44I9k5ygkyU

28 октября на ВДНХ стартовал форум «Открытые инновации». На форуме разместились площадки различных компаний, корпораций и стартапов. В течение 5 дней здесь проходили деловые обсуждения, проводились тренинги; выступали первые лица государства. Команда Лаборатории научного творчества СУНЦ МГУ приняла участие в этом мероприятии и представила более десяти экспериментальных установок в рамках проекта «НАУКА 0+».

На форуме были представители как начинающих стартапов, так и больших корпораций, российских и зарубежных, таких как Росатом, Сколково, Intel и других. На стендах компании IBM желающие могли подать заявку на получение гранта для развития собственного проекта. Ребятам из Лаборатории научного творчества особенно понравился квест, который устраивала Российская венчурная компания. Каждый желающий мог попробовать свои силы в решении необычных головоломок и получить призы с символикой компании.

Помимо этого, на мероприятии были представлены различные регионы РФ — Ульяновская, Воронежская, Самарская, Томская области, республики Башкортостан и Татарстан. Ученикам СУНЦ, приехавшим в Москву из этих регионов, было приятно пообщаться с земляками и узнать, что происходит дома.

Не будет преувеличением сказать, что стенды Лаборатории научного творчества СУНЦ МГУ были одними из наиболее посещаемых на форуме. Самой популярной установкой стала демонстрация неньютоновской жидкости (вещества, чьи свойства зависят от скорости взаимодействия с ним — прим. автора). Около ёмкости всё время находились посетители, а некоторые даже решались пробежаться по ней босиком. Помимо этого, демонстрировались модели моста да Винчи, чёрной дыры, а также опыты, связанные с вихревым движением жидкости. Некоторые посетители с восторгом залезали в мыльный пузырь.

 

Однако экспериментальные установки привлекали не только молодых людей. Иностранные гости, которые участвовали в обсуждениях на форуме, после всех официальных мероприятий тоже интересовались стендами Лаборатории научного творчества СУНЦ МГУ. В частности, нам удалось взять интервью у министра образования Тайланда. Хэйпрук Сарейрак (Chaipreuk Sereerak) рассказал нам о школах и школьном образовании:

— Мы работаем над изменениями в нашей системе образования, ведь ученики должны не только слушать материал, но и делать что-то своими руками.
— То есть Вы хотите уделять больше времени проектам в рамках школьной программы?
— Да, при этом это могут быть как индивидуальные, так и групповые проекты.
— В Тайланде есть школы, похожие на СУНЦ МГУ?
— У нас есть центр, схожий со школой Колмогорова, где учатся одарённые дети, интересующиеся наукой. В нем учится более 720 человек. Если рассмотреть и другие — не обязательно лучшие, но тоже очень хорошие школы — то из них выпускается более восьми тысяч человек в год.

Также мы узнали, какие образовательные программы, связанные с творческой и исследовательской деятельностью, существуют в Нидерландах и Франции.

Оуки Фиссер (Aukie Visser), консультант в министерстве экономики Нидерландов:

— Мы называем их техназиями — по сути это гимназии, оснащённые высокими технологиями. Мой сын учится в одной из таких школ и уделяет много времени научной деятельности. Сейчас он занимается проектом, связанным с химией, математикой и биологией.
— Какие ещё программы способствуют развитию науки среди школьников?
— Помимо упомянутых техназий, в Голландии есть много музеев, где можно наблюдать и даже самому проводить различные опыты. Самым известным является музей NEMO, где все посетители могут сделать что-либо своими руками. Также регулярно проводятся недели науки. Обычно такие мероприятия организуются на базе университетов, иногда в них принимают участие медицинские учреждения. Это открытые площадки для школьников и студентов, которые помогают понять, как работает университет или больница. У посетителей есть шанс поговорить с профессорским составом и прослушать лекции на различные темы.

Кристофф Линард (Cristophe Lienard), директор по оборудованию и инновациям группы Colas:

— Как организована работа с одарёнными детьми во Франции?
— Я не уверен, что у нас есть такой опыт в рамках школы. Однако существует система «La main à la pâte», которую создал нобелевский лауреат Жорж Шарпак. Она является основой при изучении физики в школе.
— Уроки в основном проходят в классе?
— Нет, не только. Важной частью упомянутой программы являются эксперименты и практический опыт.

Нашим постоянным гостем на протяжении нескольких дней был Сохаил Малик (Sohail Malik), профессор Вашингтонского университета в Сиэттле. Он рассказал ученикам СУНЦ про ярмарки идей в США и дал несколько советов, как воплотить идею в готовый проект:

«Тот факт, что у вас появилась новая идея, является лишь первым этапом, а не готовым решением, с которым можно выходить на рынок. Второй шаг — это защита ваших авторских прав, после чего можно создавать прототип и демонстрировать его компаниям, которые помогут с дальнейшим развитием проекта».

Благодаря этому форуму о СУНЦ МГУ узнали далеко за пределами Москвы, а ученики, только поступившие в этом году, смогли поближе познакомиться с деятельностью Лаборатории научного творчества и лично принять участие в разработке новых проектов.

Автор статьи: Борис Евсеев
Фотограф: Виталий Пашкин