18 семинар 22.03.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Переходные металлы»

соли Zn Co Mn Ni + OH-

10 практикум 21.03.19, чт (11Л): Металлы главных подгрупп

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  s- и р-металлы  (в бумажной версии стр.55-57). Готовим таблички.

Это последнее занятие марта. Работы за февраль принимаются в последний раз. За февральские работы, не сданные до 21 марта включительно, ставятся двойки.

10 лекция 20.03.19, ср: Переходные металлы — 4

17 семинар 19.03.19, вт: Переходные металлы

Для отсутствующих: tsab-me2-1

16 семинар 15.03.19, пт (11Н): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Электролитическая диссоциация»

CoCl2 в спирте 2018

Для отсутствующих: TST1104a Диссоциация

9 практикум 14.03.19, чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Углерод, кремний», сдача работ

Читаем  практикум по неорганической химии, главу углерод, кремний (стр.53-54 в книжке). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента

9 лекция 13.03.19, ср: Переходные металлы — 2, Переходные металлы — 3

15 семинар 12.03.19, вт: Алюминий и другие амфотерные металлы. Решение задач

Для отсутствующих: TSAB-ME-Al-Zn

8 практикум 7.03.19, чт (11Л): Синтезы и сдача работ

8 лекция 6.03.19, ср: Переходные металлы

14 семинар 5.03.19, вт: Металлы 1-й и 2-й групп. Решение абитуриентских задач на металлы

Для отсутствующих: tsab-me (решение можно сдать в тетради или прислать Н.И.Морозовой по почте или в ВК)

13 семинар 1.03.19, пт (11Н): Повторение физической химии. Лабораторная работа «Теплота гидратации»

Мурзякова Боброва прокаливают NiSO4

Для отсутствующих: therm

7 практикум 28.02.19, чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Азот, фосфор», сдача работ

Читаем  практикум по неорганической химии, главу  Азот, фосфор  (в бумажной версии стр.44-47). В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

Это последнее занятие февраля. Работы за январь принимаются в последний раз. За январские работы, не сданные до 28 февраля включительно, ставятся двойки.

7 лекция 27.02.19, ср: Алюминий

12 семинар 26.02.19, вт: Коллоквиум на тему «Неметаллы»

козел и баран

Обратите внимание на олимпиаду, организованную нашими выпускниками!
Группа: https://vk.com/pr.chemol
Сайт: chemolymp.ru
Отборочный тур пройдет 3 марта (воскресенье).

11 семинар 22.02.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Фосфаты»

Co фосфаты CoHPO4 и Co3(PO4)2 Азбукина Селифанова

6 практикум 21.02.19, чт (11Л): Синтезы и сдача работ

Группа Лукьяновой: Деянков — CdS, Красильников — SOCl2, Видерский — H2SO4, Ожималов — PbS, Скоробогатько — NiS (на основе CdS), Калягин — ацетат хрома (с.61), Николаев — KICl4, Ефимов — CuBr (с. 60), Козин — Sb2S3

Группа Морозовой: Бутакова — SOCl2, Галкин — ZnS (на основе PbS), Татаренко — PbI2, PbBr2, Чабанов — KICl4, CsICl4, Берсенев — CuI (с.60), Нечаев — H2SO4, Фролов — PbS, Денисов — NiS (на основе CdS), Белова — CdS, Дубодел — Sb2S3

Группа Ситниковой: Смокотина — H2SO4, Хульт — SnS (на основе PbS), Черемных — ацетат хрома (с.61), Барсанова — PbS, Козлов — ZnS (на основе PbS), Шалыбкова — Na2S2O3, Зарипов — CdS, Селиванова — NiS (на основе CdS), Крысанов — Sb2S3, Романенко — хлориды серы.

6 лекция 20.02.19, ср: Металлы 1-2 групп

10 семинар 19.02.19, вт: Подгруппа углерода. Решение задач

Домашнее задание: Какой элемент главной подгруппы IV группы нравится вам больше всего? Напишите о нем хвалебную песнь или положительную характеристику (кому что ближе) с обоснованием, почему он вам нравится больше остальных.

Объем до 1 тетрадной страницы. Более длинные опусы будем читать лишь в том случае, если они представляют собой увлекательное художественное произведение.

Выбор любимого элемента не оценивается. Хоть флёровий (хотя мы сомневаемся, что вы сможете написать о нем страницу; да-да, борцы с системой могут принять вызов). Оценивается обоснование. За качество текста возможны бонусы.

9 семинар 15.02.19, пт (11Н): Лабораторная работа «Азот»

Cu(NO3)2 гидрат прокаливаем 3

5 практикум 14.02.19,чт (11Л): Демонстрационный эксперимент по теме «Сера». Сдача темы «Галогены»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Сера (в бумажной версии стр.33-37). В журнале должна быть приготовлена таблица для демонстрационного эксперимента.

