02

В конце августа ученики СУНЦ, представившие лучшие доклады на Колмогоровских чтениях кафедры гуманитарных дисциплин, и их научные руководители посетили по программе обмена одну из лучших школ в Финляндии.

Колмогоровские чтения на кафедре гуманитарных дисциплин — ежегодная весенняя студенческая конференция в СУНЦ МГУ, состоящая из докладов гуманитарной направленности на русском и английском и естественно-научных докладов на английском языке.

Участникам чтений предоставляется уникальная возможность попрактиковаться в01 написании настоящих научных докладов и получить бесценный опыт выступления на конференции. Кроме того, учительское и студенческое жюри определяет победителей, которые награждаются грамотами и памятными призами. Докладчики, занявшие первое и второе место в обеих номинациях, и их научные руководители премируются бесплатной поездкой в Финляндию, в старейшую школу Хельсинки.

Ребята будут жить в семьях ровесников-учеников старших классов и общаться по-английски. Знакомство со школой, посещение разных уроков, увлекательные прогулки по городу и окрестностям, занимательные экскурсии и, конечно, много-много общения с финскими старшеклассниками, — всё это ждёт победителей Колмогоровских чтений на кафедре гуманитарных дисциплин.

Ученики и выпускники СУНЦ, недавно вернувшиеся из этой поездки, с нетерпением ждут приезда финской делегации в апреле, ведь там будут ставшие уже близкими друзьями финские подростки, в домах у которых наши ребята жили.

Своими впечатлениями делятся Александра Безбородова, Иван Лозинский и Мария Селифанова.

 

Новый опыт, который я бы с радостью повторила

Александра Безбородова 11Л, второе место на  Колмогоровских чтениях

Весной этого года моя учительница английского языка, Марина Викторовна Щедрина, предложила написать доклад на английском языке для Колмогоровских чтений. На моем направлении за два года обучения нужно подготовить курсовую работу. Однако, у меня никогда ещё не было подобного опыта, где я могла бы заняться подобной деятельностью. Поэтому, узнав о Колмогоровских чтениях, я сразу же ухватилась за подвернувшуюся возможность. Мы с одноклассником решили исследовать влияние флуоресценции на биологические существа и в качестве объекта выбрали небольших прозрачных рыбок. Мы изучали научные статьи, провели несколько опытов, написали текст и сделали презентацию.

Спустя месяц наша работа была готова. Результатом её стало избирательное окрашивание нервной ткани и кровеносных сосудов исследуемых объектов. (Ни одна рыбка не пострадала в ходе эксперимента).

В день доклада мы очень волновались, но все прошло замечательно: мы получили диплом второй степени и только тогда узнали о главном призе — поездке в Финляндию. Это был неплохой приз для такой сложной проделанной работы.

03

Сама поездка была чудесной. Мы познакомились с культурой этой скандинавской страны, выучили несколько слов по-фински, нашли новых друзей. Это был замечательный опыт знакомства с другой страной, новой культурой.

04

Гуманитарные Колмогоровские чтения для меня — это уникальная возможность попробовать выступить перед знакомой аудиторией прежде, чем участвовать в других крупных научных конференциях, совместить в одной научно-исследовательской работе английский язык и моё профильное направление — естественные науки.

Я считаю, что в Колмогоровских чтениях стоит участвовать, потому что для меня они открыли новый неизведанный мир научных исследований, потому что это был новый опыт, который я бы с радостью повторила.

 

Иван Лозинский, второе место на  Колмогоровских чтениях, выпускник СУНЦ МГУ 2016 г., студент первого курса ВМК МГУ.

Моя учительница по английскому языку Анастасия Юрьевна Нешина  предложила нашему классу стать научным руководителем на приближающейся конференции.

Помню, как горели глаза моей одноклассницы, когда преподавательница описывала перспективы участия в КЧ. Этот огонь, видимо, передался и мне, и я, мучаясь сомнениями, предложил свою кандидатуру.

Я был сильно удивлён, когда моя самая лучшая в мире презентация с котиками не прошла ценз моего научного руководителя.

А тут ещё олимпиады, соревнования, учёба… Когда я всё это успею переделать?!

Но отступать было поздно. Анастасия Юрьевна объяснила мне критерии, по которым будет оцениваться работа, посоветовала несколько книг на английском по моей тематике, помогла придумать идею для второго эксперимента.

Я приступил к созданию новой презентации и написанию текста выступления на тему «Как легко люди делятся своими авторизационными данными?». Психолог и преподаватель психологического кружка в СУНЦ Н.А. Ошемкова тоже согласилась проконсультировать меня по поводу моего эксперимента. И эта поддержка друзей сыграла решающую роль.

После выступления на конференции  гости и сотрудники беседовали со мной по поводу моего доклада: им он очень понравился больше всего тем, что, тема оказалась необычной и касалась всех присутствующих в зале.

Несмотря на все трудности, оно однозначно того стоило.

Во-первых, опыт, полученный при проведении самого опроса, опыт подготовки научной работы, опыт выступления перед публикой.

