В отдел нового приема СУНЦ МГУ поступила «Памятка родителям абитуриентов СУНЦ», написанная мамой одной из наших учениц. Её текст полностью приведён ниже. В газетах и журналах иногда пишут, что мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации. Я тоже не могу полностью согласиться с некоторыми утверждениями автора памятки. Например, я думаю, что существуют стрессоустойчивые подростки, которым не нужны советы из пунктов 2 и 3. С другой стороны, вряд ли кому-нибудь эти советы будут во вред. Я также сомневаюсь, что действительно требуется ежедневное отслеживание информации отдела приема на сайте СУНЦ МГУ – всю основную информацию отдел приема регулярно рассылает по электронной почте всем школьникам, прошедшим регистрацию в Личном кабинете. Но ведь письма могут попасть в спам или просто не дойти, поэтому периодически заходить на сайт тоже никому не помешает. Не могу согласиться я и с утверждением, что «антигуманитария» нельзя отдавать на учебу в СУНЦ. Программа СУНЦ по гуманитарным дисциплинам действительно очень достойная, но в отличие от многих лицеев, в СУНЦ приоритеты расставлены достаточно четко — я не знаю ни одного случая отчисления ученика ТОЛЬКО из-за проблем с непрофильными предметами. Другое дело, что ярко выраженная «антигуманитарность» мешает учебе в любом учебном заведении — умение выражать свои мысли требуется в любой области знаний. Вероятно, этот список уточнений можно было бы продолжать достаточно долго, но зачем? Абсолютная истина все равно недостижима и простых решений сложных жизненных ситуаций все равно не существует. А в простых ситуациях советы не нужны…. Так что читайте, анализируйте и делайте выводы сами.

Если кто-нибудь захочет составить свою памятку родителям абитуриентов, присылайте её на почту aescpriem@gmail.com. Поступившие отклики размещены в конце этой страницы.

С уважением, начальник отдела нового приема СУНЦ МГУ А.А.Голубков,
январь 2013 год.

 

ПОВЕРЬ В СВОЁ ДИТЯ!
(Памятка родителям абитуриентов СУНЦ МГУ)

Уважаемые коллеги-родители. Только после «драки» понимаешь, где мог бы соломки подстелить. Я – обученная в МГУ провинциальная мама ученицы СУНЦ. Чужих детей не бывает. Всей душой болела  за  абитуриентов-2012. Брала у них интервью. Делюсь «секретами».

1. Чужие дети — нам не конкуренты. Участие в конкурсе оказалось преодолением самого себя. И стресса.

2. «Для того, чтобы эмоции победили разум, необходимо, чтобы разум был слаб». Стрессоустойчивых подростков не бывает. Это плата за возрастные перестройки организма. Самый простой выход: пара-тройка автоматизированных упражнений дыхательной гимнастики.

Находим набор из 20 упражнений в интернете. Ребенок выбирает то, что нравится именно ему.  Не больше трех. Еще есть время! Дыхательные упражнения повторяем, они автоматизируются в течение 2-х дней. Потом совсем не занимают времени. Правило: не приступать ни к одной задаче без любимого дыхательного упражнения. Результат: «охлаждается» голова, видишь «голого короля». В каждой задачке — свой секрет. В цейтноте (2 часа на каждый экзамен, по 5 задач)  мгновенное дыхательное упражнение  спасительно.

