skip to Main Content

Открытое письмо родителям

Учебный год только набирает обороты, а у классных руководителей уже появилась серьёзная проблема: в связи со снижением успеваемости некоторые родители готовы забрать ребёнка из школы, потому что он «не тянет»…

Сразу хочу объясниться: пишу это обращение к вам, уважаемые родители, не по просьбе классных руководителей или администрации, а лишь потому, что не могу оставаться безучастным к происходящему. Приведу ряд доводов, надеясь на уменьшение того панического состояния, которое овладело умами отдельных родителей.

Во-первых, восьмилетний опыт работы в другой, но тоже сильной специализированной школе, даёт возможность проводить аналогию, заключающуюся в том, что большинство детей пришли в СУНЦ из обычных школ, где уровень требований был заметно ниже, где одарённый ребёнок своими учебными показателями превосходил многих других, радуя родителей. И в тот момент вы, дорогие родители, не ставили под сомнение одарённость сына или дочери. Что же произошло сейчас? Что, ваши дети – вдруг! – перестали быть одарёнными? Нет, просто изменился уровень требований, глубина получаемых знаний и, конечно же, общая учебная нагрузка. И на фоне перечисленного «усреднённый показатель» несколько снизился. Попробуйте поверить, что это нормально, а некоторое снижение успеваемости отмечается даже у тех учащихся, которые пришли в СУНЦ из других специализированных школ.

Во-вторых, на календаре всего лишь вторая половина октября, а период адаптации к учебной нагрузке завершается только в конце третьего месяца учёбы. Для многих детей, вступивших в первых год обучения в СУНЦ, начинается очень непростой этап, когда они по-настоящему учатся учиться. В корне меняется само отношение к учебной деятельности, возрастает уровень личной ответственности за результат, выстраивается система усвоения знаний. Качество сложившейся в СУНЦ МГУ учебной системы вы можете оценить сами по тем результатам, которые показывают выпускники СУНЦ, будущие абитуриенты ведущих вузов не только нашей страны, но и зарубежных высших учебных заведений.

В-третьих, многие знают на собственном примере, что войдя в аудиторию, где проводится экзамен, человек понимает, что не может вспомнить ничего, находясь в состоянии сильного волнения, и лишь выйдя за дверь и успокоившись, обнаруживает, что знания никуда не делись. Но в «зачётке» уже стоит оценка ниже той, которую мог бы получить отвечавший. Опытные педагоги всегда говорят о том, что оценка не является показателем уровня знаний. Даже «средний» ученик СУНЦ всё равно знает на порядок больше любого сильного ученика обычной школы, это принципиально другой уровень знаний, иная глубина погружения в предмет, о чём уже говорилось выше. И что же, можете спросить вы, пусть будет «троечником»? Не спешите, дайте детям время на исправление ситуации, тем более что многие из относительно неуспевающих сами посещают дополнительные занятия, просят разъяснений у преподавателей, товарищей по учёбе, не опускают руки, не сдаются, веря, что смогут изменить ситуацию. Поверьте и вы в них!

В-четвёртых, большинство детей, обучающихся в СУНЦ МГУ, приехали из других городов и вынуждены жить в общежитии, в отрыве от своих родных и близких. Для души подростка это непростое испытание. А вместо тёплого участия, некоторые дети получают «напутственный пинок» и чрезмерно критическую оценку учебных результатов. Это как толкнуть идущего по льду: может он и начнёт двигаться быстрее, но может и упасть, а пока будет подниматься на ноги, остальные уже уйдут вперёд. А сил на то, чтобы догонять всегда требуется гораздо больше. Поддерживать, а не «пинать», иначе на трудности в учёбе наслоится ещё и утраченное душевное равновесие.

В-пятых, для некоторых родителей «красивый» аттестат является практически самоцелью. И сейчас я задаю вам, уважаемые родители, жёсткий вопрос на, как говорится, взрослом языке: а вы, часом, не свои амбиции таким образом удовлетворяете? Рад, что это относится не ко всем, но и такое тоже встречается. Не подумайте, что призываю вас смириться с некоторым отставанием в учёбе, но до аттестата ещё далеко, всё ещё может измениться, если мы совместными усилиями будем помогать детям преодолеть неизбежные трудности, возникающие в ходе серьёзной учёбы. Настало их время строить собственную жизнь, в фундаменте которой будет, в том числе, и качественное образование, свой вклад в которое вносит и школа СУНЦ МГУ.

Это далеко не всё, можно было бы ещё многое сказать, но главное в другом: пока что нет повода для паники, есть сильные преподаватели, есть собственный интерес детей в учёбе, нужно только ваше понимание, не делайте поспешных выводов по тем результатам, которые показывают ваши одарённые дети на начальном этапе обучения. А то, что они одарённые – разве можно в этом сомневаться в отношении тех, кто прошёл все вступительные испытания и начал свой путь к серьёзным знаниям?

Терпения вам, дорогие родители, веры в своих детей, поддержите их в это непростое для них время!

С уважением,

Трофимов Руслан Анатольевич, педагог-психолог СУНЦ МГУ в 2015-2017 гг.

Перейти к содержимому