Колмогоровская школа-интернат уже 45 лет занимается обучением старшеклассников, проявивших интерес к изучению математики, физики, информатики, химии и биологии.

Наша школа-интернат была организована по инициативе выдающихся ученых: математиком Андреем Николаевичем Колмогоровым и физиком Исааком Константиновичем Кикоиным. Московская школа-интернат была создана в 1963 году как часть системы специализированной подготовки старшеклассников, охватывающей всю территорию бывшего Советского Союза. Аналогичные учебные заведения были открыты в Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Вся территория страны была условно поделена на четыре зоны, каждую из которых курировала соответствующая школа-интернат. К примеру, московская школа-интернат собирала одаренных школьников из Центра и Востока европейской части страны. При этом старшеклассники, проживающие вдали от университетских городов, получили уникальную возможность обучаться в одной из лучших школ страны и продолжить в дальнейшем свое образование в одном из ведущих вузов страны.

Потребность в создании специализированной системы образования в области математики и естественных наук для старшеклассников была обусловлена бурным развитием промышленности и науки, которое происходило в нашей стране в те годы. Необходимы были кадры, способные разрабатывать новую технику и технологии. Для привлечения к решению этой задачи одаренных старшеклассников из глубинки и была создана система специализированных школ-интернатов.

Структура и кадровый потенциал.

Вот уже 20 лет Московская школа-интернат является структурным подразделением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ). Стратегию развития школы-интерната осуществляет лично Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Своим приказом Ректор утверждает Совет, который принимает решения по основным вопросам деятельности школы- интерната. Председателем Совета является Проректор МГУ по основной (учебной) работе Петр Владимирович Вржещ. В состав Совета входят деканы профильных для школы-интерната факультетов МГУ: механико-математического, физического, вычислительной математики и кибернетики, химического, биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, ведущие ученые, а также представители администрации школы-интерната.

В состав школы-интерната входят шесть кафедр, пять из которых профильные: математики, физики, информатики, химии, биологии. Кафедра гуманитарных дисциплин обеспечивает преподавание остальных школьных предметов на высоком университетском уровне. Заведующие кафедрами: доцент Е.В. Андреева (кафедра информатики), профессор О.П. Виноградов (кафедра математики), профессор

В.И. Лобышев (кафедра физики), профессор Ю.М. Коренев (кафедра химии), доцент А.С. Орлов (кафедра гуманитарных дисциплин), профессор М.Г. Сергеева (кафедра биологии).

В школе-интернате обучение осуществляется как одногодичное (для выпускников 10-х классов средних школ), гак и двухгодичное (для выпускников 9-х классов). При этом учащиеся могут специализироваться по физико-математическому, компьютерно- информационному, химическому или биологическому профилю.

Преподавательский состав формируется Советом на основе конкурсного отбора. Большинство наших учителей преподают также на других факультетах МГУ. При этом основным местом работы может являться как школа-интернат, так и другой факультет. Важно, что на одного преподавателя приходится лишь четыре ученика. Это соотношение позволяет осуществлять индивидуальное руководство творческой деятельностью учащихся, поддерживать систему кружков и специальных курсов, а главное — проводить занятия силами двух преподавателей. При этом удается более тщательно контролировать процесс усвоения знаний на занятиях.

Учительский состав нашей школы уникален. Лекции читают профессора и доценты — авторы учебников, задачников, методических разработок. Каждый лекционный курс помимо обязательной части содержит авторскую часть.

Мы приветствуем, когда преподавать в школу-интернат приходит ее выпускник, получивший высшее образование на одном из профильных факультетов МГУ. Поэтому сотрудничаем с выпускниками школы в их студенческие годы. Приток молодых преподавателей сейчас является одной из главных проблем российского образования. Главная сложность здесь связана с трудностями при решении материальных и бытовых вопросов. Решать проблему притока молодых преподавателей в нашей школе легче именно благодаря структурной связи с МГУ.

Уникальность системы отбора.

С целью привлечения в школу-интернат наиболее способных старшеклассников была создана трехступенчатая система отбора. Первый ее этап — заочный. Он служит для наиболее широкого охвата учащихся. На этом этапе в популярных изданиях публикуются задачки, а также правила приема в школу-интернат. Второй этап — очные экзамены, которые экзаменационные комиссии школы-интерната проводят ежегодно в 40-50 регионах страны. Свои силы здесь может попробовать каждый, независимо от предыдущих успехов, но далеко не каждый успешно проходит второй этап. Перед экзаменационными комиссиями возникает непростая задача — выбрать одного лучшего из 10-15 претендентов.

