Наличие в СУНЦ МГУ двух потоков — химико-биологического и физико-математического — определяет необходимость по меньшей мере двух программ по химии, принципиально различающихся своими целями, наполнением и временем, выделяемым на их изучение.

На обоих потоках в 10 классе изучается органическая, а в 11 классе — общая и неорганическая химия. Такой порядок связан с вынужденным подстраиванием под программу средней школы, чтобы облегчить отчисляемым из СУНЦ адаптацию к программе обычной школы.

  Лекции Семинары Практикумы Всего

Количество часов

Физико-математические классы

в неделю (1 семестр / 2 семестр)

1

1

2

Химические классы 10

 

2

2

4

8

 

Химические классы 11

 

2

6/2

0/4

8

 

Биологические классы 10

 

2

4

0/4

6/10

 

Биологические классы 11

 

2

4

0

6

 

Физико-математический поток

Цели преподавания химии:

  1. Развитие научного мировоззрения.

2   Обеспечение общекультурного минимума знаний по химии для адекватной ориентации в современном мире.

Курс предполагает 1 лекцию и 1 семинар в неделю. По лекционному материалу 1-2 четвертей 11 класса и 1-3 четвертей 10 класса созданы авторские пособия. На семинарах обсуждаются наиболее сложные разделы курса, для наглядности используются демонстрационные эксперименты и компьютерные презентации. С весеннего семестра 2008 года учащиеся 11-х физико-математических классов имеют возможность выполнять контрольные работы, пользуясь Интернетом. Для них созданы модули с гестами, презентациями, фотографиями и видеозаписями химических экспериментов. На каждом семинаре проводятся 10-минутные самостоятельные работы (имеется постоянно совершенствуемый комплект самостоятельных работ по всем темам, содержащий тестовые задания типа ЕГЭ, расчетные задачи и теоретические вопросы). Один раз в четверть проводится устный блиц-опрос по пройденным темам.

Эффективность использования перечисленных педагогических приемов и в особенности информационно-коммуникационных технологий (за эту работу се авторы получили диплом Выставки инновационных проектов 2008 года химфака МГУ) можно оценить

из отзывов выпускников, например:

«И вот, счастливый и пока жизнерадостный человек садится за парту, не ожидая никакого подвоха… И тут на него обрушивается страшный поток леденящих душу слов: радикал, полиморфизм, аллотропия, изоморфизм и др. В результате самое приятное, что человек может себе представить после всего этого, — это электрон, нервно вертящийся сам вокруг себя, одновременно трепыхаясь вокруг ядра атома, потому что какой-то нехороший дядя по фамилии Спин заставляет его это делать.»

«»И тут он ему и говорит: «А гони-ка ты мне свои электроны, мужик!». Это я помню. Но совершенно не помню, кто это говорил. То есть говорил это наш учитель химии, конечно, но вот кого он изображал… То ли это был водород, то ли литий, — не помню. И даже восстановить по тетрадкам не могу, потому что перед выпускным с упоением рвала все тетради. Но было смешно».

«Надо заметить, что наши учителя буквально выбивались из сил, стараясь сделать занятия интересными и запоминающимися. Но, может быть, взрослые люди просто забывают, как работает память ребенка. Возьмем для примера занятие, на котором нам показывали слайды с всякими умными вещами. Думаете, сейчас расскажу про те умные вещи, которые я запомнила? Ничего подобного! Запомнила только, что зачем-то нам в самом конце занятия показали видеозапись выстрела из ружья в замедленном варианте. Вот ружье я помню. Красивое… И дым потом… И фантазия сама сначала достраивает всё Бородино вокруг этого ружья, и ты уже видишь оборванные в клочья мундиры, шашки наголо, драгунов на красивых лошадях… А потом снова смотришь на экран, а там уже опять умные вещи показывают. И думаешь: «Ну их, этих французов!». И вместо них представляешь медведя, который умеет очень дружелюбно говорить «Превед!»».

Проблемы:

  1. Отсутствие у большинства учащихся мотивации к изучению химии.
  2. Отсутствие у большинства учащихся базового образования по химии при формально положительной оценке за 8-9 классы.
  3. Отсутствие у большинства учащихся навыков логического анализа, способностей к самостоятельной работе с пособиями, произвольности.
  4.  Большинство учащихся не умеют считать устно в пределах 100, что не позволяет им выполнять простейшие оценочные расчеты при решении задач.

В течение последних нескольких лет наблюдается усугубление перечисленных проблем. Решение их в рамках 2 уроков по химии в неделю принципиально невозможно. Существующие консультации не решают проблемы отсутствия базовых знаний, т.к. при отсутствии мотивации учащиеся не заинтересованы повышать свои знания по химии.

преподавания химии:

  1. Формирование научного мировоззрения и понимания структуры, особенностей, подходов и методов химии как науки.
  2. Подготовка учащихся к вступительным экзаменам по химии в серьезные ВУЗы (например, МГУ).