3. Тренинг – не натаскивание!  Опыт решения задач по программе вступительных экзаменов СУНЦ у Вашего ребенка накоплен  уже давно.  Поможем роднушке отработать индивидуальный стиль в условиях цейтнота. Не меньше трех раз. Выбираем незнакомые олимпиадные задачки из задач прошлых лет СУНЦ, с сайта http://www.mccme.ru/free-books/ , да  похитрее. 5 штук. Засекаем 120 минут. Начали! Время от времени «мешайте»  ребенку. Спрашиваем о чем-нибудь не по делу. Шуршим чем-нибудь.  Это позволяет приблизить тренировку к самым непредсказуемым помехам на экзаменах. В помещении будет много незнакомых детей. Кто-то громко ронял что-нибудь, кто-то для успокоения противно шуршал или стучал какой-то игрушкой, кто-то ерзал рядом, скрипел стулом.… Все мы люди. Что мы, в родной школе этого не видели? Экзаменаторы стараются строго соблюдать процедуру экзамена. Но без непредвиденных помех может не обойтись. Потренируем помехоустойчивость. Перерыв полчаса. Чайку сладкого попить (глюкоза – мгновенный источник энергии), перекусить, обязательно подвигаться… Снова 5  незнакомых ребенку  задач по другому предмету. Но за 120 минут! После этого пусть отдохнет. Мы сами подсчитаем баллы. Когда подросток захочет, можно за чайком разобрать полеты. Занимает наше драгоценное время? Ну, так расставим приоритеты. Заодно лучше поймем  приемную комиссию.

4. Композиторов олимпиадных задач меньше, чем шахматных композиторов. В СУНЦ даже на семестровых экзаменах дают авторские задачи. Мы убедились. Таков класс преподавателей. Задачи вступительных испытаний полностью соответствуют программе, но повторяться не будут, в интернете их не найдешь. Детей выручит только глубокое понимание процессов, описанных в задачах, опыт и системное мышление по предмету.

5. Кто мог ожидать, что в нашем варианте могут попасться хитрые задачи для младшей школы? Дети привыкли решать сложные задания для старших классов. Эта  установка может помешать. Культивируем остроумие! Математика только условно «делится» на школьные классы.

6. Накануне экзамена надо отдыхать! Закон сохранения энергии. Пусть уже  ее завтра выплеснет. Расслабляем ребенка, «дышим», делаем массажики, вдохновляем, кормим вкусненьким, обнимаем, успокаиваем. Поливитамины с микроэлементами – святое дело.

7. Как не сделать дитя жертвой родительского тщеславия?

  • С помощью самоиронии.
  • Не переоценивать конкурс.
  • Смещаем акценты. Культивируем юмор, остроумие, восторг познания. Нас выручило умышленно спровоцированное стремление ребенка к познавательному экстазу с детского сада. Никогда не поздно начать. Хитрую задачку всегда можно включить в юмористический контекст. Не забываем, что все глупости мира совершаются с серьезным выражением лица.
  • Полюбить чужих умных детей.
  • Дети и семьи очень разные. Мы знаем, что личное счастье и высокое образование не связаны друг с другом. По-разному бывает. Хорошо бы вовремя ответить себе на вопрос: кому из членов семьи нужен СУНЦ и МГУ?
  • Главный критерий — осознанный личностный выбор самого ученика. Это заметно без слов  по его увлеченности. В СУНЦ учиться так же трудно, как и в МГУ.  Отчисления по собственному желанию – не редкость. Дети, прошедшие далеко не легкий конкурс, понимали, что, по их жаргону, «ботать» не готовы.
  • Помним, что с пеленок наша тревожность и неуверенность мгновенно передаются нашим детям. Нам это надо? Как зрелые люди  мы обязаны скрыть наши эмоции, чтоб  не навредить.  Благословим дыхательную гимнастику.

8. Апелляция. Просим ребенка после экзаменов записать задачи по свежим следам. Если еще запомнил номера задач, пригодится. Дома анализируем, на какие баллы можем претендовать. Если после опубликования официальных результатов наши данные не совпали, корректно в электронном виде просим перепроверить. Гуманно проверяют. Члены приемной комиссии – теперь наши преподаватели. Успели их полюбить. Можно  доверять их проверке. Но и перегружать без нужды не стоит. Приемная комиссия всегда предупреждает: изменение суммы баллов может быть как в одну, так и в другую сторону. Так и было. Конкурс честный. Счет гамбургский. Специально никто не «валил» детей. Механические ошибки слишком зависят от утомления проверяющих. Наплыв детей какой? А почерки у наших деток какие? А листочки как наши подписывают, если не теряют?