Заключительный этап отбора — летняя школа, на которую приглашаются, как правило, в 1,5 раза больше учащихся, чем требуется отобрать окончательно. Летняя школа — это время интенсивных занятий по профильным предметам (математике, физике, химии, биологии). При этом каждый ученик изучает только два предмета, в зависимости от выбранного профиля. Именно здесь можно понять, насколько эффективно школьник может усваивать новые знания и использовать их для решения задач. Дело в том, что учебный материал летних школ, как правило, не пересекается с тем, что проходили ученики в своих школах. Поэтому очень важно качество подбора учебного материала для летней школы. Его разработку у нас ведут ведущие учителя, окончательно программа утверждается специальной методической комиссией. Создается устойчивое мнение, что летняя школа не только позволяет отобрать лучших школьников, но и дает им настрой на дальнейшее интенсивное обучение в школе-интернате. Две недели, проведенные в режиме соревнования, не только дают новые знания, но и мобилизуют, укрепляют характер. Таким образом, учащиеся, прошедшие летнюю школу, будут заниматься в дальнейшем более эффективно, чем те же самые учащиеся, если предположить, что летняя школа для них не проводилась бы. Сложившаяся система отбора является эффективной во многом благодаря работе ответственного секретаря приемной комиссии А.А. Пономарева.

До начала 90-х годов эта система отбора поддерживалась государством. Министерство образования обязывало региональные власти распространять информацию о школах-интернатах, организовывать вступительные экзамены в своих регионах, приглашая для участия в них наиболее успешно выступающих на олимпиадах школьников и содействуя экзаменационным комиссиям, направленным школами-интернатами. За последние годы эта административная система была разрушена. В настоящее время система выездных экзаменов поддерживается благодаря уже сложившимся связям нашей школы с регионами, высокому авторитету Московского университета и местным учителям, которые понимают преимущества, которые получают способные учащиеся, попадая в школу-интернат.

Среди негативных факторов, особенно сильно влияющих на систему отбора в последние годы необходимо выделить следующие два:

1. Спад в рождаемости, который переживала наша страна в 90-е годы, привел к существенному сокращению числа нынешних старшеклассников.

2. Внедрение новой для нас системы единой государственной аттестации выпускников.

Ясно, что сокращение общего числа школьников влечет уменьшение числа способных школьников. Поэтому негативное влияние первого фактора очевидно. О последствиях же второго фактора следует сказать более подробно. Дело в том, что в последние годы учащиеся и их родители в ущерб достижению высоких перспективных целей добиваются решения вполне конкретных, но сиюминутных задач. Например, ставится задача хорошо окончить школу или задача поступить в вуз. При этом подчас забывается вопрос о качестве образования, а также для чего вообще это образование нужно. «А так как «натаскать» на решение задач единого экзамена можно не выезжая в Москву, то нечего и поступать в колмогоровскую школу», — рассуждают некоторые родители. В настоящее время единые государственные экзамены засчитываются при поступлении во все -ведущие вузы страну, а их роль при поступлении в вуз в последние годы стремительно возрастает’. В нынешнем году (впервые!) результаты единых экзаменов по математике и русскому языку учитывались при поступлении в Московский государственный университет.

Несмотря на это, МГУ активно выстраивает свою систему отбора, засчитывая победы на олимпиадах высокого уровня в качестве результатов вступительных экзаменов, организуя свои университетские олимпиады.

Всячески поддерживая инициативы ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, наша школа также активно включилась в олимпиадное движение. Так, несколько лет назад МГУ совместно с популярной в России газетой «Московский комсомолец» организовали конкурс «Покори Воробьевы горы» для учащихся 11-х классов. Победители конкурса получают преимущества при поступлении в МГУ. В настоящее время этот конкурс охватывает также учащихся 9-х и 10-х классов, а победители из их числа получают возможность обучаться в колмогоровской школе.

Вступительные экзамены в школу проводятся бесплатно для поступающих; это дает возможность способным детям попробовать свои силы на этих экзаменах, а в случае их успешной сдачи продолжить свою учебу в нашей школе и, как правило, поступить на один с современными методиками преподавания, принять участие в работе мастер-классов ведущих учителей.