Активизируемся и сдаем несданные работы. Если вам не хватает времени на практикуме, договаривайтесь с преподавателем о сдаче после уроков.

5 лекция 13.02.19, ср: Углерод и Кремний

8 семинар 12.02.19, вт: Решение абитуриентских задач на фосфор

Домашнее задание:

  1. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО4 с КOH.
  2. Приведите уравнения взаимодействия Н3РО3 с КОН.
  3. Что представляют собой PCl3, PCl5, PBr3, PBr5? Укажите агрегатное состояние и цвет.

7 семинар (11Н) 8.02.19, пт: Лабораторная работа «Сера»

MnS-2011

4 практикум 7.02.19, чт (11Л): Индивидуальная работа. Получение соединений галогенов (по 1 синтезу на человека)

Читаем практикум по неорганической химии, главу Галогены (в бумажной версии стр.24-32, а также готовимся к другим синтезам по рекомендации преподавателя). Оформляем работу.

Группа Морозовой: Бутакова — K2MnCl6, Галкин — SnCl4, Татаренко — PbI2 и PbBr2, Чабанов — KICl4 и CsICl4, Нечаев — KClO3, Берсенев — CuI (с.60), Фролов — CuCl (способ 2, с. 60), Денисов — I2, Белова — KIO3, Дубодел — ICl3

Группа Ситниковой: Смокотина — ICl3, Хульт — I2, Черемных — KIO3, Барсанова — SnI4, Козлов — триоксалатохромат калия (с.62), Шалыбкова — SnCl4, Зарипов — KClO3, Селиванова — K2MnCl6, Крысанов — KICl4, Романенко — PbI2

Группа Лукьяновой: Деянков — SnI4, Красильников — SnI2, Видерский — Br2, Ожималов — ICl3, Скоробогатько — CuI (с.60), Калягин — KIO3, Николаев — KICl4, Ефимов — PbI2, Козин — CuCl (c.60)

4 лекция 6.02.19, ср: Подгруппа углерода

6 семинар 5.02.19, вт: Решение абитуриентских задач на азот

tsab-n1                       Домашнее задание на тему «Азот-1»

(Почв-91) Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:
а) нитратом алюминия и триметиламином;
б) толуолом и азотной кислотой;
в) пиритом (дисульфидом железа (II)) и оксидом азота (IV).
Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Если реакции могут приводить к различным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.             (Подсказка: такая формулировка условия предполагает, что по каждому пункту нужно написать минимум две разные реакции и обсудить их)

3 практикум (11Л) 31.01.19: Демонстрационный эксперимент по галогенам. Доделывание определения воды в кристаллогидрате. Сдача темы «Водород, кислород»

Смотрим книжку (стр. 19-23) или сайт. Готовимся демонстрировать и записывать наблюдения.

Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород» должен быть оформлен в соответствии с требованиями во введении к практикуму. Готовимся отвечать на вопросы, обосновывать выводы и т.п. Отсутствие на практикуме 24.01 не является оправданием неготовности сдать тему.

3 лекция 30.01.19, ср: Фосфор

30.01.19 в 15.45 состоится полный тренинг ЕГЭ по химии. Все, кто собирается сдавать химию — приходите!

5 семинар 29.01.19, вт: Некорректные задачи

tsab-inc                      Некорректные конкурсные задачи (ДЗ)

Задания для конкурсных вступительных экзаменов готовятся обычно в условиях «повышенной секретности». При этом отсутствует многократная перепроверка условий и авторских решений, и даже достаточно квалифицированные преподаватели могут совершать ошибки, которые достаются затем абитуриентам.

Особенно сложным случаем является встреча достаточно подготовленного абитуриента с некорректной задачей. Если задача расчетная и используется полуавтоматическая предварительная проверка, заведомо химически правильное решение может быть оценено в «0» баллов, поскольку получена совершенно другая цифра ответа.

Поэтому мы предлагаем в данной ситуации сначала удовлетворить составителя задания тем решением, которое он считает правильным, а затем уже приводить свои комментарии и критику наряду с исправлением условия и решения.

Для предлагаемых ниже задач приведите сначала «решение для проверяющего», затем правильное решение. Если корректно решить задачу нельзя, объясните причины.

Задача 4.(ММА-90)        К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.

Задача 5 (ММА-91)         К 90,1 мл 12%-ного раствора нитрата аммония (пл.1,11) прибавили 75 г 25%-ного раствора КОН. Раствор выпарили, остаток прокалили. Вычислите массы веществ в остатке после прокаливания.