9. Помним, что результаты первого тура аннулируются. На ЛШ будет новый рейтинг. Равнодушнее к рейтингам! Невозможно на вступительных экзаменах «очистить» условия исследования мотивации, трудолюбия, интеллекта, актуальных знаний (а у кого и натасканности), работоспособности, стрессоустойчивости, поведения, способности эффективно познавать в условиях общежития, состояния здоровья в момент экзаменов… Приемная комиссия оправданно рассматривает синтетический результат. Зато учеба в ЛШ – достаточно точная модель обучения в СУНЦ. Помним, что практика – критерий истины. Ваш ребенок должен понять для себя, выдержит ли он специфику СУНЦ: вузовская система обучения, даже дневников нет, никто не «разжевывает», как в любимой школе — для сильных и средних учеников одновременно. Так будет в ЛШ. Баллы будут зависеть не только от обучаемости, но и от мотивации. Равнодушнее к рейтингам, коллеги! Наша задача – духовно поддержать ребенка, чтоб он показал максимум возможного. Для этого он должен быть спокоен, уверен, сосредоточен, информирован.

10.  Мудрые родители понимают, что не всякого ребенка можно отпускать учиться в другой город. Приглашен в Летнюю Колмогоровскую школу — не отпустили. У кого-то были заранее куплены путевки за границу. Кто-то приболел. Кто-то даже на время не захотел расставаться с подружкой. По разным причинам ученики с высокими баллами первого тура письменно оказывались от приезда на второй (ЛШ). Стоит оперативно отслеживать информацию отдела приема. Как я поняла, каждый год  бывают  свободные места в ЛШ для «малобалльников». На их место душевная приемная комиссия пригласила мотивированных учеников, недобравших баллы. Талант и актуальная эрудиция — разные вещи. Надо вовремя написать электронное заявление.

11.  Если на сайте СУНЦ написано, что вопросы программы экзаменов для конкретных классов и отделений «достаточно знать», — это значит ЗНАТЬ. Подтвердилось в полной мере.

12.  Наша организационная помощь. Увлеченные наукой дети переутомлены. Рискуют «выгореть» и потерять мотивацию. После 8 уроков в школе еще бегут на дополнительные занятия.  А потом – домашние задания. Работают в 3 смены?  Подростки – люди вдохновения. У них еще не выработалась привычка планировать время и  системно анализировать оргвопросы. В нашей абитуре были талантливые ребята, которые пропускали сроки подачи документов, заявлений: «А я не знал…» Практика убедила, что ежедневное отслеживание информации отдела приема лучше взять на себя родителям. Ничего общего с гиперопекой. Подростки – ветер в голове. Мы знаем наших умных, но ленивых. Со мной согласны многие знакомые родители абитуриентов и учеников СУНЦ.

13. Какого ребенка нельзя отправлять на учебу в другой город?

  • Инфантильного. Если все предыдущие годы приходилось контролировать ученика. Если заласкан мамой и бабушкой.
  • Компьютерного игромана. На учебу времени не найдет, не надейтесь.
  • Ребенка с ослабленным здоровьем.  Талантливые дети — не всегда  крепыши. Закон сохранения энергии? Лучше поберечь родного.
  • Излишне ранимого подростка. Стоит дома его поддерживать, вселять уверенность, «взрослить».
  • Интроверта. Если Ваш ребенок  испытывает стойкий дискомфорт от обильных контактов с ровесниками. В общежитии  постоянно находишься на глазах хороших, но чужих людей. Тяжко даже для гениев общения.
  • Если  Вы не уверены в поведении своего подростка. Педагоги-воспитатели дежурят круглосуточно. Но не забываем, насколько хитры наши детки, особенно в коллективе ровесников. Риск отчисления. Зачем ребенку лишние душевные травмы?
  • «Антигуманитария». Смотрим учебный план СУНЦ. Практически в каждую сессию проводится полезный экзамен по русскому языку и литературе. От обязательных ЕГЭ при поступлении в вуз не уйти. Русский язык за полдня не выучишь. Придется серьезно заниматься. Насколько мы можем в этом надеяться на мотивацию своего ребенка? Основной критерий –  был ли силен ученик в русском языке до поступления в СУНЦ.

