skip to Main Content

В.В. Вавилов

 

В сентябре 1971 года в Венгрии на Международном конгрессе но про­блемам преподавания физики в средней школе выдающийся ученый современ­ности, лауреат Нобелевской премии, академик Петр Леонидович Капица вы­ступил с докладом «Некоторые прин­ципы творческого воспитания и образо­вания современной молодежи» [1], в ко­тором он высказал некоторые критиче­ские замечания о специализированных школах. В частности. он пи­сал:»…Школы, созданные для избран­ной, одаренной молодежи в области математики, физики, химии, биологии, оказываются даже вредными Вред их заключается в следующем. Если та­лантливого школьника изъять из шко­лы, то это ее как бы обескровливает и сильно сказывается на уровне всей школы. Это объясняется тем. что спо­собный товарищ может уделять своим одноклассникам гораздо больше вре­мени, чем учитель, и взаимная помощь между ними налаживается проще и теснее. Талантливые школьники часто играют большую роль, чем учителя, для обучения своих товарищей. Но этого мало.

Хорошо известно, что в процес­се обучения сам обучающий учится. Чтобы объяснить товарищу теорему, надо хорошо ее самому понять, и в процессе объяснения лучше всего вы­является своя собственная неполнота понимания. Таким образом, талантли­вым школьникам для своего умственно­го роста нужны товарищи, с которыми они могли бы заниматься. В школе для талантливой молодежи такого взаимно­го обучения обычно не возникает, и это сказывается на эффективном развитии способностей» Отметим, что статья ка­салась более широкого круга вопросов воспитания молодежи, а приведенное выше замечание о спецшколах даль­нейшего развития не нашло.

Мнение о том, что не следует удалять способных учащихся из обще­образовательной школы , так как этим школа лишается детей, которые оказы­вают плодотворное влияние на средних учеников довольно резкой критике еще в 1911 году подвергал В П. Кащенко [2] в своем выступлении на Первом всероссийском съезде по эксперимен­тальной педагогике в С.- Петербурге. В то время этот вопрос был актуален еще и потому, что в 1910 году при Ломоно­совском обществе и Москве ( это обще­ство возникло в начале XX века для выявления особо одаренных детей кре­стьян, ремесленников и рабочих и соз­дания для них условий для развития талантов и получения соответствующе­го образования) открылся интернат ( квартира для 7-8 учеников) для обуче­ния выявленных талантливых детей и общество обеспечивало их довольно высокой стипендией. В частности, В.П.Кащенко писал: «3а что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использование неразвернувшихся дарований на пользу процветания среднего индивида. Може­те чем хотите поднимать дух соревно­вания в классе, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарова­ний, которым вы должны дать возможность развернуться во всю ширину и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву…»

Немного далее, он же пи­шет. «Человечество движется вперед благодаря избранным» — говорит Д. Бине ( французский психолог- экспериментатор), поэтому для общест­ва выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим обра­зом; ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нель­зя дать погибнуть».

И наконец, в этом же докладе В.П.Кащенко, в его заключительной части, содержатся следующие слова, которые были очень близки организа­торам нашей школы: «Как должна быть устроена специальная школа, ко­му это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделить их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план — эти вопросы считаю сущест­венно важными .; важно принципиально осознать необходимость такой дифференцировки и создания специ­ально организованных школ; техниче­ская же разработка, я сказал бы, дело времени».

После публикации своей статьи, П.Л. Капица направил ее копию А.Н.Колмогорову, и адресат был вы­бран, конечно, далеко не случайно. К этому времени академик Андрей Нико­лаевич Колмогоров имел огромный опыт работы со школьниками и учите­лями математики средних школ: он стоял у истоков организации математических олимпиад школьников в пашей стране, читал много лекций для уча­щихся и учителей, написал (совместно с П.С. Александровым) учебник но ал­гебре для массовой школы, опубликовал в журнале «Математика в школе» много статей методического характера, являлся инициатором и самым активным руководителем реформы матема­тического образования в средней школе ч т.д. 2 декабря 1963 года но его ини­циативе совместно с академиком И.К.Кикоиным и яри активном уча­сти академиков П.С. Александрова, Б.В.Гнеденко и И.Г.Петровского при Московском университете была организована специализированная школа- интернат (имевшая №18 в Московской нумерации) физико-математического профиля, которая, к обсуждаемому П Л. Kaпицей моменту времени, имела уже восьмилетний опыт работы. В то время А.Н Колмогоров огромное коли­чество времени проводил в стенах шко­лы-интерната и активно занимался все­ми проблемами, связанными с ее становлением и развитием. Письмо со сво­им мнением Л.Н.Колмогоров направил П.Л.Капице 5 ноября 1971 года и затем позднее оно было опубликовано в [3] вместе с другими откликами на статью П.Л.Капицы.

