуляем!  23 фев

Методические рекомендации по оформлению работы на межрайонный этап Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ

После 28 февраля работы приниматься НЕ БУДУТ. СРОЧНО (до 26 февраля включительно) оформляем работы и посылаем О.В.Колясникову (или Н.И.Морозовой).

Лекция 22.02.17, ср: Подгруппа азота

11 семинар (11М — 20.02.17, пн, 11ЛН — 21.02.17, вт): Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу, галогены, кислород, водород

Практикум 17.02.17, пт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Сера»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента (см. пример).

10 семинар (11Н — 17.02.17, пт, 11М — 21.02.17, вт):  Лабораторная работа по соединениям серы

Лекция 15.02.17, ср: Сера (2), свойства серной кислоты и сульфатов

Практикум 10.02.17, пт (11Л): Занятие 4. Индивидуальная работа. Получение соединений галогенов (по 1 синтезу на человека)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Галогены (в бумажной версии стр.24-32, а также по рекомендации преподавателя). Оформляем работу.

Группа А.И.Жирова: синтезы KICl4 (Козлов — из KI и царской водки; Леонтьев, Стребков — из KIO3 и HCl), CsICl4 (Мещеряков, Онойко, Рябченко — из CsI и царской водки), MgCO3 (Безбородова)

Группа Н.И.Морозовой: Рязанова — KICl4 (2-й способ), Шилова — FeCl3, Александрова — I2, Звонков — Br2; Орлова, Старых — PbI2, Шильдякова — KBrO3

Группа В.Ю.Быстрова: Валуева — FeCl3, Гаглоева — KBrO3, Ефимова — ICl3, Чабин — PbI2, Чикинева — KICl4 (способ 2), Шигапов — I2; Воробьева, Данилов — Br2

Все работы за январь (перекристаллизация и демонстрация по водороду-кислороду) должны быть сданы в феврале, в марте они приниматься не будут.

9 семинар (11Н — 10.02.17, пт, 11М — 14.02.17, вт): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Теплота гидратации»

Повторяем термохимию и растворы.

8 семинар (11ЛН — 14.02.17, вт, 11М — 7.02.17, вт): Абитуриентские задачи по сере

tsab-s              Домашнее задание на тему «Сера»

  1. (Ф-мед-98) Взаимодействие простых веществ «А» и «В» при высоких температурах приводит к образованию ядовитой жидкости «С». При сгорании одного моля «С» в атмосфере кислорода образуется один моль газообразного кислотного оксида «D» и два моля газообразного кислотного оксида «Е». Соединение «Е» обесцвечивает кислый раствор перманганата калия. Приведите формулы веществ «А» — «Е» и напишите уравнения всех реакций.
  2. (Почв.-98) Предскажите физические и химические свойства селенита калия. Напишите уравнения трех реакций, в которые должно вступать это соединение. Ответ мотивируйте.
  3. (Бф-97) Предложите способ получения:
    а) натрия из сульфита натрия;
    б) серебра из сульфида серебра.
    Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их проведения.
  4. (Ф-мед-97) При пропускании оксида серы (IV) серез раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5,0%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

Практикум 3.02.17, пт (11Л): Занятие 3. Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание перекристаллизации, определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы «Водород, кислород»

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород» должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п.

7 семинар (11Н — 3.02.17, пт, 11М — 13.02.17, пн): Повторение физической химии. Работа со справочниками. Лабораторная работа «Гидролиз»

Лекция 1.02.17, ср: Сера (1). Подгруппа серы

6 семинар (11ЛН — 7.02.17, вт, 11М — ?): Кислородные соединения галогенов. Решение абитуриентских задач

Практикум 27.01.17, пт (11Л): Занятие 2. Определение воды в кристаллогидрате. Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду и Водород, кислород (в бумажной версии стр.13-18).

В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента

КАЖДЫЙ может быть назначен демонстратором — готовьтесь! Пока демонстраторы будут подготавливать эксперименты, остальные занимаются доделыванием перекристаллизации и определением воды в кристаллогидрате.

5 семинар (11Н — 27.01.17, пт, 11М — 31.01.17, вт): Особенности галогенов

Лекция 25.01.17, ср: Галогены (2). Кислородные соединения

4 семинар (11ЛН — 24.01.17, вт, 11М — 23.01.17, пн): Галогены и галогеноводороды. Решение абитуриентских задач

tsab-hal                      Домашнее задание на тему «Галогены»

1.(Хф-98) Какое вещество может вступить в окислительно-восстановительную реакцию с FeCl3 и в обменную реакцию с AgNO3 ? Напишите уравнения обеих реакций.

2.(Хф-98) Какое вещество может вступить в окислительно-восстановительную реакцию с HNO2 и в обменную реакцию с Pb(NO3)2 ? Напишите уравнения обеих реакций.

3.(ВКНМ-98) Какие два вещества вступили в реакцию, если при этом образовались следующие вещества (указаны все продукты реакции без коэффициентов):
а) H3PO4 + HCl + Br2
б) H3PO4 + HCl + HBr
Напишите уравнения реакций и укажите условия их протекания.

Практикум 20.01.17, пт (11Л): Занятие 1. Перекристаллизация (индивидуальная работа)

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду (в бумажной версии стр.6-13), готовим лабораторный журнал.

Занятия будут проходить на химфаке в помещении практикума: 3 этаж, северо-восток, комната 382.

На занятии иметь: лабораторный журнал с подготовленной работой, книжку по практикуму или ее электронную версию, халат, ручку, мозг. В журнале должны присутствовать расчеты, графики и ответы на вопросы.