14.  Какого подростка обязательно надо стимулировать к поступлению в СУНЦ? Увлеченного профильными науками провинциала, с хорошим самоконтролем, трудолюбием, ответственностью. Здесь есть на кого тянуться и есть у кого учиться. Талантам нужна питательная научная среда. Дайте информацию другим одаренным детям.  Вместе готовиться легче. Я не ожидала, что в СУНЦ на таком классе будут читаться и гуманитарные дисциплины. Английский в сильной группе — недостижимая в нашем провинциальном городе мечта.

15.  А если не поступил?

  • Ребенок получил бесценный опыт. У себя в школе был первым парнем на деревне. Переместил свои точки отсчета. Познакомился с равными себе. Понял, что не боги горшки обжигают. Осознал, какая может быть подготовочка у ровесников. По возможности попробует поступить на следующий год. Но КАК теперь сам будет готовиться!
  • Мы допускали, что моя хулиганка не поступит. У нас с первого класса был торт за каждую «двойку» («запретное яблоко» наоборот). Это делает  неудачи трамплином для дальнейшего развития.  А какая личностная закалка!
  • Трогательно. В ходе абитуры дети из разных городов познакомились и  теперь дружат независимо от места учебы. Помогают друг другу. Ради этого стоило участвовать в конкурсе.

16.  Поступить реально даже без репетиторов. Конкурс честный. В СУНЦ отбирают детей с потенциалом. Научат. ВСЯ  информация оперативно публикуется в открытом доступе. Не секрет, что мой детеныш выдающихся способностей по профильным дисциплинам пока не проявил.   Как мама-гуманитарий подготовила, так и есть. Сессию сдал хорошо.  Долой тревожность! Долой комплексы! СУНЦ – это школа не только для гениев. Их мало. «Нам не дано предугадать», кто станет новым Ломоносовым. Классные специалисты Родине тоже нужны.
Поверь в свое дитя!

Тамара

Отклики 

1. (Отклик поступил в апреле 2013 года)
Если бы мы прочитали эту памятку в прошлом (2012) году, может и поступать бы не стали. Рекомендации по подготовке к экзаменам меня бы насторожили.
Если кто не решал тренировочные задания, не занимался тренингами — всё равно стоит попробовать, под лежачий камень вода не течет.
Мы специально к поступлению не готовились, тренингами не занимались. О репетиторах вообще речь не шла. Что было в голове, с тем и приехали. Мое мнение, лучше дать ребенку отдохнуть. В КЛШ ему предстоит напряженный труд.
А вот морально поддержать ребенка действительно необходимо. Родителям надо заранее психологически подготовить ребенка к тому, что в Колмогоровской летней школе (позже в СУНЦ), он из «гения местного масштаба» моментально перейдет в разряд среднего ученика. Вокруг будут ребята гораздо умнее. И надо «ботать», чтобы подняться на более высокую ступеньку. И если он к этому не готов, то вряд ли что получится.
Абсолютно согласна, что для тех, кто не поступит, нет никакой катастрофы. Это повод посмотреть на себя с другой стороны. Понять, что ты не «самый умный» лучше сейчас, пока есть время  подготовиться к главному поступлению.
В решении оргвопросов действительно нужна помощь родителей. Отдел нового приема размещает на сайте всю необходимую информацию. А ребенок и в почту  может не заглянуть, или не придать должного внимания какой-либо «мелочи». На опыте убедилась, что самостоятельно решать такие простые для нас, взрослых, вопросы наши дети еще не научились.
Но все дети разные и поэтому требуют индивидуального подхода. Я высказала лишь собственное мнение, как, впрочем, и автор памятки.
Хорошо, что в этом году разместили информацию о СУНЦ. Было бы хорошо рассказать также о внутреннем распорядке, школьной форме (т. е. ее отсутствии),  условиях проживания, питании и прочем. Это также интересует родителей.

С уважением, Елена.