А.Н.Колмогоров пишет: «…Я руковожу физико-математическим ин­тернатом при МГУ. Таких интернатов пока немного. Четыре (Москва, Ленин­град, Новосибирск и Киев) существуют на основе специального постановления правительства. .. Школы эти. несо­мненно, сейчас полезны. Наша московская школа не имеет ни одного ученика из жителей Москвы и в принципе не принимает детей жителей университет­ских городов .. Мы считаем, что университеты должны сами заботиться о вовлечении в научную, творческую ат­мосферу старших школьников своего города.

В области математики успех школы несомненен…. Не аргументируя подробно, скажу, что около половины хороших научных работ, выполненных студентами и аспирантами математики в МГУ, принадлежит бывшим нашим выпускникам. Если же говорить просто о приеме в аспирантуру, то среди при­нимаемых в аспирантуру немосквичей бывшие наши выпускники составляют заметное большинство.

Сейчас для способного подрост­ка в университетском городе имеется возможность оставаться в своей обыч­ной школе и посещать специальные за­нятия (кружки, вечернюю школу), ор­ганизуемые в университете. Но наши ученики, как правило, попадают к нам из таких мест, где их быстрый рост был бы крайне затруднен или невоз­можен.» Задача специальных школ — изучать и разрабатывать передовые ме­тоды обучения и воспитания. Спец­школы должны иметь хорошо подоб­ранные кадры преподавателей и образ­цовую организацию. Конечно, такие школы не могут охватывать обучение по всем областям знания и должны быть специализированы по отдельным дисциплинам, как математика, физика, биология И пр.

Тут мы, по-видимому, несколько расходимся с Вами во взглядах. В Вашем письме, характеризуя деятель­ность Ваших школ, Вы определяете их значимость по научным успехам Ваших питомцев. Это, конечно, показывает, что Ваши методы преподавания мате­матики действительно являются более совершенными. По Вы не говорите о том, что Вы предпринимаете, чтобы эгн методы обучения распространялись бо­лее широко, И как они влияют на качс ство преподавания математики в обыч­ных школах. Я считаю, что повышение уровня преподавания в стране в широ­ких масштабах и должно быть основ­ной задачей спецшкол. Если это так. то из этого следует, что характер органи­зации этих школ, отбор преподавателей и учеников должен быть согласован с этой задачей.

Спецшколы по основным отрас­лям знания, задачи которых — разраба­тывать и внедрять наиболее передовые методы преподавания в масштабе всей страны, всегда будут нужны… Очень ценно, что Вы, ученый такого исключительно крупного науч­ного дарования, занимаетесь вопросами воспитания молодежи. Я думаю, что сейчас это наиболее важная задача для развития* культуры в нашей стране. Когда-то Клемансо говорил, что война чересчур серьезная вещь, чтобы пору­чать ее одним военным. Я думаю, что то же относится к воспитанию творче­ской молодежи, в этой работе должны принимать участие ученые…»

Время, конечно, все расставило по своим местам. Сейчас во всем мире, в том числе и в России, существуют и активно развиваются специализирован­ные школы, лицеи, гимназии, коллед­жи. Об эффективной национальной системе поиска, развития и поддержки талантливой молодежи сейчас заботит­ся любая страна, думающая о своем будущем

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Капица П.Л., Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопросы философии. 1971, № 7.
  2. Кащенко В.П.. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? Антология педаго­гической мысли России второй полови­ны ХIХ начала XX в., — М. Педагогика, 1990
  3. Обмен мнениями с академи­ком П.Л.Капицей, Вопросы филосо­фии. 1972, №7.

«Журнал ФМШ имени А.Н. Колмогорова», 1996 г. № 1, с. 21-24.

 

Перейти к содержимому