Варламов С.Д. о летней школе для восьмиклассников:
«С 8 по 19 июня 2013 года в СУНЦ проходила летняя школа для восьмиклассников. Изучались физика, химия, информатика и математика. Дети приехали из разных мест России и некоторые проявили весьма высокие способности к обучению. Из 27 школьников, участвовавших в работе школы, по крайней мере 6 человек вполне могут быть будущими призерами и победителями олимпиад по физике. Об этом говорят результаты пяти контрольных работ, которые им предлагались после прохождения каждой из рассматриваемых тем. Участники школы только что закончили учебу в 8 классах своих школ, и напряженный режим работы летней школы с 6 серьезными уроками каждый день был, на мой взгляд, утомителен для школьников среднего возраста. Иногда бывало так, что у детей в день было по 4 урока физики или математики, или химии. У меня опыт преподавания младшим школьникам (7-8 классов) весьма мал, так как такие занятия я вел только эпизодически. В результате были выбраны темы, которые дети уже «проходили» в школе: статика, в том числе гидростатика, – закон Архимеда, электрические цепи постоянного тока, процессы теплопередачи – уравнение теплового баланса, и (в качестве новой для школьников темы) газовые законы.

Итоговая контрольная работа по физике на летней школе для 8-классников СУНЦ – 17.06.2013:

  1. В участке цепи между точками А и В течет ток 10 мА. Какие токи текут через каждый из резисторов участка?
  2. Куб А×А×А сделан из сплошного материала. Центр масс куба, естественно, находится в его центре. Из куба удалили часть с размерами А/2×А/2×А/2, показанную на рисунке. Каково расстояние от прежнего места расположения центра масс и места расположения центра масс остатка куба?
  3. С фиксированным количеством N молей газа провели процесс-цикл, который в координатах P-V выглядит треугольником с вершинами в точках 1  (P.V), 2 (3P, 3V),  3 (P, 3V). Нарисуйте/постройте этот же процесс в других координатах:  T,P  и   V,T. Какова минимальная и какова максимальная температура газа в этом процессе?
  4. Зимой на входе в систему отопления школьного здания вода имеет температуру +60°С. На выходе из этой системы вода имеет температуру +40°С. Тепловые потери здания школы вследствие теплопроводности стен, излучения и сквозняков составляют 106 Вт. Трубы, подводящие и отводящие воду, имеют внутренний диаметр 100 мм. С какой средней по сечению труб скоростью течет вода в них?»