Таким образом, поддержка и развитие инициатив нашего Ректора позволяет школе-интернату преодолевать текущие трудности, возникающие при отборе школьников.

Поддержку в регионах мы получаем также от наших выпускников, занимающихся работой с одаренными детьми на местах. Мы стараемся всячески укреплять связи с учителями, директорами школ, руководителями образования на местах, идущими на расширение сотрудничества с нашей школой.

Особенности системы обучения.

Основные принципы системы обучения в школе-интернате были заложены ее основателями Л.Н. Колмогоровым и И.К. Кикоиным.

Система обучения университетская. Учебный год разбит на два семестра, по окончанию каждого из которых учащиеся сдают зачеты и экзамены. В семестре для учащихся читаются лекции, проводятся практические занятия.

Учебный план и программы курсов разрабатываются методической комиссией и утверждаются Ученым Советом. Программы составляются с учетом тенденций в развитии современной науки. Необходимо заметить, что вплоть до конца 80-х годов в школе- интернате имелась только физико-математическая специализация. Вместе с бурным развитием компьютерной техники возникло компьютерно-информационное направление. В это же время был организован химический класс. Достижения генной инженерии последних лет привели к созданию в МГУ факультета биоинженерии и биоинформатики (ФББ). Поэтому же Ректором и Деканом ФББ 2003 году было инициировано создание биологической специализации в нашей школе.

Помимо основных занятий каждый учащийся обязан участвовать в работе двух кружков или специальных курсов, которые проводятся после основных занятий. Из более сорока дополнительных занятий каждый может выбрать те, которые ему по душе. Приветствуется, если одно из этих занятий будет гуманитарной направленности. Учеников нужно не только учить, нужно формировать их мировоззрение, их гражданскую позицию.

Процесс общения способных школьников не должен заменять напряженную самостоятельную работу. Поэтому в школе создана система самоподготовки. Курируют самоподготовку, как правило, студенты — выпускники нашей школы, которых мы называем помощниками воспитателей. Самоподготовка проходит в отведенное время — два часа до ужина в классах и один час после ужина в комнатах общежития.

С целью проверки усвоения материала дважды в год (перед окончанием первой и третьей четвертей) по профильным предметам и русскому языку проводятся административные контрольные работы. Учащимся, получившим неудовлетворительную отметку по результатам одной из административных работ, выносится взыскание. Если в ближайшую сессию этот ученик снова получит неудовлетворительную отметку, то он может быть отчислен из школы- интерната и переведен в школу по месту жительства для получения среднего образования. Такая система эффективно стимулирует школьников к систематическому изучению школьной программы.

Вовлечение каждого ученика в творческую работу — один из основных принципов учебного процесса нашей школы- интерната. А.Н. Колмогоровым и И.К. Кикоиным были созданы математический и физический практикумы, где знание теорем и законов усваивается благодаря изготовлению различных конструкций собственными руками. Массовое творчество — не единственный способ привлечения к исследовательской деятельности. В школе-интернате создана система подготовки к олимпиадам самого высокого уровня по математике и информатике. Отбор «олимпиадников» осуществляется в летней и зимней олимпиадных школах, проводимыхй математиками школы-интерната В.З. Шаричсм и А.А. Пономаревым, а также заведующей кафедрой информатики Е.В. Андреевой. В дальнейшем учеников, прошедших отбор, дважды в неделю ждет кружок и систематические поездки на соревнования. Благодаря существующей системе подготовки в последние годы заметно выросли результаты выступления учащихся школы-интерната на олимпиадах самого высокого российского и международного уровня.

Благодаря активной работе учителей В.В. Вавилова, С.Н. Сергеева, В.В. Загорского, М.Г. Сергеевой, И.Н. Фалиной и многих других ежегодно учащимися школы выполняется несколько десятков творческих работ, с докладами о которых они выступают на российских и международных конференциях, занимая высокие места. Ежегодно в мае школа-интернат проводит свою конференцию «Колмогоровские чтения», приглашая около 150 гостей из других школ России. Целыо этой конференции является подведение итогов творческой деятельности школы-интерната и сравнение ее с аналогичной деятельностью в других школах. Координатором этой конференции является заместитель директора по дополнительным образовательным программам З.В. Савилова.