4 семинар (11Н) 26.01.19, пн: Повторение физической химии. Работа со справочниками. Лабораторная работа «Гидролиз»

Повторяем тему «Гидролиз»!

2 практикум (11Л) 24.01.19, чт: Доделывание перекристаллизации, определение воды в кристаллогидрате. Занятие 2. Демонстрационный эксперимент «Водород, кислород, галогены»

Читаем практикум по неорганической химии, главу Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду и Водород, кислород (в бумажной версии стр.13-18).

В журнале должны быть приготовлены таблицы для демонстрационного эксперимента.

КАЖДЫЙ может быть назначен демонстратором — готовьтесь!

2 лекция 23.01.19, ср: Азот

3 семинар 22.01.19, вт: Серная кислота и др. кислоты серы. Решение абитуриентских задач на серу

Домашнее задание:

  1. (Почв.-98) Предскажите физические и химические свойства селенита калия. Напишите уравнения трех реакций, в которые должно вступать это соединение. Ответ мотивируйте.
  2. (Ф-мед-97) При пропускании оксида серы (IV) через раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5,0%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

2 семинар (11Н) 18.01.19, пт: Лабораторная работа «Галогены»

ксилол + ио и бр вода Эрмидис Петров

1 практикум (11Л) 17.01.19, чт: Перекристаллизация

Повторяем книжку Коренева про растворы: Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. В особенности те части, где говорится о перекристаллизации! Берем в библиотеке книжку по практикуму или читаем в интернете: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии. А именно — введение и главу «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду«, в том числе «Определение состава кристаллогидрата» (в бумажной версии с.3-13), готовим лабораторный журнал.

Обратите внимание на требования к учащемуся на практикуме.

Занятия будут проходить на химфаке в помещении практикума: 3 этаж, северо-восток, комната 382. Начало в 9.00 (отъезд от СУНЦ 8.30, москвичи приезжают на химфак сами), окончание в 12.00. На занятии иметь: лабораторный журнал с подготовленной работой, книжку по практикуму или ее электронную версию, халат, ручку, мозг. В журнале должны присутствовать расчеты, графики и ответы на вопросы (расчеты проводились на семинаре 10.12.18; если они оказались неверны, то в ваших интересах заранее их исправить!).

Все учащиеся 11Л должны распределиться по 3 преподавателям (Наталья Игоревна Морозова, Мария Антоновна Лукьянова, Мария Валентиновна Ситникова) по 8-10 человек. ДО НАЧАЛА занятия (а в идеале — на семинаре 15.01) необходимо сдать списки учащихся, объединенных в пары для дежурств и распределенных по подгруппам, Н.И.МОРОЗОВОЙ.

До конца занятия ВСЕ должны согласовать со СВОИМ преподавателем тему своей индивидуальной работы по галогенам И ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщить Н.И.Морозовой, не откладывая.

1 лекция 16.01.19, ср: V группа

1 семинар 15.01.19, вт: Абитуриентские задачи по сере

tsab-s              Домашнее задание на тему «Сера»

  1. (Ф-мед-98) Взаимодействие простых веществ «А» и «В» при высоких температурах приводит к образованию ядовитой жидкости «С». При сгорании одного моля «С» в атмосфере кислорода образуется один моль газообразного кислотного оксида «D» и два моля газообразного кислотного оксида «Е». Соединение «Е» обесцвечивает кислый раствор перманганата калия. Приведите формулы веществ «А» — «Е» и напишите уравнения всех реакций.
  2. (Бф-97) Предложите способ получения:
    а) натрия из сульфита натрия;
    б) серебра из сульфида серебра.
    Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их проведения.

НАЧИНАЕТСЯ 2 СЕМЕСТР!

14 лекция (17.12.18, пн): Сера (1). Подгруппа серы, Сера (2)

36 семинар (11Л — 10.12.18, пн): Перекристаллизация

Берем в библиотеке книжку: Коренев Ю.М., Морозова Н.И., Жиров А.И. Практикум по неорганической химии: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 72 с. ИЛИ смотрим ее электронную версию на сайте. Читаем разделы «Введение» и «Очистка солей, содержащих кристаллизационную воду», он же «Перекристаллизация» (с.3-13). Повторяем также материал по перекристаллизации по книге Коренев Ю.М. Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов. М.: Изд-во Мос.Ун-та, 2004

13 лекция 10.12.18, пн: Галогены (2). Соединения галогенов в положительных степенях окисления

12 лекция 3.12.18, пн: Галогены (1). Простые вещества, галогеноводороды, галогениды

11 лекция 26.11.18: Водород, кислород

Игры начинаются в сентябре…

хим шахматы