Во-вторых, жизненные уроки, которые я из всего этого извлёк.

В-третьих, крутые призы и много положительных эмоций! (больше, чем отрицательных)

И я очень благодарен всем, кто мне помогал, участникам и организаторам конференции!

Главный приз – поездка в Финляндию

 

Впечатления x) ;P 😡

05Первое впечатление: в Хельсинки очень мало народу, потому что пока мы ехали на метро, улицы были пусты. Но как только мы добрались от аэропорта до самого города, стало понятно, что я ошибался.

Но людей всё же меньше чем в Москве. По возвращении я удивлялся как их много x)

Люди приветливые и позитивные. За всё время пребывания там я ни разу не встретил негатива в мой адрес. Конечно, это не показатель, но всё же : )

Снова в школу ;P

Пригласили нас от школы Ressun Lukio — лучшей старшей школы в Финляндии.

Нам устроили небольшую экскурсию по зданию и отвели на занятия. И было очень интересно понаблюдать отличия от российского образования. А заключаются они в следующем:

  • 06Уроки длятся по 1:15. Отсутствие перерыва чувствовалось сильно. Но, всё же, это короче вузовской пары.
  • Они сами выбирают, на какие уроки им ходить. Есть обязательные предметы (базовая алгебра и геометрия, финский и шведский язык и т.д.), но большинство они выбирают сами. Единственное условие — заполнить минимальное количество часов в неделю.
  • По умолчанию они учатся в старшей школе с 16 до 19 лет. Но для детей, которые параллельно занимаются чем-то кроме учёбы (спорт, например) или просто лентяи x) есть чуть менее загруженная программа, рассчитанная на четыре года, вместо трёх.
  • В их школе есть поток IB, где преподавание ведётся полностью на английском языке.
  • В среднем они знают больше языков, чем аналогичные российские школьники. В основном, за счёт того, что на шведский и финский кино переводят редко. Литературу тоже намного проще найти на английском. Мой хост знала порядка 10 языков.
  • Школа очень аккуратная и чистая, впрочем, как и весь город.

Май инглиш иc..

Поначалу (первые дня три), ввиду отсутствия практики разговорного английского, я почти не понимал, о чём говорят все эти люди. Но постепенно мне становилось всё проще и проще, и к концу я обнаружил, что при переписке с друзьями даже мысли свои формулирую по-английски. Это был интересный эффект. Слова, которые не знал, пытался описать как-нибудь иначе. И это было весело!

Но трудности в общении порой вызывали у меня желание спрятаться от этого непонятного мира. Особенно когда тебе что-то говорят, а ты не улавливаешь сути даже с третьего раза. С этим желанием мне пришлось бороться на протяжении всего путешествия.

Бесплатные велосипеды и отсутствие охраны

07

Город не только очень чистый в физическом плане, но и преступности, как я понял, тут сильно меньше.

Люди спокойно оставляют свои велосипеды на улице, уверенные в том, что их никто не тронет. Впрочем, трогать их нет необходимости, так как любой желающий может взять бесплатный на время. А в гипермаркетах нет ни одного охранника. Да и, вообще, я их нигде не видел.

В остальном город очень похож на российские города. Даже архитектура схожа с архитектурой Питера. Ещё по городу стоит много памятников Александру II. Многие люди знают русский язык (на уровне чтения). Так же часто встречаются русские мигранты.

Вот только цены на всё здесь выше, чем в России, да и зарплаты тоже. А пособия (относительно цен) не очень высокие. Как следствие, беженцы сюда не бегут 😉 Но продукты заметно качественнее.

Нам удалось погулять по скверу во время празднования Ночи Искусства. И во время празднования было очень много выступлений. На улице играли музыканты: от рок-групп до исполнителей, играющих на стеклянных бутылках! Выступали фокусники и давали бесплатное мороженое, чай и печеньки!

Ну и, конечно же, шикарные виды на залив и леса.. ^^

Места здесь и вправду красивые. За городом невысокие холмы и таёжные леса, в городе залив. На острове полуразрушенный замок )

Однако, погода здесь преимущественно пасмурная.

08

Хост : )

Хостами называли семьи, у которых мы жили. Меня приютила очень милая девчонка по имени Сату. Отец её занимается IT и очень любит рок! Он даже провёл мне урок по игре на электрогитаре, и на прощание подарил маленький усилитель:), наставляя купить себе электрогитару. Что я, пожалуй, и сделаю, но чуть позже. Семья приняла меня очень радушно, и я им очень благодарен!

09

10

Возвращение домой..

Поездка принесла много опыта и положительных эмоций!

Не только в общении на английском, но и в общении с людьми в общем, в понимании жизни Европы, пусть и малой её части, но всё же. Я очень рад, что мне повезло в ней поучаствовать!

 

Преодоление языкового барьера и невероятный опыт общения

Мария Селифанова, первое место на Колмогоровских чтениях, выпускница СУНЦ МГУ 2016 г., студентка первого курса биологического факультета МГУ.