До конца занятия ВСЕ должны согласовать со СВОИМ преподавателем тему своей индивидуальной работы по галогенам И ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить Н.И.Морозовой.

3 семинар (11Н — 20.01.17, пт, 11М — 24.01.17, вт): Лабораторная работа «Галогены»

Лекция 18.01.17, ср: Галогены (1). Галогеноводороды

2 семинар (11ЛН — 17.01.17, вт, 11М — 16.01.17, пн): Тестирование, повторение

Практикум 13.01.17, пт (11Л): Наше будущее. Правила работы и отчетности. Подготовка к работе по перекристаллизации

1-е занятие практикума состоится в СУНЦ, в актовом зале.

Повторяем книжку Коренева про растворы: Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. В особенности те части, где говорится о перекристаллизации!

Берем в библиотеке книжку по практикуму или читаем в интернете: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии. А именно — введение и главу «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду«, в том числе «Определение состава кристаллогидрата» (в бумажной версии с.3-13).

Распределяемся по преподавателям (Морозова 8 + Жиров 6 + Быстров 8), сразу соединяясь в пары для дежурств.

Обратите внимание на требования к учащемуся на практикуме.

1 семинар (11ЛН — 13.01.17, пт, 11М — 17.01.17, вт): Повторение качественного анализа

Остатки 1 семестра для досдачи:

41 семинар (11М — 13.12.16, вт, 11ЛН — 14.12.16, ср): Решение абитуриентских задач на водород и кислород

tsab-h-o                        Домашнее задание «Водород, кислород»

  1. Закончите уравнения, любым способом расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель:
    Al + NaOH + H2O =
    SrH2 + H2O =
  2. Для реакции:        Rb + O2 =
    укажите степень окисления и валентность кислорода в образующемся продукте. Какова природа химической связи в нем?
  3. Как можно химическим способом различить пероксид и надпероксид калия (K2O2 и KO2)? Напишите уравнения реакций.
  4. (Бф-04) Смесь водорода и азота имеет плотность по водороду 4,25. К 40 л этой смеси добавили 20 л азота. Рассчитайте плотность по водороду конечной смеси.

38 семинар (11ЛМН — 6.12.16, вт): Решение абитуриентских задач на электролиз

electrol                       Домашние задачи “Электролиз”

  1. (Хф-з-93, Почв.92) Электролиз 470 г 8%-ного раствора нитрата меди (II) продолжали до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 19,6 г. Вычислите массовые доли соединений в растворе, полученном после окончания электролиза, и массы веществ, выделившихся на инертных электродах.
  2. (Хф-пр-94) Электролиз 5%-го водного раствора сульфата меди (II) продолжали до тех пор, пока массовая доля растворенного вещества не стала равна 7%. На одном графике изобразите зависимость от времени количества всех веществ, выделяющихся на инертных электродах. На другом графике (с тем же масштабом времени) изобразите зависимость массы раствора от времени. Объясните качественные особенности приведенных графиков.
  3. (Хф-пр-98) При электролизе водного раствора калиевой соли одноосновной карбоновой кислоты на аноде выделилась смесь газов с плотностью по гелию 12,17. Назовите неизвестную соль и напишите уравнение реакции электролиза.

32 семинар (11М — 22.11.16, вт, 11ЛН — 23.11.16, ср): Решение абитуриентских задач на рН, ПР

solu-ab3                       Растворы, равновесия, рН, ПР                Домашнее

  1. (ФББ04) Чему равна массовая доля азотной кислоты в водном растворе, в котором содержится одинаковое число атомов водорода и кислорода?  (1 балл)
  2. (ФФМ04) К 200 мл 0,15 М раствора HCl прилили 100 мл раствора NaOH с концентрацией 0,1 М. Определите рН полученного раствора. Какой объем раствора NaOH нужно было прилить для того, чтобы значение рН составило 12?  (2 балла)
  3. (Бф04) Рассчитайте степень диссоциации сероводородной кислоты по первой ступени:
    а) в 0,1 М растворе H2S ;
    б) в 0,1 М растворе H2S, содержащем 1 М HСl.
    Константа диссоциации H2S по первой ступени К1 = 1*10–7 . (3 балла)
  4. (Поч04) Расположите в порядке возрастания рН 0,1 М растворы следующих веществ: HCl, NaOH, K2CO3, AlCl3, NaNO3.   (1 балл)
  5. (Хф04) Произведение растворимости Ag2SO3 при 250С составляет 1,5*10–14 моль33 . Рассчитайте концентрацию соли (моль/л) в насыщенном водном растворе.   (1 балл)

28 семинар (11М — 14.11.16, пн, 11ЛН — 15.11.16, вт): Решение абитуриентских задач на концентрации растворов

solu-ab1   Домашнее задание по теме “Растворы-1″

  1. (Хф-з-94) Произведение растворимости вещества AB3 в 300 раз меньше произведения растворимости вещества CD. Можно ли утверждать, что первое вещество хуже растворимо в воде, чем второе? Ответ мотивируйте, и укажите границы его применимости.
  2. (Хф-по-92) Хлорид калия можно получить осторожным растворением гидрокарбоната калия в точно рассчитанном количестве 25%-ной соляной кислоты и последующим охлаждением образующегося раствора. Вычислите выход соли (в % от теоретического), выпадающей в виде кристаллов при охлаждении раствора, если массовая доля соли в насыщенном растворе после охлаждения равна 26%.
  3. (Хф-по-98) Какую массу CaCl2*6H2O необходимо добавить к 47,0 мл 25,0%-ного раствора Na2CO3 (плотность = 1,08 г/мл), чтобы получить раствор, в котором массовая доля Na2CO3 равна 10,0%?