Учебный план слегка отличается для химических и биологических классов. Например, у биологических классов предусмотрен практикум только по органической химии (для практического ознакомления с методами химического синтеза и исследования), тогда как химические классы проходят также практикум по аналитической химии (10 кл.) и неорганической химии (11 кл.). Наполнение курса химии для биологического класса учитывает специфику вступительного экзамена на биологические и медицинские специальности и предполагает особый акцент на изучении органической химии (количество часов в 10 классе у биологического класса больше, чем у химического, а в 11 классе ситуация обратная).

Самостоятельные работы, проводимые на каждом семинаре, рассчитаны на 30-80 минут и включают реальные задачи вступительных экзаменов разных лет. Проводятся также тесты типа ЕГЭ на 10-15 минут. В рамках семинаров в течение I семестра проводятся 3 коллоквиума по общей химии.

Практикумы предназначены для поддержки курсов органической и неорганической химии. Они включают знакомство с техникой химического эксперимента и свойствами реальных веществ.

В конце каждого года проводится письменный экзамен, моделирующий условия вступительного экзамена в ВУЗ.

Проблемы:

  1. Постепенное снижение базовых знаний по химии.
  2. Сильная загруженность практикумов химфака МГУ и, как следствие, нежелание их руководства обеспечивать практикумами учащихся СУНЦ, при отсутствии собственной материальной базы для проведения практикумов.
  3. Отсутствие у большинства учащихся навыков логического анализа, способностей к самостоятельной работе с пособиями, произвольности.

Снижение начального уровня знаний у профильных классов приводит к тому, что часть учебного времени тратится на ликвидацию безграмотности вместо углубленного изучения химии. Вследствие этого, при наличии и хроническом усугублении проблемы №3, снижается и уровень знаний выпускников.

А вот чем запомнились наши практикумы выпускникам химического класса 2008 года:

«Если говорить о лабораторных работах, то я запомнила только бонусную, которую нам дали исключительно для того, чтобы простимулировать наш интерес к химии. Называлась она «чай с сахаром». Из оборудования был и черный чай, сахар-песок, плюшки и кипяток. Как ни странно, эта работа каким-то образом действительно соотносилась с химией. Какие были вопросы, я не могу точно сказать, но помню, что в одном из ответов я написала, что если не буду часто бегать по стадиону, то стану толстой и безобразной. Оценкой моего гениального ответа послужил смайлик. …

Практикум по химии, на котором я решила понюхать хлор, надолго отбил у меня нюх, после чего я некоторое время даже могла заходить в комнату к парням из нашего класса без предварительного вопроса о том, когда они устраивали последнюю стирку. В общем, химии я могу быть только благодарна».

Очень многие почему-то считают, что СУНЦ нужен, прежде всего, для поступления в МГУ, а химический класс — для поступления на химфак и ФНМ. Однако поступить сейчас вполне можно и без двух лет в нашей замечательной школе. А вот что думает о своей учебе студент ка-х имик:

«А на занятиях по химии необходимо больше надзора и контроля. И вообще, по моему мнению, надо было не давать нам столько свободы, нужно было любить нас меньше, а то выходит, что в СУНЦе мы все такие хорошие, любимые и особенные, а теперь как все, если не хуже. И странно, почему если человек не выходит из комнаты, сидя за книжками целыми днями, его считают ботаном? А еще я училась в СУНЦе лучше многих, но при этом была уверена, что меня непременно должны отчислить».

«Я поняла, что жизнь в СУНЦе перевернула всё мое мировоззрение и отношение к жизни в целом. Я не знаю, хуже это или лучше. Я теперь просто стала мыслить по-другому. СУНЦ был в моей жизни и иначе быть просто не могло.

И еще — мне кажется, что химфак это совершенно не мое…. Нет, всё интересно, всё здорово, но так выносить свой мозг всякой математикой… Я себя просто насилую, я больше так не могу».

Тем не менее, что-то положительное у «химиков на букву «Л»

есть:

«Креативные и доброжелательные способы преподавания это, безусловно, хорошо. Но вот только теперь я помню не химию, а своих учителей, не формулы и реакции, а учительские улыбки. …

Уроки химии продлили мою жизнь на долгие годы. Учителя химии объяснили мне, почему употребление алкоголя приводит к неизбежному сушняку. Контрольные и экзамены по химии отняли со счета моего телефона многие сотни рублей на смс тем, кому посчастливилось вынести с уроков больше, чем мне. Коллоквиумы по химии научили меня великой мудрости: не иди сдавать коллоквиум к преподавателю, написавшему методичку, по которой вы занимаетесь, но которую ты так и не открыл».

«Когда я поступала в химический класс, я знала, что «химия» это что-то про волосы. Откровенно признаться, я и сейчас, по прошествии двух лет, знаю не больше. Но! За эти два года меня научили тому, чему мало кто может научить: меня научили ЛЮБИТЬ ХИМИЮ. А это самое главное».