На Колмогоровские чтения-2016 кафедры гуманитарных дисциплин я попала почти случайно. Началось все с того, что по результатам Балтийского научно-инженерного конкурса я была отобрана в команду России на международную научную конференцию International Forum for science and Ingeneering students в Гвадалахаре (Мексика). К этому моменту у меня не было опыта публичных выступлений на английском языке, а представление своего исследовательского проекта вообще вселяло в меня страх :). Узнав о предстоящей конференции, мой преподаватель английского языка Зарина Наталья Сергеевна предложила мне попробовать свои силы и принять участие в Колмогоровских чтениях, ведь особенность этой конференции состояла как раз в том, что доклады представлялись участниками на английском языке. В состав жюри входили как преподаватели кафедр химии, физики и гуманитарных дисциплин СУНЦ МГУ, так и школьники, свободно владеющие языком. Поэтому на конференции можно было услышать ряд замечаний по научному содержанию проекта, полезные советы по поводу выступления и построения доклада на английском языке, а также много интересных вопросов и идей, которые помогли мне понять, каким образом лучше строить свой доклад и посмотреть на проблематику проекта с новой стороны.

Конференция стала для меня очень важным опытом преодоления языкового барьера в рамках научной сферы. В ходе выступления и последующей  дискуссии, мы с членами жюри нашли несколько ошибок, которые я допустила при переводе научной терминологии, прояснили моменты, которые остались нераскрытыми во время моего доклада и получили удовольствие от интересного обсуждения.  Конференция проводилась не только для того, чтобы мы рассказали всем о том, чем мы занимаемся, но и для того, чтобы мы узнали  об интересных проектах, выполненных другими школьниками в стенах СУНЦ: участники могли задавать вопросы из зала и принимать активное участие в общей полемике.

В конце конференции все участники получили приятные памятные подарки, а наградой победителям Колмогоровских чтений стала поездка в Финляндию по программе обмена с лучшей и одновременно одной из самых старых ныне сохранившихся школ Финляндии — Ressun Lukio.

Итак, в конце августа, пятеро СУНЦовских ребят с двумя преподавателями английского языка отправились в Хельсинки. Стоит отметить, что школа Ressu, где нас тепло приняли сразу после нашего прибытия, расположена в самом сердце города. Чем больше мы узнавали о ней, тем больше она напоминала нам наш родной СУНЦ МГУ, ведь ребята со всей Финляндии мечтают поступить в старшие классы именно сюда, а в школе царит своя, особенная атмосфера: на переменах ученики играют в шахматы или в настольный теннис, весело болтают, сидя на уютных диванчиках, или обсуждают с преподавателями только что закончившуюся лекцию. Интересно было то, что в школе можно было одновременно услышать разговоры на разных языках: финский и шведский, как официальные государственные языки, английский, в связи с тем, что в школе большое количество так называемых IB студентов, приезжающих из разных стран, русский — оказывается, в каждом классе обязательно есть два-три русскоговорящих студента, и даже китайский, ведь одновременно с нами в школу приехала делегация из Китая.

Поездка в Хельсинки с командой ребят-победителей Колмогоровских чтений-2016 в наибольшей степени стала для меня невероятным опытом общения с людьми. Мы жили в семьях финских ребят, учеников школы Ressu. Это был мой первый опыт жизни в принимающей семье, и я с уверенностью могу назвать его успешным: я попала в замечательную семью, с которой я и сейчас, в Москве, продолжаю общаться. Приятным сюрпризом было то, что один из учителей математики в школе Ressu опознал Андрея Николаевича Колмогорова, изображённого на футболке одного из наших ребят, он был поражён тем, что Андрей Николаевич является основателем нашей школы. В эти насыщенные четыре дня мы также провели небольшой мастер-класс на уроке русского языка у финских школьников. Нужно отдать им должное: их успехи в изучении нашего непростого языка впечатляют! Прогулки по Хельсинки с нашими финскими друзьями, пикник на замечательном древнем острове, интересные вечерние беседы с принимающими семьями, обсуждение жизни, учёбы и экзаменов в финских и русских школах с дирекцией Ressu и неповторимая атмосфера северной Финляндии, — все это, несомненно, запомнится мне надолго.  Школьники, участвующие в программе обмена и так тепло принявшие нас в Хельсинки, в апреле этого учебного года посетят наш интернат, и мы с нетерпением ждём их в Москве.

Большое спасибо организаторам Колмогоровских чтений и СУНЦ МГУ за прекрасную возможность, выпавшую нам прямо перед началом такой непростой университетской жизни. А нашим последователям я советую не боятся, а идти навстречу открывающимся им новым возможностям, и тогда учёба в СУНЦ станет невероятно насыщенным и богатым на события и эмоции временем, к которому вы снова и снова с благодарностью будете возвращаться в своих воспоминаниях.

материал подготовила А.Ю. Нешина

 

Как принять участие в Колмогоровских чтениях кафедры гуманитарных дисциплин, стать победителем и поехать в Финляндию смотри здесь.

http://internat.msu.ru/2016/03/25/kolmogorovskie-chteniya-na-kafedre-gumanitarnyh-distsiplin-2/