Программа по информатике для учащихся химических и биологических классов СУНЦ МГУ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом требований к подготовке абитуриентов естественнонаучных факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в области информатики и ИКТ. Представленная программа соответствует программе ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Федеральным базисным учебным планом на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне отводится 1 час в неделю в 10-11 классах, в СУНЦ МГУ – 2 часа в неделю. Дополнительное учебное время используется для изучения алгоритмизации и программирования – основной содержательной линии профильного курса информатики.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне (химический и биологический классы) направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
• развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
• информация и информационные процессы;
• представление информации в компьютере;
• алгоритмизация и программирование;
• архитектура вычислительных машин и операционные системы;
• информационные технологии.

Основное содержание курса информатики в химических и биологических классах СУНЦ МГУ
1. Информация и информационные процессы. Информация, сообщение, количество информации, единицы измерения информации, двоичное кодирование, выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей, поиск и систематизация информации, хранение информации, выбор способа хранения информации.
2. Представление информации в компьютере. Представление о способах кодирования информации. Позиционные системы счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Способы представления в компьютере чисел. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой, видео информации.
3. Алгоритмизация и программирование. Понятие алгоритма, основные алгоритмические конструкции. Логические операции и законы алгебры логики. Синтаксис и семантика одного из языков программирования высокого уровня. Построение правильно работающих программ, их отладка и тестирование.
4. Архитектура вычислительных машин и операционные системы. Понятия архитектуры компьютера и операционной системы (ОС), виды ОС и их составные части, файловые системы. Аппаратное и программное обеспечение компьютера, архитектура современных компьютеров.
5. Информационные технологии. Принципы квалифицированного оформления текстов, в том числе научных, в современных текстовых редакторах (процессорах); использование электронных таблиц и программ для создания презентаций, в том числе при выполнении заданий по другим предметам. Основы Web-дизайна и построения сайтов, использование поисковых систем. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
В результате изучения в СУНЦ МГУ информатики и информационных технологий ученик должен
Знать/понимать
• основные конструкции языка программирования, логическую символику, законы алгебры логики;
• основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
• базовые принципы организации и функционирования компьютеров и компьютерных сетей;
• нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности.
Уметь
• распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
• читать и отлаживать программы на языке программирования; создавать программы на языке программирования по их описанию или используя типовые алгоритмы;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
• оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
• проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
• выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
• решения возникающих в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности задач с использованием адекватных программных и аппаратных средств;
• представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети);
• подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
• личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
• соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Литература
1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Информатика и ИКТ. Базовый уровень : Учебник для 10–11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
2. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Информатика и ИКТ. Базовый уровень : Практикум для 10–11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
3. Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина, Математические основы информатики, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
4. Е.В. Андреева, И.Н. Фалина, Системы счисления и компьютерная арифметика, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
5. Е.Андреева, Программирование – это так просто, программирование – это так сложно, М.: МЦНМО, 2009.
6. И.Н. Фалина, Т.С. Богомолова, Е.А.Большакова, И.С. Гущин, В.А.Шухардина, Алгоритмизация и программирование. Сборник контрольных работ с решениями (9–11 класс), М.: Кудиц-пресс, 2007.