Одним из основных критериев для оценки эффективности работы школы-интерната является уровень подготовки выпускников к поступлению в МГУ и другие ведущие вузы. Ежегодно около 85 процентов выпускников поступают на факультеты МГУ. Большая часть из них становятся победителями олимпиад и получают наивысшие баллы в качестве результата вступительных экзаменов. Ежегодно лучшим учащимся Ученый Совет разрешает засчитать оценки выпускных экзаменов, полученные в школе-интернате, в качестве оценок вступительных экзаменов. Безусловно, это стимулирует учебный процесс, но мы не стремимся к массовому использованию этой возможности.

15 процентов выпускников продолжают свое обучение в других ведущих вузах страны.

Учебный процесс в школе курируют заместитель директора по учебно-воспитательной работе А.И. Кухта и заведующая учебной частью В.И. Стукалова.

Воспитание и формирование мировоззрения.

Основными задачами воспитательной работы остаются:

—  формирование высокой гражданской ответственности;

—  воспитание внутренней потребности к исследовательской деятельности;

—  развитие научного мировоззрения, расширение кругозора;

—  развитие навыков коллективного творчества и позитивного взаимодействия в коллективе;

—  укретение дисциплины, привитие навыков самоуправления.

Ранее уже затрагивались некоторые методы решения этих задач. Выделю главное. Воспитание невозможно без бережного отношения к традициям школы-интерната. Традиции поддерживаются как на содержательном, так и на формальном уровнях. Творческое отношение к учебному процессу, преобладание содержания над формой, демократизм в отношениях между учителем и учеником, открытость в отношениях с внешним миром, стремление к справедливости и свободе — всё это отличало и отличает сейчас колмогоровскую школу.

Школьные праздники — это тоже, в основном, дань традициям. День знаний, День учителя. Посвящение, День Рождения интерната, Старый Новый год, ‘Гатьянин день, День влюбленных, Конкурс гимнов, День рождения А.Н. Колмогорова, Последний звонок, Общешкольный поход. Выпускной вечер — это наши праздники. Работу по организации праздников возглавляет руководитель художественных программ В.В. Никитин.

Не могу не отметить здесь нашу национальную черту желание любое дело начинать делать заново, «с нуля». Недавно через одного из общих знакомых мне довелось услышать отзыв о нашей школе одного из известных участников образовательного процесса: «Это школа прошлого века». Лично я горд, что работаю в школе, созданной в прошлом веке, но еще больше бы гордился, если бы наша школа, как некоторые школы Англии, была бы создана в 14-ом веке.

Безусловно, нынешние условия влекут изменения в подходах к воспитанию. Необходимо, например, учитывать прагматизм, овладевший умами большинства моих сограждан. Иногда приходится слышать от школьника, которого учитель приглашает на лекцию ведущего ученого «А мне это не нужно». Потом, правда, после лекции этот школьник признается, что ошибался.

Часто только во время жизни в интернате его воспитанники понимают цену настоящей дружбы, преимущество коллективных действий над индивидуальными, роль дисциплины для достижения поставленных целей. Здесь неоценимую роль играет личность воспитателя, его личный пример, харизма, методическая концепция. Создав коллектив класса, настроив его на позитивные действия, воспитатель может сотворить чудо, в этом случае даже отстающие ученики могут выбиться в лидеры. Координируег воспитательский процесс заведующая воспитательским отделом В.М. Круглова.

Убежден, что самые интересные дела интерната — это те, которые выполнены самими школьниками. Поэтому так важно развивать систему самоуправления и не бояться инициативы учеников, доверять им важную работу, помогая и подсказывая при этом.

Думаю, что в целом процесс воспитания налажен в нашей школе правильно. Один из результатов — выпускники не забывают свою Alma-Mater. Благодаря спонсорской поддержке выпускников живут некоторые важнейшие проекты школы-интерната, например, система приема, система подготовки олимпийцев и научных работ учащихся.

Заканчивая свою заметку, хочу поздравить сотрудников, учащихся, выпускников Колмогоровской школы, всех, кто к ней неравнодушен с 45-ым днем рождения, пожелать школе-интернату новых побед в благородном деле воспитания и обучения одаренных старшеклассников.

 

Часовских А.А.